Самая знаменитая камея Эрмитажа

Алина Алексеева-Маркезин
Автор неизв.«Камея Гонзага». III в. до н. э.Il Cammeo Gonzaga,сардоникс, серебро, камея. 15,7 см ; 11,8 см см Эрмитаж, Санкт-Петербург


         Камея Гонзага — одна из самых больших в мире (длина 157 мм, ширина 118 мм и высота 30 мм), вырезана на трехслойном сардониксе (разновидность агата) и выглядит чрезвычайно эффектно. Уникальность ее еще и в том, что на ней вырезаны не один, а два профиля — мужской и женский.
 
             Первое упоминание о камее в Европе находят в инвентарном каталоге собрания (1542 года) Изабеллы д`Эсте, жены маркиза Франческо II Гонзага, герцога и правителя Мантуи.
Ее описание:
               «Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря [Августа] и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини».В начале XVII века в Мантуе камею (она принадлежала мантуанским герцогам до 1630 года) видел Рубенс, проведший многие годы в Италии.

      Его свидетельство: «Я считаю, что среди гемм с парными портретами эта - прекраснейшая в Европе».

                До 1630 года принадлежала мантуанским герцогам. В 1630—1648 годы камея хранилась в Пражском Граде в сокровищнице Габсбургов, поскольку они овладели Мантуей и вывезли оттуда сокровища. Затем она попадает в Стокгольм как трофей шведских войск, захвативших Прагу.

            С 1648 года камея находилась в собрании шведской королевы Кристины и обозначалась как «картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». Когда Кристина отреклась от престола и уехала в один из итальянских монастырей, она увезла с собой и камею. После смерти королевы в 1689 году камея попала к её фавориту кардиналу Д. Аццолино, который продал художественное собрание королевы герцогу Браччиано из рода Одескальки.

         В 1794 году она хранилась в Ватикане — в библиотеке купившего её папы Пия VI. Оттуда в 1798 году камея была конфискована французами при оккупации Рима и увезена во Францию.

                Попала в Эрмитаж в 1814 году из коллекции Жозефины Богарне. В 1814 году, вступив с войсками во Францию, император Александр I нанес визит в Мальмезонский дворец и был тронут бедственным положением Жозефины. Он отдал распоряжения относительно обеспечения безопасности её и её семьи в тот момент, когда союзные войска входили в Париж. В знак своей признательности Жозефина подарила Александру камею.

     По дворцу Мальмезон, резиденции Жозефины, в XIX веке камею также назвали «камеей Мальмезон.

          Предполагают, что мужчина — Птолемей II, получивший прозвище Филадельф при любопытнейших обстоятельствах. Филадельф — «любящий сестру». Он и женился на собственной сестре Арсиное II, что, в общем, было в египетской традиции. Так вот, другой профиль на камее, женский, и есть его возлюбленная жена и сестра. Удивительная для нас история никак не отразилась на имени уникальной камеи. Она названа Гонзага при других обстоятельствах.
               
              Камея представляет собой парный портрет правителей Египта.
 В работе неизвестного александрийского мастера умело использованы фактура и цвет трех различных слоев камня, благодаря чему кожа оказывается молочно-белой, а доспехи — темными.«Полновластные монархи эллинистического Египта Птолемей II и его жена Арсиноя представлены здесь как боги греческого пантеона.

     Изображая своих владык, придворный мастер идеализирует их, придавая Птолемею II сходство с Александром Великим, подчеркивая юность, красоту, энергию в идеальном профиле царя. Портрет его жены кажется строгим, мягкие черты лица дышат спокойствием. На плече Птолемея II — эгида Зевса, верховного бога эллинов, а шлем уподобляет его богу Аресу.

        На Арсиное надета свадебная «фата» и лавровый венок, другой венок надет на шлем Птолемея, украшенный также вверху звездой и крылатым драконом.
Если придерживаться наиболее общепринятой версии идентификации модели (Птолемей II и Арсиноя II), то сюжет брака получает особую ценность.

 Это был первый брак между эллинистическими правителями Египта, заключенный по древнеегипетской традиции — между братом и сестрой, что являлось достаточно шокирующим для греческого общества.

        В сохранившемся списке титулов Арсиноя подчеркивает, что она была дочерью царя, сестрой царя и женой царя, известен также её амбициозный и мятежный характер, а также активное участие в управлении государством. Благодаря этому, вероятно, художник счёл возможным изобразить царицу бок о бок с царём. После смерти Арсиноя была обожествлена как «любящая своего брата богиня»

        Эксперты вели долгие дебаты относительно даты и места происхождения данной камеи. Версии охватывают период времени, по крайней мере, в три века, и расхождения в мнениях до сих пор сохраняются. В настоящий момент авторитеты придерживаются мнения, что работа происходит из Александрии, где и возникло подобное искусство работы с камнями.

       На шкатулке ,где хранилась камея была надпись на древнегреческом языке  «Будь таким, как мы, и у тебя будет все, чего может пожелать человек».

     Говорят,что КАМЕЯ ГОНЗАГА обладает многими мистическими свойствами.Она  покоряла сердце и разум своего хозяина, подчиняя себе его волю. Перед ее очарованием не устояли даже такие прославленные правители, как королева Швеции Христина, Наполеон Бонапарт и Александр I. Все они стали пленниками египетского медальона…( Но это уже из области домыслов и фантазии ,хотя всё может быть...)