Злосчастный зуб

Надежда Франк
        Сегодня стоматология достигла немалых высот.  Люди изобрели высокоскоростные миниатюрные дрели, наркоз, медицинскую сталь и антибиотики. Однако за тысячи лет до нас, а так же задолго до появления не то что стали, а даже железа и бронзы, проблемы с кариесом уже существовали. И решали их в соответствии со временем и развитием медицины. Изначально стоматология была варварской. Например, Гиппократ рекомендовал прижигать разболевшийся зубной нерв раскалённым железом. Веками в образовавшееся отверстие заливали олово.  В каменном веке зубы сверлили каменным сверлом - острым осколком. Россию со стоматологией познакомил Пётр Первый. Он привёз из-за границы приспособления для лечения зубов и послал докторов учиться.

- Прошли века, но зубные страдания не уменьшились,- так думала героиня этого рассказа Алевтина, читая энциклопедию.

       Для неё зубная тема уже несколько лет была болезненной. Однажды разболелся у неё зуб. Пошла она в поликлинику по месту регистрации и  взяла талон на приём к стоматологу. Решила полечить зуб бесплатно, по полюсу.  Узнав, что стоматолог – мужчина, обрадовалась, потому что всегда считала, что в руках у мужчины больше силы, значит,  удалит зуб сразу, не будет расшатывать и мотать больного из стороны в сторону. Дородный, средних лет доктор, радостно осмотрев зуб, прочитал ей целую лекцию о том, что зубы надо лечить, как только появился кариес, а не тогда, когда уже надо удалять. Настроение у врача было хорошее, потому что  ему только что принесли препараты, в том числе и медицинский спирт. О чём он и поведал Алевтине, сказав, что ей повезло, иначе бы пришлось самой купить в аптеке «Ультракаин».  Сделав пациентке обезболивание, врач взял инструмент и, приложив некоторое усилие, удалил наболевший зуб. У Алевтины от боли потемнело в глазах. Показалось, что обезболивания совсем не было. Отдышавшись и нанюхавшись нашатыря, она вышла из кабинета и отправилась домой.

 Через три часа боль стала невыносимой. Женщина подумала, что это закончилось действие «Ультракаина».  Она приняла таблетку анальгетика. Боль не проходила. Утром, взглянув в зеркало, увидела, что щека опухла. К тому же, она не могла ни есть, ни говорить. Промучившись неделю, Алевтина опять, уже без записи, напролом,  пошла к стоматологу. Доктор  на сей раз был не так любезен и вежлив. Выслушав, сказал:
-Ну, что такое? Это же не так болит, как аппендицит.
Алевтина уселась в кресло, открыла рот и ясно увидела, как изменилось лицо врача, когда он осматривал больное место.
Дальнейшие слова врача повергли её в шок:
- Извините меня, сказал он,- я сломал Вам надкостницу. Но Вы не расстраивайтесь, она срастётся.
С этими словами он выписал ей Больничный лист, рецепт на лекарство и обескураженная женщина отправилась в аптеку.

  Со временем рана во рту зажила. Но появилось иное неудобство. Пустое место не красило лицо. Алевтина старалась меньше улыбаться и разговаривать. Постепенно  стал формироваться  комплекс неполноценности. Нужно было срочно решать вопрос вставления зуба. Но, вспомнив жуткую боль, она никак не могла осмелиться пойти в больницу. А когда решилась, то оказалось, что у зубного техника очередь уже на два года вперёд. Тогда сын предложил ей свой вариант:
- Давай я отведу тебя в нашу санчасть. Там есть стоматолог. Она всем солдатам и офицерам  и лечит зубы, и коронки ставит. Хорошо делает, не больно. Я сам у неё лечил.
- Она платно делает? – поинтересовалась Алевтина.
- Служащим бесплатно, а  штатским – сколько положишь на стол, столько и ладно.

  Ночью  она спала плохо. Успокаивала и убеждала себя, что надо набраться мужества, взять свой страх в руки и пойти к врачу на приём. Утром сын  поехал на службу и по пути завёз её в санчасть. Это было небольшое здание с обычным длинным коридором. Очереди ни у одного кабинета не было, что очень удивило Алевтину. У кабинета стоматолога она глубоко вдохнула и шагнула вслед за сыном в открываемую дверь. Сердце ухнуло вниз, будто она прыгнула со скалы в пропасть. Женщина-врач приятной внешности в маске и белом халате, как в прежние времена, приветливо поздоровалась и выслушала просьбу сына Алевтины принять маму.  Алевтина оглядела кабинет. В углу стояла старая бор-машина, прозванная в народе козьей ножкой. Напротив окна было расположено кресло и новый бор. Женщина облегчённо вздохнула, увидев новое оборудование. Доктор предложила пациентке сесть в кресло и открыть рот.
  Осмотрев зубы и пустое место, врач сказала,  что если ставить коронки, то надо полностью вылечить зубы, стоящие по бокам. Алевтина удивилась, ведь зубы совсем были здоровы и не болели, зачем же их надо сверлить? От инородного тела, вживляемого в десну, она категорически отказалась и попросила доктора сделать съёмный  зубной протез. Врач задумалась и сказала, что она впервые сделает что-то из области фантастики. Затем  ввела обезболивающий раствор, взяла бор  и сделала неглубокие отверстия в боковых здоровых зубах. Потом что-то вставила в эти отверстия и стала намазывать и формировать недостающий зуб. Это длилось два часа. Алевтина устала, было жарко, болела спина и десна, но красота, как известно, требовала жертв. Несколько раз в дверь заглядывал сын, обеспокоенный долгим приёмом. Наконец зуб был готов.  Приветливый доктор денег не взяла, проводила их по коридору и попросила сильно её не ругать, если зуб продержится недолго, потому что он  - временный и сделан только для эстетики.
Радостно и облегчённо вздохнув, Алевтина подумала, что её мучения закончились. Но она глубоко ошибалась.

     Боль не прошла ни на следующий день, ни через месяц. Зуб давил  острыми краями на верхнюю десну, от чего она воспалялась и болела постоянно. Не помогали ни спреи, ни обезболивающие препараты. Однажды зуб просто выпал ей на ладонь. Женщина хотела вставить его обратно, но с удивлением увидела, что он насажен на обыкновенную обломанную спичку. Концы спички размокли и подгнили, отчего она ослабла и выпала вместе с грузом – зубом. Права была доктор: это было что-то из области фантастики. Даже древние  лекари понимали, что дерево гниёт, и выпавшие зубы крепили на прежние места с помощью медной тонкой проволоки. Солдатский доктор действительно решила эту проблему по-солдатски.  Десна постепенно зажила, боль прошла, и Алевтина решила больше не испытывать судьбу и жить без зуба. Но не тут-то было.

      Боковой зуб, в котором доктор просверлила углубление, стал ныть и болеть по ночам.  Женщина вспомнила наставление первого врача, что зуб надо лечить, когда он только начинает болеть, а не ждать, что  боль пройдёт сама, и пошла на приём уже в платную стоматологическую клинику, благо такие клиники были в городе в каждом доме.

 У высокого белого крыльца с пластиковой дверью и  красивыми перилами она остановилась и прочитала надпись: «Ваш дантист». Звякнул колокольчик, и Алевтина вошла в фойе. Это было чистое, уютное помещение с вешалкой для одежды и плазменным телевизором под потолком. Из кабинета вышел мужчина и поинтересовался, что она хочет. Алевтина сказала, что хочет вылечить зуб. Он записал её фамилию в журнал и позвал другого врача. Появилась женщина с тёмными до плеч волосами и пригласила пациентку в соседний кабинет, где стояло кресло и стол. Алевтине дали подписать договор на оказание услуг и её согласие.  Даже спросили об её заболеваниях и операциях. По сравнению с бесплатными клиниками внешне было всё на достойном уровне, что она про себя и отметила. Доктор осмотрела зуб, сделала рентгеновский снимок и стала лечить.

 Действительно, вначале было не больно. Но врач была без колпака, волосы падали всё время  ей на лицо и закрывали глаза, мешая работать.  Приём шёл долго и утомительно.  Алевтине казалось, что у неё отвалится вся челюсть, когда врач пломбировала каналы.  Наконец, временная пломба была положена, она оплатила лечение за этот приём и отправилась домой.

 Анестезия закончилась, и зуб стал болеть, отдавая в ухо. Доктор предупредила, что немного будет больно, но завтра поставит постоянную пломбу. Ночь Алевтина промучилась, утро не принесло облегчения. К назначенному времени она пришла в клинику. Доктор уже без обезболивания удалила временную пломбу, опять почистила что-то и поставила постоянную. Снова сделали рентгеновский снимок.  Заплатив в итоге пять тысяч, Алевтина отправилась домой. Десять дней она терпела, как могла. Зуб болел постоянно,  начались головные боли, отдавало в глаз.

 Однажды в какой-то телепередаче она обратила внимание на депутатский значок у героя.
- У меня почти такой же,- подумала женщина.- Хоть и не депутатский, но очень похож. Может, он поможет.

  Дело в том, что Алевтина была членом литературного союза. Несколько лет назад, получив удостоверение и значок, она положила всё в ящик комода и забыла о них. Женщина  вынула из шкафа деловой костюм и прикрепила на лацкан значок. На фоне российского триколора было изображено золотое перо. Полосы флага ярко бросались в глаза, и перо уходило на второй план. Облачившись в костюм, Алевтина отправилась в злосчастную клинику.

 Ещё у крыльца она услышала громкие голоса. В фойе находилась пациентка, которая кричала, что вылеченный зуб нестерпимо болит,  и требовала его перелечить . На что мужчина-администратор ей бесцеремонно отвечал, что за это надо заново платить. Разгневанная клиентка вышла на крыльцо и стала звонить в Департамент здравоохранения.  Алевтина объяснила администратору свою претензию, заподозрив облом инструмента в канале. Тот было хотел так же раздражённо ответить,  да так и застыл с открытым ртом. Его взгляд был устремлён на значок, который издали был очень похож на депутатский.

  Он вскочил и скрылся в соседнем кабинете, из которого вышел вместе с лечащим врачом. Доктор любезно пригласила в кабинет, выслушала жалобу, посмотрела зуб и сказала, что немного завышена пломба, она и давит на дёсну. Отполировала ещё раз.  Потом показали снимок, чтобы удостовериться, что инородного тела внутри  зуба нет. Всё это было сделано бесплатно, что очень удивило Алевтину. Выйдя на крыльцо, она вспомнила восклицание героя Чацкого: «Карету мне! Карету! Сюда я больше не ездок!»
- Сюда я больше не ходок!- сказала она вслух,- Платное оказалось не лучше бесплатного. Спасибо значку,  благодаря ему хоть не оскорбили.

  Прошёл год. Леченый зуб ныл постоянно.  Алевтина  почти уже привыкла к боли, но вот мысль, что надо всё-таки вставить недостающий зуб, не давала покоя. Получив очередную пенсию, она села за компьютер и стала искать стоматологические клиники. Недалеко от своего дома нашла  частную стоматологию с  названием «Красота». На сайте было сказано, что клиника существует двадцать лет, даны отзывы, хвалили врача.

 Набравшись мужества, она отправилась по указанному адресу. Опять подошла к белому крыльцу, но уже с массивной железной дверью и камерой слежения сверху. Дверь   оказалась заперта изнутри.  Алевтина  нажала кнопку звонка, появился  мужчина в штатском и спросил, что ей надо.  Выслушав,  впустил в фойе. Из кабинета вышла  худенькая  девушка  в розовом медицинском костюме и представилась доктором. У Алевтины сжалось сердце и наступила немота. Она поняла, что пришла зря,  но всё-таки объяснила, что хотела бы вылечить полностью второй боковой зуб, чтобы поставить коронку.  Ведь эмаль на зубе уже  нарушена, в отверстие крепили временный протез. Доктор посмотрела и сказала: « Зуб здоров, зачем его сверлить? А что скол есть, то это ничего. Сходите в клинику «Супермед» и сделайте рентгеновский снимок на весь рот. Принесёте его мне, и наш ортодонт решит, какой протез поставить».

Прошёл ещё год. Боковой зуб стал реагировать на холодное. Терпеть было можно, но женщина вспомнила прежнее наставление доктора, что лечить надо сразу, а не ждать удаления зуба. Утром, помолившись всем богам, она взяла деньги и отправилась в ближайшую стоматологическую клинику. В фойе ей обработали руки, измерили температуру и пригласили пройти в соседний кабинет к доктору. Врач в маске и защитном экране осмотрела зуб, сказала, что надо просто полечить кариес, и занялась лечением.

Алевтина заплатила три тысячи и отправилась домой мало веря, что не удалённые нервы не станут беспокоить. Так оно и вышло. Зуб ныл и дёргал по ночам, пульсируя и отдавая в глаз. Через три дня женщина опять пошла на приём. Доктор выразила сожаление, что  хотелось сохранить зуб живым, но придётся удалить нервы. Алевтина мужественно терпела, выхода всё равно иного не было. Удивление вызвало то, что доктор полировала центральную пломбу, а боковую, поставленную три дня назад, не трогала.

 Заплатив опять две тысячи восемьсот, женщина отправилась домой, надеясь, что хождение по мукам закончилось. Но она ошибалась. Всё было , вроде бы, хорошо. И она даже собралась написать хороший отзыв о работе клиники в соцсети, как однажды за щёку упало что-то постороннее. Алевтина достала это и стала рассматривать, с ужасом понимая, что выпала боковая пломба. Та самая временная пломба, которую доктор почему-то не стала менять при повторном посещении. Не прошло и месяца, как она лечила этот зуб.

Утром, взяв деньги, она снова направилась в злополучную клинику. Увидев её, врач сказала: "Здравствуйте! Что такое? Не может быть!". Женщина достала выпавшую пломбу и показала стоматологу. Начался осмотр зуба.
- Я Вам сбоку пломбу не ставила,- заявила врач,-только в центре лечила.
-Но я больше ни у кого не была,- возразила Алевтина.
- Значит, это просто скол зуба,- пояснила доктор.- Вот тут и кариес есть. Сейчас полечим и запломбируем.

Алевтина выложила тысячу семьсот за третий раз леченный одним и тем же человеком зуб и отправилась восвояси, думая о непрофессионализме врача, который мог бы вылечить зуб за один раз, как это и положено. Ведь не делает же хирург половину операции. Если он удаляет аппендикс, то удаляет весь, а не половину. А может быть, в стоматологии это делают специально, чтобы больной вновь и вновь возвращался и платил без конца? Именно такое подозрение закралось в сознание Алевтины. Но теперь она точно знала, что в эту клинику больше не пойдёт  никогда.
Думая, что зуб вылечен, она купила билет и поехала в гости к сыну в другой город. Но её надежда не оправдалась. Через несколько дней леченый несколько раз зуб опять стал дырявым, потому что пломба выпала. Женщина пошла к врачу уже в чужом городе. Стоматолог, осмотрев зуб, спросил:"Это  где же Вам так лечили?"
Алевтина рассказала о своих злоключениях.
- Придется переделывать,- сказал врач.
И лечение началось заново. Заплатив опять около двух тысяч, она покинула клинику.

  На этом похождения Алевтины пока закончились. Оказывается, сегодня лечение зубов – это  глобальная проблема человечества. А ведь всего полвека назад можно было прийти к врачу в обыкновенную поликлинику, посидеть пятнадцать минут после новокаиновой инъекции, потерпеть «козью ножку» - и   зубная проблема была решена.  Как же это всё решают сельские жители в глубинке, ведь там нет частных клиник с белым крыльцом, суперсовременным оборудованием  и  прейскурантом цен?