Ч. 8 Ледяной капкан

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2018/10/29/1320

Внезапно ужасающий грохот прекратился, и неумолимо надвигавшаяся на судно ледяная стена остановилась. Воцарилась тишина, изредка нарушавшаяся грохотом ломающейся льдины. Все с облегчением вздохнули, но ненадолго.
 
На следующий день штурман доложил, что  «Jeannette» находится в шестидесяти милях от острова Врангеля. Машина не работала, отопления не было. Меховая одежда не спасала от холода, мёрзли. Температура не повышалась выше минус тридцати градусов, а часто понижалась ещё больше.

Льды то сжимали судно, корпус которого начинал трещать, то расходились, окружая «Jeannette» щелями чёрной воды. Спали в одежде. Ночи практически были  без сна. Как только раздавался сильный треск, все сразу вскакивали, готовые высаживаться на лёд.

Наступил декабрь 1879 года. Томились во льдах уже четвёртый месяц. Опасаясь самого страшного врага, цинги, Делонг  и врач заставили команду каждый день делать физические упражнения. Кроме того, врач следил за тем, чтобы все пили лимонный сок, разрешая добавлять сахар.

Репортёр Коллинз демонстративно отказался делать упражнения, но капитан решил не обострять ешё больше отношения и не стал по этому поводу высказываться.

Запасы пресной воды окончились. Снега не было, поэтому топили лёд, а он был солёным. Пришлось расходовать драгоценный уголь, топить котёл, чтобы дистиллировать воду, которая тоже получалась противной на вкус.

Из-за плохой воды и однообразной пищи развилась диарея. Холод был такой,  что собаки не могли разгрызть рыбу, которой их кормили, и стали погибать. Пришлось подогревать еду для собак. На это тоже расходовали уголь.

Наступили Рождество, а потом Новый Год, их отметили со спиртным. Делонг поддерживал жёсткую дисциплину, поэтому, несмотря на накапливающееся  раздражение, ссор со скандалами не было.

… Написал и вспомнил недавний случай в октябре 2018 года на антарктической станции Беллинсгаузен, где один полярник пырнул ножом другого.

Заболел штурман. Ему приходилось производить измерения, чтобы определить место судна в любую погоду. В результате у него воспалились глаза, даже малейший свет  вызывал боль.

Сошёл с ума один из матросов, но, к счастью, если это слово применимо в данном случае, у моряка было тихое помешательство, и он подчинялся командам.
Каждое утро окружающая картина менялась, ледяные горы быстро перемещались.

Встревоженный механик доложил командиру, что в кочегарке появилась течь. Откачивать воду механическими помпами они не могли, те были заморожены.  Пришлось откачивать вручную.

Теперь весь экипаж разделили по сменам, днём и ночью люди занимались изнурительной и тупой работой по откачке воды ручными помпами. Делонг предложил механику попытаться автоматизировать этот процесс, сделав ветряной привод.

Тот со своими умельцами долго возился, но им удалось соорудить ветряной двигатель, приводивший в движение помпы. На палубе судна появилось подобие ветряной мельницы, но для людей это  было огромным облегчением.

Шёл второй год во льдах. Уже много месяцев дрейфовали между 72-й и 74-й параллелями. Из-за невозможности мыться горячей водой и плохой еды многие страдали от фурункулов. Делонг разрешил охоту на белых медведей. Свежее мясо помогало спасаться от цинги.

Потом случилась новая беда. Все отравились консервированными томатами. Качество консервов тогда оставляло желать лучшего, такой тогда была технология изготовления консервов. Но все остались живы.

Последний раз видели на горизонте землю, это был остров Врангеля, в марте 1880 года. Шёл четырнадцатый месяц их дрейфа, когда заметили два острова. Начался шторм, задвигались льдины,  и  «Jeannette» быстро понесло на скалы одного из островов.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/11/01/1325