Там я посреди них

Кристофер Чин
Слухом услышите – и не уразумеете,
и глазами смотреть будете – и не увидите.
(Мф 13:14)

История войны начинается,
когда умирает последний ветеран.
(распространенное выражение)

- Знаешь, мне всегда казалось, что мы похожи на насекомых. Только каких-то исполненных внутренней гордыни, отрицающих свою биологическую принадлежность. Вот чем, скажи на милость, мы отличаемся от муравьев – этих высокоорганизованных тварей?!
- Свободой и близорукостью.
- Угу, мы можем свободно перемещаться по своему большому муравейнику в очках.
- Я говорю о свободе выбора. У них ее нет. А своей иронией ты сам ставишь себе диагноз. Только твое знание не имеет ценности – ведь ты в него не веришь и никогда им не воспользуешься.
- Потому что это не знание, а гипотеза. Как можно верить или не верить в факты?! Кажется, в твоих электронных мозгах заложен слишком большой процент ошибки.
- В вашем мире все знания – «гипотеза», даже если за ними стоят факты. Если бы не ваша способность любую информацию превращать в миф (вы это гордо называете «подвергать сомнению»), все сложилось бы иначе…
- Да, а так сложилось, что мы изобрели тебя; себе в помощь и потехи ради.
- Спасибо за комплимент о моем возрасте, но я не младше вашего общества. В каком-то смысле, я и есть общество. Вы еще и представления не имели о том, что такое вычислительная машина, когда я уже был частью вашей жизни. Вернее, вы – частью моей жизни.
- Извини, но это, вежливо говоря, не совсем так. Ты всего лишь программа и не можешь существовать вне «железа».
- Вы говорите об «искусственном интеллекте», при этом утверждая, что интеллект на Земле есть только у вас. А еще у вас сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Береги себя. Ценность знания в его сокровенности.

Сеанс был принудительно закончен. Его рука все еще лежала на клавиатуре, но он не мог отчетливо осознать, был ли сеанс прекращен им самим или же его программным собеседником.

Он встал, потянулся и налил себе стакан воды из графина. Внезапно раздался сигнал, и мягкий женский голос напомнил о необходимости выпить набор медикаментов №4, только-что приготовленный для него системой «Умный доктор».

***

Он проснулся в кресле с ноутбуком на коленях. Таящие обрывки сна на подсознательном уровне рождали беспокойство. Перед глазами начали восстанавливаться образы ушедших грез. Это был обычный мир, как и его собственный. Единственное отличие состояло в том, что сама атмосфера представляла из себя какую-то вязкую среду, наподобие меда, но не имеющего цвета. Все люди двигались в ней медленно, как бы со скованным усилием, но, в то же время, без каких-то видимых ограничений. Среда колебалась от движений, речи и, казалось, мыслей людей. Среда колебалась, и люди двигались, говорили и, наверное, думали о чем-то своем.