Двухтомник Белорусы и Сибирь. Тобольск

Людмила Козлова Кузнецова
НА КРАЮ  ОЙКУМЕНЫ   

О новом томе альманаха  «Тобольск и вся Сибирь – Белорусы в Сибири» Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Главный редактор Ю.П. Перминов Дизайнеры Елизавета Бабаева, Василий Валериус.
_____________________ 

В предыдущих томах альманаха «Тобольск и вся Сибирь» панорамно и объёмно показана  роль многих коренных народов Сибири и русского народа в  историческом освоении необъятных просторов, лежащих, как это было принято считать в европейском цивилизованном  мире, далеко за Уралом-камнем, где-то  на краю ойкумены. Эпопея освоения Сибири – это великий поход на Восток. В этом грандиозном походе  огромную роль играет  история белорусского народа, который  внёс свой  незаменимый вклад в дело  продвижения  человеческой цивилизации в дикую таёжную страну, носящую имя Сибирь.
Первый том альманаха «Тобольск и вся Сибирь.Белорусы и Сибирь» открывается вступительной статьёй  Аркадия Елфимова, где  говорится об исторически обусловленной многовековой  связи между русским и белорусским народами: « [...] множество выходцев из Белоруссии ещё со времён Ивана Грозного немало способствовали тому, что могущество России из века в век прирастало Сибирью.  Как свидетельствует один из самых осведомлённых экспертов в этой области, В.А. Ермоленко, выходцы из Белоруссии были «…в числе первых отважных мореплавателей в суровых условиях Северного Ледовитого океана (Прончищев и братья Лаптевы, Зарембо). Белорусы Долгушин и Мосаль¬ский основали «златокипящую Мангазею», город Анадырь на Чукотке (Гриневецкий), построили морские порты на всём побережье Ледовитого океана (Ляхницкий, Лукашевич), решили проблему строительства в условиях вечной мерзлоты (Цытович)». [...]  Существуют свидетельства, что в окружении Строгановых, на службе у которых состоял Ермак, были «литвины», прибывшие из белорусских земель. Некоторые из них могли принимать участие в походе Ермака на Сибирское ханство. [...]  Новая волна переселения белорусов в Сибирь началась в конце XVIII в. после вхождения белорусских земель в состав Российской империи. В этот период в Сибирь стали отправляться люди, надеявшиеся найти лучшую долю в этом бога¬том, но суровом краю. После разгрома восстания в Польше 1830–1831 гг. в Сибирь было сослано немало участвовавших в нём представителей белорусской шляхты»
В иллюстрациях к статье есть потрясающая фотография  Прокудина-Горского 1910 г, на которой  мы видим переселенца. Нехитрый  скарб, беспорядочно сваленный  в кучу, а на ней в одиночестве сидит немолодой мужчина  на дикой таёжной поляне. Глядя на  картину, ясно понимаешь,  какой неподъёмный труд предстоит этому человеку, чтобы хоть как-то зацепиться за жизнь – хотя бы просто построить  крышу над головой, ведь  в Сибири, как известно, девять месяцев в году  лютует зима. Понимаешь и то, что те, кто вот так с нуля  строили жизнь  своими руками (ведь ничего другого у них не было!), это  люди абсолютно фантастической породы.
В своей публикации Аркадий Елфимов отмечает  и тот удивительный факт, что судьба Фёдора Михайловича Достоевского, предки которого имеют белорусские корни,  мистическим образом связала  судьбы Белоруссии и  Сибири. И к этому факту придётся ещё не раз вернуться по мере нашего повествования о двухтомнике «Белорусы и Сибирь».
В исторической ретроспективе прослеживаются несколько волн  переселений из Белоруссии в Сибирь – это и начало 20 века, и 20-30-е и предвоенные годы, а также  переселения, связанные с  военным временем,  репрессиями,  и  с грандиозными планами освоения Сибири в середине 20 века.
Президент Белоруссии Александр  Лукашенко продолжает тему, уделяя особое внимание  сотрудничеству  и интеграции Белоруссии  и России во многих сферах  деятельности, в том числе и на региональном уровне: «Важнейшим направлением интеграции Беларуси и России является региональное сотрудничество. В этом мы в очередной раз убедились во время форума в Минске, куда в июне этого года (2016 г. – Ред.) съехались представители регионов двух стран. Именно регионы Российской Федерации спасли вот это братство двух славянских государств».
Идею сотрудничества и интеграции двух государств углубляют и дополняют некоторые материалы этого раздела, например,  в публикации Романа Федорова  «Кто мы: «рассейские», «самоходы»  или белорусь?»  рассказано о  формировании устойчивых групп  белорусов на территории Сибири и дальнего Востока.
В разделе «Как это было» в материалах историка и этнографа Александра Яркова «Литовские ж люди белорусцы» речь идёт об особой категории служилых людей  в Сибири – «литве» (литвины / литовцы / казаки литовского списка), о наименовании которых можно однозначно говорить лишь в связи с указанием места первоначального исхода. Большинство рядовых «литвин» отличала дисциплинированность, но и их «доставали» казнокрадство, мздоимство, нечистоплотность начальства (в том числе и соплеменников).  О том, что встраивание переселенческих групп в жизнь и быт Сибири происходило весьма  драматически, повествует   исторический очерк Николая Оглоблина  «Заговор  Томской «Литвы» в 1634 году». Многие из поселенцев сознательно находили в Сибири своё второе Отечество и служили ему по совести. Большинство их были люди грамотные и быстро дослуживались до высших рангов служилых людей – боярских детей, сотников, атаманов. Однако были и люди другого склада – ссыльные, которые не видели в Сибири второго Отечества. Их настроения проявлялись не только в высказывании недовольства при всяком удобном случае, но заговорщической деятельностью.
Одним из самых интересных материалов этого раздела является повествование Павла Саенко «Сибирь, богатством которой могущество России прирастает: белорусский вклад», где говорится о людях, участвовавших в освоении Сибири, Енисейской губернии, Приморской области, Камчатки и Аляски. И в каждой из таких  экспедиций  участвовали и белорусы, например, Василий Прончищев, уроженец могилёвских шляхтичей. Или Борис Вилькицкий. За успехи в руководстве Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана он был отмечен высокой царской милостью – присвоением звания флигель-адъютанта. А Русское географическое общество присудило ему свою высшую награду – Большую золотую Константиновскую медаль. 
В очерке Анны Люцидарской «Участие белорусов в освоении Сибири в ХVII начале  XVIII века» говорится о том, что переселенцы белорусов, входивших в состав киевской Руси, легко  принимали русскую культуру и  многие из них в последствии поступали на государеву службу. Иначе дело обстояло с военнопленными – им приходилось начинать жизнь  фактически заново. Автор приводит в пример судьбу Я. Тухачевского: «Жизненный путь Тухачевского был извилист. Он сражался с польскими интервентами и бунтовал против царских воевод, а затем, попав «в опалу», оказался в Сибири, где оставил значительный след на военно-политическом поприще. «Смоленское происхождение» Тухачевского даёт повод полагать, что он воспринял культуру тех слоёв населения, из которых выкристаллизовывался белорусский этнос».
О добровольных переселенцах из Белоруссии после отмены крепостного права повествует материал Марины Бережновой, где говорится о том, что с 1895 по 1899 год  из пяти губерний Белоруссии ушли за Урал 22 тысячи ходоков. 90% из них ушли в Тобольскую, Томскую, Енисейскую и Иркутскую губернии. Крестьяне шли в неведомые места, надеясь на положенную им помощь государства, но не всегда  власти оказывались на высоте.
Продолжают эту тему публикации историков Василия Ракито, Натальи Александрович,  Натальи Бутковской и других авторов.
В материалах Николая Демчихина  рассказано о событиях, связанных с эвакуацией  завода «Гомсельмаш» из Белоруссии в Курган  в годы Великой Отечественной войны. Сложности  на новом месте испытывали невероятные, так как производственная площадь для размещения оборудования была в семьдесят  раз меньше, чем  требовалось. Серьёзные трудности возникали и из-за нехватки электроэнергии. Однако  26 августа 1941 года руководство завода «Уралсельмаш» доложило Курганскому горкому (ВКПб) об отгрузке первой партии боевой продукции. На заводе, в глубоком тылу, в связи с уходом кадровых рабочих на фронт, к станкам вставала молодёжь и женщины.
Многочисленные фотоматериалы очень удачно дополняют  раздел. Например, цветная современная фотография «Сибирячка-белоруска»  это не просто портрет пожилой женщины возле  берёзовой поленницы, но это  типаж белоруской женщины, которая вынесла на своих плечах  всё – тяготы тяжёлого, невыносимого быта в сибирской тайге, военное лихолетье, заботы о муже, детях, внуках, а также и попечение о том, как бы не забыть  о  красоте – ведь поленница сложена аккуратно – хоть картину с неё  пиши. А фартук у бабушки – цветистый, а глаза у неё  улыбаются, несмотря ни на что!  То же самое можно сказать и о чёрно-белой  фотографии  1917 года женщины за ткацким станком. Те же терпение, смирение и полуулыбка, которые  ведут  и русских, и белорусов  через века и  тернии жизни.
Хороша и колоритна фотография  «Улица д. Никольск  Знаменского района Омской области»  – одно из мест поселения белорусов.  Фото автора Анны Крих сделано по время этнографической экспедиции ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в 2015 г.  В кадре старинный деревянный дом в шесть окон на фасаде, высокие раскидистые сосны, а под ними немудрёные качели, на которых качаются деревенские мальчишки и девчонки.  Таким уютом, внутренним светом озарена эта фотография, что всматриваешься в неё, и уходить  из этого живого кадра совсем не хочется.
Недавняя эпоха освоения нефтяных богатств Сибири  смотрит на нас с фотографии Дмитрия Бальтерманца  «Нефтяник», из серии путешествие по сибирской реке Обь, 1971 год. На фото крепкий советский паренёк в рабочей форме, в бушлате – стоит по-хозяйски на  трубах нефтепровода, а сзади – силуэты подъёмных кранов. Это очень точный образ советского времени  великих надежд и свершений под лозунгом «Даёшь БАМ!» 
Всё это свидетельства  исторического пути, на котором  всегда  было главным сотрудничество  белорусов и сибиряков.
В разделе  «Наследие» в материалах Ларисы Аболиной,  Елены Фурсовой,  Лилии Дёминой речь идёт о культурных традициях, обычаях, обрядах, о крестьянском мироощущении в фольклоре  белорусов, живущих  в Сибири.  Особенно  наполнена многими красочными подробностями и обрядовыми деталями  статья Татьяны Тяпковой «Свадьба белорусских переселенцев»: «Свадебный обряд объединяет в своей структуре явления, различные по своей природе: ритуальные действия, элементы материальной культуры, вербальный и музыкальный фольклор (песни, танцы, причитания, приговоры, пожелания и др.). [...]    За несколько дней до свадьбы приезжал женихов отец с водкой, со своей закуской «невесту закармливать». Это толь¬ко своя семья собиралась, никого не приглашали. Посидели, обговорили там, сколько чего на свадьбу надо, кого за гармониста брать, сколько гостей будет от одних и от других, свадьбу ж и у молодой и у молодого гуляют. А в субботу крёстная мать с кем-нибудь из близких родственниц пекли каравай. На каравай раньше разные песни пели».
Раздел «Святая Русь» в альманахе традиционно связан  с историей церкви  и жизни  её служителей, и открывается  отрывками из путевых заметок архиепископа Нила (Николая Исааковича), родившегося 9 декабря 1796 (1798, 1799) г. в селе Орехи Оршанского уезда Могилёвской губернии Российской империи,  белоруса по происхождению. Статья называется  «От Тюмени до Иркутска». Заметки, написаны прекрасным художественным слогом и позволяют  в буквальном смысле воскресить образы людей того времени – начала 18 века: «Кстати о станции. Здесь хозяйничала благословенная чета, давно отпраздновавшая золотую свою свадьбу. Муж – великан, седой как лунь; жена – дородная и слепая. Старушка, заслышав разговор мой с мужем её, вышла из конуры своей, вздохнула и начала витиеватую речь о худом своём житье-бытье. Речь лилась рекою, чувство воспламенялось и всё показывало, что для пифии нашей и летний день короток. Хозяин пощадил моё терпение и прервал беседу подруги своей. Тут начался другой акт. Оскорблённая вмешательством разразилась укорами мужу; муж взял слепую за плечи и указывал ей, как смог и умел, путь к двери».   Неправда ли, весьма выразительно, буквально в нескольких словах  выписаны портреты и характеры этой четы? 
А вот что сообщает архиепископ Нил о Тобольске: «Не знаю почему, но только жаждал я видеть эту старинную столицу Сибири. Мне казалось, что в окрестностях её встретятся те самые орды, которые так славно поражал витязь наш Ермак Тимофеевич; что я увижу останки твердынь, низпроверженных русским героем. [...] Со въезда от Москвы, город имеет величественный вид. Этому способствует возвышенная местность, которую занимают все лучшие в городе здания, за исключением вновь выстроенных на подоле».
Но сам город архиепископу не понравился, хотя описал он его в своих  путевых заметках  довольно подробно и точно. Жаль, что время – штука быстротекущая и коварная, и  архиепископу Нилу никогда не дано будет взглянуть даже и одним глазком на современный преобразившийся  до неузнаваемости  прекрасный город Тобольск, который  великий Семён Ремезов уподобил мирному ангелу.
В разделе «Судьбы и характеры» следовало бы по значимости материалов выделить  два очерка. Первый – историка Александра Лосунова, посвящённый Петру Михайловичу Капцевичу, первому генерал-губернатору Западной Сибири, выходцу из белорусского шляхетского рода. Вот как о нём отзывались его современники: «Период управления Западной Сибирью Петра Михайловича Капцевича составляет самую блестящую страницу в исторической хронике Омска.  И.Я. Словцов».
Вторая публикация  Маргариты и Екатерины Юниных посвящена  выдающемуся учёному-краеведу  Александру Александровичу Дунину-Горкавичу, выходцу из Белоруссии: «А.А. Дунин-Горкавич – третий сын в семье губернского секретаря обедневшего польского дворянина Александра Иосифовича Горкавича, родился в Слонимском уезде Гродненской губернии 10 (22) апреля 1854 г. Крестили мальчика в римско-католическом костёле местечка Рожаны (совр. Ружаны) и нарекли именем отца. Александр получил двойную фамилию Дунин-Горкавич. Учился он в Гродненской гимназии, а затем поступил в Лисинское лесное училище, располагавшееся в посёлке Лисино-Корпус под Санкт-Петербургом. По окончании училища Александр получил специальность техника-лесовода и звание лесного кондуктора. В 1875 г. Дунин-Горкавич призывается на военную службу и зачисляется в лейб-гвардию гренадерского полка имени его Императорского Величества царя Александра II. Во время воинской службы ему довелось участвовать в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., сражаясь за освобождение балканских народов от турецкого ига. Александр провёл на фронте более полугода, с начала сентября 1877 г. до марта 1878 г. За смелость и находчивость, проявленные на поле боя, он был награждён тёмно-бронзовой медалью «В память русско-турецкой войны 1877–1878 гг.» и произведён в унтер-офицеры».
Общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» учреждена в 1994 году  Премия им. А.А. Дунина-Горкавича – символ тесного векового сотрудничества двух народов – русского сибирского и белорусского – на ниве науки и культуры. За время работы конкурсной комиссии лауреатами этой премии стали более четырёх десятков деятелей науки, литературы, театра, культуры, меценатов и других мастеров творческих профессий.
В разделе «Родословие» следует особо отметить  материалы, посвящённые исследованию родовых корней Ф.М. Достоевского, в частности, публикацию кандидата филологических наук, доцента кафедры русской литературы БГУ Дмитрия  Башкирова  «Предки Ф.М. Достоевского  в XIV–XVI вв», где автор пишет: «Пристальный интерес к творчеству великого писателя, попытка отыскать новое, современное, актуальное в строках хорошо знакомых романов побуждают ещё раз «узреть корень», вспомнить о том, что связывает нас с Достоевским. Поэтому мы предлагаем поговорить о связи Ф.М. Достоевского с белорусской землёй, которая видится нам не только кровной, но и духовной».
И тут мы ещё раз обращаемся к начальному напутственному слову Аркадия Елфимова, в котором  отмечен тот удивительный факт, что судьба Фёдора Михайловича Достоевского, предки которого имеют белорусские корни,  мистическим образом связала  судьбы Белоруссии и  Сибири. Так что имя великого писателя освящает одновременно духовное небо двух народов.
Второй том  альманаха «Тобольск и вся Сибирь. Белорусы в Сибири»  открывается  разделом «Памятное», в котором  представлены материалы о жизни, быте, истории купеческих, крестьянских белорусских  родов,  белорусских деревень в Сибири. Особо следует отметить  публикацию кандидата философских наук  Романа Фёдорова «Павлик Морозов: от мифов к покаянию», посвящённую тому самому Павлику Морозову, которого долгое время  считали примером  патриота, а после  его образ использовался как  символ  предателя.  Может быть, впервые  в этой публикации так подробно обнародована  история семьи Павлика Морозова, которая имела белорусские корни: «Деревня Герасимовка, в которой родился Павлик Морозов, была основана в 1908 г. крестьянами из Белоруссии, переселившимися сюда в результате аграрной реформы П.А. Столыпина из Витебской и Минской губерний. На территории большинства районов Сибири, в которые осуществлялись массовые крестьянские переселения во второй половине XIX – начале ХХ в., уже успела сложиться прослойка русского старожильческого населения, значительная часть предков которого поселилась на этих землях в течение XVII– XVIII вв. Таких людей, как правило, называли чалдонами. В противовес этому крестьян, прибывавших в Сибирь со второй половины XIX в. из западных губерний, часто называли самоходами».
Независимо от  фактов и оценок образа этого героя, каждому читателю стоит прочесть опубликованный в альманахе  редкий  материал.
В разделе «Учёный Совет» читатель найдёт интереснейшие  исследования  на тему «Русские воеводы Сибири и выходцы из великого княжества Литовского в первой трети XVII в»  доцента кафедры БГТУ Ивана Соколовского, «Выходцы из белорусских земель на службе в Сибири в XVII в» историка Ивана Каменецкого  и  «Выходцы из Белоруссии и Литвы в Тобольске XVII в» кандидата исторических наук Николая  Никитина. А также много материалов о современной  жизни и деятельности белорусских диаспор в Сибири.
Альманах продолжает раздел «Письма. Дневники. Путевые заметки». Здесь следует обратить внимание  на потрясающие Письма из сибирской ссылки  «Тоска по родине сильнее смерти…»  белорусского писателя Б.М. Микулича: «Жизненный путь белорусского писателя Бориса Михайловича Микулича (1912–1954) завершился вдали от родины, в таёжном сибирском посёлке Машуковка Мотыгинского района Красноярского края. Не по своей воле провёл он долгие годы в Сибири... Борис Михайлович Микулич родился 19 (6) августа 1912 г. в г. Бобруйске в семье земских медиков. […]  После смерти родителей Борис вместе с младшей сестрой жили на попечении двоюродной сестры. Начал писать он рано – когда учился во втором классе. Первый его рассказ «Міроніхін курган» газета «Звязда» раскритиковала. Молодой автор вырезал эту рецензию и на ней написал: «А всё-таки я буду писателем»   […]    26 ноября 1936 г. Борис Михайлович был арестован. На прощание он бросил сестре, с которой вместе жил: «Не переживай, это явное недоразумение. Я скоро вернусь!» Верховный суд БССР осудил его на десять лет лишения свободы за то, что Б.М. Микулич, работая в издательстве, «содействовал изданию художественной контрреволюционной литературы». В 1937 г. писатель был переведён в Мариинск Новосибирской области, в 1938 г. – в Решёты Красноярского края. Тюрьмы, этапы, лагеря, нечеловеческие условия, тяжёлая работа на лесозаготовках, строительстве железной дороги, земляных работах, голод, холод подорвали здоровье, но не отбили желание писать. Находясь в ссылке, Борис Михайлович продолжал заниматься творческой деятельностью.  […]   В апреле 1949 г. Борис Микулич был повторно арестован. Приговор: «На вечное поселение в Красноярский край».
Писатель умер 17 июня 1954 года. Его письма из «глубины сибирских руд», опубликованные в альманахе и адресованные  друзьям и родным, невозможно читать без  душевного трепета.
Раздел «Трибуна»  представлен удивительными по вере в великое будущее нерушимого союза Белоруссии и Сибири статьями  Чеслава Кервеля и  Открытым письмом Верховному Совету республики Беларусь от 1992 года  Академиков Российской академии наук Коптюга Валентина Афанасьевича,  Трофимука Андрея Алексеевича и  Пармон Валенина Николаевича, которые  ратовали за  необходимость государственного двуязычия в Белоруссии.
Великолепен и традиционный  раздел альманаха «Сибирский изборник», где читатель найдёт неповторимые стихи поэтов белорусского происхождения: Ивана Кондратьева «По диким степям Забайкалья»,  Алеся Гаруна «Осень холодная чёрною думою», Сергея Дорожного «Зима теперь и снега по колено»,  Ядвиги Баганской «Мне снова снится отчий дом»,  Андрея Александровича «Когда мне очень тяжко станет, Когда я мрачен и угрюм»,  Галины Шпак «Электричка стонет голубем»,  Ивана Ласкова «Стихи к тунгусской девушке», Валентины Ерофеевой-Тверской «В белорусском полесье кукушка слышна».
Поэзия белорусских поэтов всегда отличалась напевностью, музыкальностью, глубокими проявлениями душевных переживаний, любовью к Отечеству.
В разделе «Малый эпос» читатель познакомится с глубокой, яркой по своей выразительности прозой  Андрея Алданова-Семёнова, посвящённой жизни и судьбе исследователя Сибири, геолога, геоморфолога, географа, палеонтолога академика И.Д. Черского, а также исторические художественные произведения  известных белорусских писателей Николая Телешова (рассказ «Самоходы» 1894 г), Геннадия Лугового (рассказ «Свадьба в Малиновке»), Яна Скрыгана (отрывок из повести «Круги», опубликованной после  реабилитации писателя в 1954 г).
Особое слово в разделе «Галерея» посвящено белорусскому художнику Михасю Рогалевичу. Член Белорусского союза художников, он много лет  работал художником-оформителем в институте физики Академии Наук БССР. Работы его находятся в Национальном художественном музее, в  фонде Белорусского  Союза художников и других государственных и частных собраниях:  «Он был наивным и отважным, первым поднял тему сталинских репрессий [...]   Писал рыжеголовых младенцев, влюблённых на лошади, поднявшейся  на дыбы, бесчисленные яблони и яблоки, длинношеих женщин с букетами роз – только не портреты вождей и индустриальные пейзажи».
В целом, двухтомник «Белорусы в Сибири»  оставляет впечатление  грандиозной панорамы исторической, духовной, культурной связи двух великих народов, которая определена даже не на Земле, а  словно бы  высоким повелением небес. И действительно,  уникальное издание «Евангелие Ф.М. Достоевского», осуществлённое в Тобольске в 2018 году,  невидимыми и реальными нитями скрепляет дружбу Беларуси и Сибири, ведь теперь  эта  небесная книга  находится  в Национальной библиотеке Беларуси и в Народном школьном литературно-краеведческом музее им. Ф.М. Достоевского,  неподалёку от которого  ведутся поисковые  работы, связанные с  восстановлением родовой усадьбы   великого писателя  в имении Достоево.
Двухтомник «Белорусы в Сибири» –  новая  веха    в  масштабных  просветительских, научных и культурных проектах Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», который вот уже четверть века  работает на  преумножение  славных достижений  народов Сибири и России.

Людмила Козлова
Бийск, Алтай