Как яркий купол голубой парит привольно над Тавдой

Сергей Губарев
Рассматривая, как человек в небе с лёгкостью управляет ярко-голубым куполом параплана, я думал, что когда-нибудь обязательно напишу о нём.
И эта встреча состоялась. Один из парапланеристов сообщил, что вечером будет старт, и вот я на всех парах мчусь по объездной нижнетавдинской дороге к скошенному лугу, где обычно проходят соревнования по конному спорту, чтобы своими глазами увидеть запуск параплана.
На поле стоит несколько машин. Дрожит вечернее солнце, обливая красным светом окрестные леса. Один из парней отрабатывает старт на земле, надувая «паруса» летательного аппарата, второй  читает вслух анекдоты из интернета, а третий всеми руководит. С ним-то я и побеседую.
Евгений Крашенинин всерьёз увлёкся полётами на параплане с декабря прошлого года. По собственному признанию, он быстро освоил азы спорта. Его напарник Алексей Саркисян преодолел этот путь, пройдя специальное обучение. А потом они пересеклись и решили летать вместе.
 - Расскажите для несведущих людей, что это за аппарат?
 - Мы используем мотопарапланы, которые, в отличие от обычных, оборудованы наспинной силовой установкой, обеспечивающей взлёт и перемещение в воздухе.
Удовольствие это недешёвое – новый парамотор стоит порядка 300000-500000 рублей, поэтому начинающие любители пользуются торговыми сайтами. На одной из таких интернет-площадок параплан можно купить за 170000. Люди, побывавшие в небе, признаются, что отдашь любые деньги, лишь бы испытать этот драйв ещё раз.
Как пошутил Юрий Слемнёв (всего день назад он пережил свой первый в жизни полёт, где  был капитаном и штурманом), парамотор – это та же мотокоса, которая заводится с помощью шнура. Винт, приводимый в движение мотором, толкает планериста вперёд. Так механика рождает магию.
 - Тяжело им управлять в воздухе? – спрашиваю Евгения.
 - Главное - поднять крыло и взлететь. Во время полёта поворот осуществляется с помощью двух клевант (к ним привязываются стропы управления), которые тянут параплан в левую или правую сторону. За пятьдесят метров до посадки необходимо заглушить мотор и аккуратно приземлиться.
Как рассказал Е. Крашенинин, параплан может подниматься на высоту до 1500 метров, правда, поскольку Евгений ещё новичок в этом деле, 500 метров – его личный предел.
 - Что вы испытали, когда в первый раз оторвались от земли?
 - Перед стартом я почувствовал сильное волнение, казалось, адреналина было столько, что можно электростанцию запитать.
-И я очень нервничал, - делится первым опытом полёта Юрий Слемнёв, - впечатление, как будто сдаёшь ответственный экзамен. Когда оторвался от земли, показалось, что забыл всё, чему учили. Помнил только, что газ нельзя отпускать. Для первого опыта двадцати минут вполне хватило, но рваный порывистый ветер немного помешал.
И вот наступил момент истины. Евгений Крашенинин отправляется в полёт. Он ещё раз проверяет снаряжение, расправляет канаты, соединяющие мотор с лётным парусом. В безмятежном воздухе раздаётся напряжённый гул мотора. Увлечённый небом человек разбегается, отрывает надувшийся ярко-голубой купол параплана от земли и взмывает в воздух…
Как видит человек мир с высоты полёта птичьих стай? Об этом я могу судить лишь по видеозаписям, которые у меня вызвали ощущение покоя и умиротворения. Разноцветные спичечные коробки домов, леса, которые через прозрачное уменьшительное стекло воздуха кажутся маленькими и хрупкими, и удивительный узор паутины дорог. С этой высоты наша планета кажется не такой уж большой…
Ещё долго они будут ловить парусом ветер, как удачу, на краю меркнущего заката, а потом расскажут своим жёнам, как покоряли небеса…