28. 10. 1018. Яков Кедми. Безнадежные войны

Феликс Рахлин
Автор так называет не только казавшиеся бесперспективными войны Израиля с врагами страны – те, в которых участвовал, но вообще все трудные ситуации, в которых побеждал.

Первая из  них: он, еврейский мальчик из Москвы, неожиданно проникшийся национальным чувством,  возжелал соединиться с той частью своего народа, которая сумела после Катастрофы европейских евреев ХХ века создать на земле предков национальное государство, и, преодолев сопротивление могущественной советской державы, добился разрешения на выезд в Израиль.

Я ещё раз прочёл первые 14 глав книги – и вновь подивился  диковинному результату усилий неопытного советского юноши-одиночки. Если  поверить его рассказу, то всего лишь за два года он, путём поистине Улиссова хитроумия, сумел практически в одиночку заставить весь жестокий и безжалостный аппарат тоталитарного советского государства вопреки всем официальным правилам и установлениям  выпустить его из СССР в Израиль!
 
В самом деле:  по советскому закону «полагалось» содействовать  (но это не означало, что было предписано такое выполнять!)   в стремлении объединиться за рубежом лишь тем семьям, состав которых  был разорван по разным странам, а иногда и континентам, трагическими событиями 2-й мировой войны. Для этого  даже перед крушением и распадом советской державы наша, например  семья была обязана – и, действительно, выполнила - условие: представить в ОВиР (отдел виз и разрешений) МВД СССР  официальное приглашение живущих в Израиле  близких родственников – граждан этой страны, которые заявляли в нём о своих экономических возможностях и добровольном желании принять нас в стране и оказать нам необходимую помощь в жизнеустройстве на новом месте. В нашем случае это был реальный документ от имени родной тётушки нашей невестки – сестры её  отца, жившей с мужем в Рамат-Гане. Во множестве случаев подобные документы бывали  подложными, писались придуманными «родственниками».  Но само еврейское государство  из стратегических соображений, во имя своего будущего смотрело сквозь пальцы на такие подлоги, реально обеспечивая из своего бюджета, а также за счёт спонсорской помощи еврейских международных  филантропических фондов,  приём и материальную поддержку репатриантам.

В  cтатье Википедии  «Яков Кедми»  приводится цитата из письма Яши Казакова (истинные на тот момент паспортные имя и фамилия того же лица)  в зарубежные органы  массовой информации с сообщением о добровольном отказе от советского гражданства:

«Я не желаю быть гражданином страны, где евреи подвергаются  насильственной ассимиляции, где мой народ лишается своего национального лица и своих культурных ценностей… Я не желаю жить в стране, правительство которой пролило столько еврейской крови… Я не желаю вместе с вами быть соучастником уничтожения государства Израиль…».

(Забавно, что в своей книге Я. Кедми эту цитату не приводит – я взял её, повторяю, из Википедии).
 
Я старше Якова Казакова-Кедми на 16 лет.  Готов сейчас подписаться под этими словами. Но в тот момент написать такое, да ещё и передать, нелегально  или в открытую, для публикации в иностранной прессе, было безумно смелым поступком.Почему за этим не последовали обычные в советских условиях методы устрашения и нажима на семью: угрозы и фактическое лишение источников существования, исключение из института, увольнение родителей с работы и т. п.?

 Можно лишь бесконечно удивляться тому, что этот поступок не стал поводом для уголовного преследования автора и примерного наказания этого дерзкого студента  с обвинением в «наглой клевете» на Коммунистическую партию и Советское государство, «известных всему миру» как «оплот пролетарского интернационализма  и  «подлинной демократии».

 Сколько гораздо более значительных и зрелых  людей были подвергнуты в СССР репрессиям и преследованиям за подобные утверждения!  Их объявляли «злостными антисоветчиками»,  «гнусными  наймитами  международного империализма, сионизма и реакции».  Годами держали в «исправительно-трудовых» колониях, тюрьмах или, в лучшем случае, в полной изоляции (как  академика Сахарова, которого заставили жить в закрытом для иностранцев областном центре – г. Горьком (ранее и теперь – Нижнем Новгороде) даже без домашнего телефона, так что старики (он сам и его жена), чтобы вызвать себе «скорую медицинскую помощь», вынуждены были «бежать» к ближайшему телефону-автомату…
 
А никому не ведомого  Яшу Казакова, на весь мир заявившего «правду-матку» о том, что нынешние «большевики» - на самом деле  банальные жидоеды и кровавые бандиты, спокойно отпустили в Израиль, предоставив на сборы ДВЕ НЕДЕЛИ?!

Нет ничего удивительного в том, что в течение долгих лет столь удачливому беглецу  из советской мышеловки не все  верили в Израиле, считая его советским агентом.  Надеюсь, что такое подозрение безосновательно.  Теоретически можно понять и объяснить успех борца-одиночки  случайно, интуитивно  выбранным им правильным путём прямого и  смелого изъявления позиции. Если бы на такое отважилось больше людей  в СССР, то всё развитие страны пошло бы иначе… Но не будем гадать.
Читать книгу интересно. Мешает то, что она писалась им (как сообщает и сам автор),  не на родном языке, а на освоенном уже в зрелом возрасте, после школьных лет, иврите,. Следовательно, мы её читаем в переводе, и если даже в авторском то и это не освобождает её от некоторой искусственности, а уж во всяком случае – от темноватости слога, привкуса чего-то чужого, неродного…

Обилие критики по адресу различных израильских недостатков - на мой взгляд, не
ослабляет, а укрепляет позицию автора как патриота страны.  Подлинный  патриотизм – не в сокрытии правды, а в честном её признании. Можно привести в пример,  к чести автора, его критику тех (обывательских!), но отчасти и официальных (полиция! МВД!) кругов в Израиле, которые содействовали вредоносным слухам о проникновении в Израиль в составе алии из СССР – СНГ представителей «русской мафии» - сама жизнь опровергла такую вздорную выдумку, которая, тем не менее, нанесла значительный урон репутации русскоязычной алии, не позволив многим её представителям занять в израильском обществе и его истеблишменте те места, которых они объективно заслуживали. По всей правде, это был, объективно говоря, удар и по самому развитию израильского общества и государства: вместо людей дельных, инициативных, способных, на ответственных должностях как в общественном и государственном секторе, так и в частных фирмах и компаниях остались и мешают прогрессу люди косные, консервативные, а порой бездарные.

За 70 лет своего существования государство Израиль приобрело, в восприятии как своих друзей и доброжелателей, так и в среде людей, к нему равнодушных, враждебных и даже  откровенных юдофобов, флёр некоторой таинственности, особой удачливости и необъяснимой хитроумности. Этому способствовали как действительно блестящие и толкуемые как «чудо»  победы израильского  оружия и экономических усилий страны (победа только лишь возникшего еврейского государства в  начавшейся в первые же минуты его существования Войне за Независимость, против напавших на него вооружённых до зубов нескольких армий сопредельных арабских стран), так и последовавшие одна за другой  уникальные победоносные операции, типа выслеживания и поимки скрывавшегося в пронацистской тогда Аргентине  обер-палача еврейской Катастрофы Адольфа Эйхмана и открытый суд над ним в Израиле, завершившийся справедливым смертным приговором, освобождение  евреев-заложников на территории  аэролорта Энтеббе (Уганда), дерзкое, но своевременное уничтожение израильской авиацией готовившегося ядерного потенциала таких враждебных, находящихся  с ним в состоянии войны стран, как Ирак Саддама Хусейна и Сирия Асада, и ряд других случаев.

Однако новый Израиль – государство молодое, не имеющее, несмотря на беспримерно древние корни, опыта и традиций  многовекового существования в течение последних двух тысячелетий. Отсюда ли, по другим ли причинам, но в его повседневном существовании возникает масса недочётов, присущих как каждому, так и, в особенности, столь новому сообществу и государству. Одно  сосуществование еврейских по религии и «крови», но ментально совершенно различных общин, многие века развивавшихся в различных условиях, вызывает множество проблем. Надо ли говорить, что их бесстрашное вскрытие есть первая гарантия скорейшего устранения. Вот почему я поддерживаю попытки автора обнажать недостатки государства и общества,  а не заметать их под ковёр. В среде еврейского галута (рассеяния), не менее, а, возможно, и более, чем в антиеврейской, распространена мифологизация Израиля, и в данном случае неважно, что с уклоном в позитивное его освещение:  культивировать подобные иллюзии не менее опасно, чем искажать  реальность, создавая её клеветнические карикатуры.
 
Другое дело, что  книга Якова Кедми грешит порою тем, что называют «ячеством» (от личного местоимения «я»): о чьей бы позиции автор ни говорил: Рабин ли это или Нетанияу, Симха Диниц или Щаранский (не будем длить перечисление имён) – прав, в его глазах, чаще всего он сам – его многоуважаемое и многомудрое «Я»  Так и хочется, подменяя личное имя в одной из песенок раннего Утёсова, пропеть, обращаясь к автору:

     «Ах, Яша, ша, - возьми пол-тоном    ниже,
     Брось арапа заправлять!...».

При всех этих и других замечаниях, книга, безусловно, интересная, написана ярко и временами увлекательно, и я рад, что её прочёл. Спасибо автору!