Бытие

Поляков Лёша
Ребёнок часто спрашивает: « А почему …?»   Взрослый интересуется: откуда ноги растут? То есть в чём причина поступков, решений, происшествий и так далее. Мы постоянно пытаемся разгадать, что будет.  Везде: в болтовне, в играх, в работе, в личной жизни все мы стараемся что-то понять, чтобы действовать правильно, то есть с выгодой для себя.  Таким образом, мы заранее уверены, что есть причина всему.  И эта причина может быть понята.

  Откуда в нас эта уверенность – неизвестно. Мы часто ошибаемся, но при этом уверены, что причина события  – была и она – вот это, а я, увы, раньше  - не догадался.   Мне всё чаще думается, что хотя причины – есть, но они – непредсказуемы, т.е. непредсказуемо происходящее.   Это похоже на музыку:  развитие музыкального текста классического произведения,  чем удивительней – тем лучше. И композитор создаёт много вариантов для своей музыки, а выбирает для публикации один из. Никто не заявит, что Сергей Рахманинов написал концерты для фортепьяно так, как требовали такие-то причины. Я думаю, что динамика жизни, подобна музыке:  аккорды,  мелодии,  диссонансы,  контрасты, темы, темпы, тембры, характеры исполнения и так далее – всё это имеет аналоги в жизненных явлениях. Характеры людей, эмоциональность, глубина или поверхностность,  стрессы, напряжённость и расслабленность – всё это, сочетаясь друг с другом, рождает сиюминутные причины и следствия.

 Некоторые пары: причин и следствий – логичны, некоторые нелогичны и прекрасны, некоторые ужасны и очевидны, но происходящее – это как струи реки на порожистых участках: какую траекторию назначит судьба брошенной в воду щепке – неизвестно, но какая-то определённая – будет. Просто заранее – неизвестно.  Именно динамичность и вероятностный характер происходящих в реальной жизни событий преподносит  главную особенность жизни – непостижимость.  Конечно, иногда  можно всё предсказать: камень, брошенный в любую сторону должен упасть на землю.  Рождённый должен умереть. Но в бурном  потоке событий и наших реакций на эти события –  всё предсказать нельзя.   Можно надеяться, что умный  и честный проживёт хорошую жизнь, а слабый и подлый – отвратительную. Но это слишком обобщённо.
 
Из сказанного,  очевидно,  что нет в нашем мире таких оснований, исходя из которых, можно  всё понять, всё рассчитать и всё предвидеть.  В математике, науке абстрактных понятий, есть такие основания – это аксиомы, их несколько и они заложили целую вселенную математических объектов и отношений между ними.  А мы свои главные выборы в жизни вынуждены основывать на долгих размышлениях, сомнениях, интуитивном и волевом выборе.  Мы живём не только среди абстрактных понятий, но и в пространстве происходящих фактов, которые можно осознать только по недомыслию, ибо мир наш безграничен и во многом – непостижим.  Поэтому может вкрасться сомнение: о какой глубине человека можно говорить, если жизнь – непредсказуема? Однако, очевидно, что есть глубокие и поверхностные люди. Попробую пояснить это.

Если мы не можем изменить наш мир или переселиться в другой, мы можем сделать свой выбор восприятия его. В нашей власти считать, что всё непостижимо и, поэтому - чихать на жизни других, и к себе тоже серьёзно не относиться.  Но в нашей воле считать, что есть такие жизненные содержания, которые бесценны  и жизнь свою положить среди них и за них.  Отец и мать, жена и дети, друзья, работа, твой дом, твоя страна – вот эти ценности. Я не упоминаю здесь веру, потому что для верующего ясна абсолютная истина и динамичность жизни для него не существует.  Неверующий может считать, что никто никому не докажет истинность перечисленных ценностей, но  он  ХОЧЕТ  и будет считать их непреходящими и сверхценными. Поэтому я очень рад, что есть народы, не теряющие своей самобытности, что есть вечные отношения между людьми. Придётся признать здесь первенство евреев, которые, веками не имея  государства, потеряв свой храм, язык вдруг в мгновения ока возродились вместе со своим языком, обрядами, и образом жизни. Эта непостижимая глубина еврейского мирочувствия, побеждающая энтропию уже более трёх тысяч лет – бесценна.  Не знаю: Библия ли так расширила  их духовный мир, или евреи так глубоки, что создали Библию, но честь им и хвала.  Я очень ценю высказывание генерала Лебедя, светлая ему память, что он – православный, но неверующий. Я думаю, что не только вера определяет человека, но и образ и правила его жизни. Лебедь был очень глубоким русским человеком. Думаю, что и иудей может быть неверующим или католиком, православным или лютеранином, оставаясь иудеем, исполняющим свой Закон. Кавказские народы, татары, мусульмане – тоже всеми силами сохраняют свои миры.

 А вот  западный мир родил человека – космополита, для которого нет Родины, нет своих и чужих, а есть его личная жизнь. Даже если эта внутренняя жизнь современного западного индивидуума интересна и глубока – она не может сравниться с полноводной рекой жизни целого народа.  А если брать не выдающихся, а обычных западных и восточных людей, то, по-моему, Восток с его народными традициями, верой во Всевышнего,  – поддерживает глубину, объём человеческой жизни, а Запад, обеспечивая своего унифицированного, оцифрованного человечка попкорном и виски, лишает его поддержки присущих человеку внутренних сил.  Боюсь, что путь Западной цивилизации – это деградация человека. Справедливости ради скажу, что восточные тирании прошлого – тоже вели к обнулению духа обездоленных. Нынче же беспредел и рабство – почти везде остались в прошлом, а восточные духовные ценности – по-прежнему – в цене.