Будни системы высшего образования

Алексей Панищев
Будни системы высшего образования

Сергей Иванович сидел за компьютером на кафедре, переделывая рабочую программу согласно новым требованиям, которые в течение этого семестра дважды обновлялись. Глаза уже болели. Тяжело сидеть два часа подряд за экраном монитора, присматриваясь к цифрам. В это время ему на мобильный телефон пришло сообщение от заведующего кафедрой: «Вас срочно вызывают к ректору». Сергей Иванович несколько смутился, что это произошло и откуда такая срочность? В душе что-то немного затрепетало. Странно, в 1990-х годах, когда он только начинал преподавать в академии, он шёл к администрации без всякого волнения, а тут уже такое. Может, нервы расшатаны. Он сохранил в системе данные по рабочей программе и пошёл к ректору. Дорога до его кабинета заняла не более двух минут.
Зайдя в приёмную, он спросил разрешения пройти к ректору, после чего подошёл к двери его кабинета.
Сергей Иванович постучался и приоткрыл дверь.
- Здравствуйте, вы меня вызывали?
- Да, проходите и садитесь.
В кабинете, помимо ректора, был заведующий кафедрой и проректор по воспитательной работе.
- Что случилось, Анжела Викторовна? – обратился он к ректору.
- А вы не понимаете, что случилось? – жёстким тоном ответила ректор.
В это время проректор задала вопрос:
- Сергей Иванович, на вас студенты жалуются. Почему вы ставите много двоек и, самое главное: на каком основании вы сегодня на второй паре выгнали из аудитории студентку?
- Я ставлю оценки честно, а студентку я выгнал по делу.
- Это по какому такому делу? И что это за такая объективность для двоек? – спросила ректор.
- Товарищи, я кандидат физико-математических наук, преподаю физику уже много лет, мне странно, что будущие инженеры, учащиеся в вузе, не знают закон Ома, закон Максвелла-Фарадея. Это ведь простые вещи! Они даже для школьника лёгкие! Как же я могу поставить тройки, если студенты элементарными вещами не владеют?
- Тройки ставить проще всего! Вы обязаны научить детей! И вы не ответили на вопрос: почему выгнали студентку? С вами ещё её родители будут говорить.
- Она на лекции громко разговаривала, употребляя нецензурную лексику, на её телефоне громко играла музыка. Это был кошмар. Я несколько раз делал ей замечания, но она прямо на лекции перед всем курсом на меня стала кричать матами! Как я должен был реагировать!?
- Сергей Иванович, значит, вы плохой педагог. Вы не можете найти подход к ребёнку.
- Я работаю в вузе уже двадцать шесть лет! Мне пятьдесят два года! И всегда у меня со студентами были добрые отношения! А вы мне такую несправедливость говорите! – дрожащим нервным голосом парировал Сергей Иванович.
- То есть вы ребёнка обвиняете в произошедшем? – язвительно спросила проректор. – Вы что, не понимаете, что это ребёнок!
- Этот ребёнок на одном из занятий на смартфоне порнографию смотрела со своими однокурсниками, с которыми она в туалете зажимается и там же курит.
- Это не ваше дело! – повышенным тоном заявила ректор.
- Но тогда не называйте её ребёнком.
- Ещё раз говорю: это не ваше дело. Все дети хорошие. Плохих детей нет! Если вы не можете работать, так и скажите!
- Почему же десятилетиями я работал и меня никто в таких вещах не обвинял?
- Нам не важно, сколько вы работали, времена уже другие. Ищите подход к детям. – Заявила проректор.
- Наталья Владимировна, – обратилась ректор к заведующей кафедрой – проследите, чтобы таких эксцессов больше не было. Объясните ему, что все дети хорошие. И кстати, у нас на следующий год комиссия. Ведомости, где Сергей Иванович многим поставил тройки, надо ему переписать. Три-четыре тройки может оставить, а остальное пусть исправит.
- Но ведь это ведомости! Это документы! – возмутился Сергей Иванович! – А как же с зачётками быть?
- Сергей Иванович, вы всё слышали. Зачётки тоже перепишем. Из-за вас ваши коллеги тоже будут переписывать зачётки. Выполняйте. Наталья Владимировна, вы поняли, что вы должны проконтролировать Сергея Ивановича?
- Да, Анжела Владимировна, я всё поняла. – Робко ответила заведующая кафедрой.
- Тогда оба свободны. – Заключила ректор.

Сергей Иванович вышел из приёмной директора в расстроенных чувствах.
- Сергей Иванович, – обратилась Наталья Владимировна – вы всё слышали. Больше никого не выгоняйте, решайте свои проблемы, но если что, мне позвоните, я подойду и помогу вам. Поймите, что восемьдесят процентов наших студентов учатся по контракту, мы не можем выгонять из вуза тех студентов, которые платят деньги. А ведомости вам придётся переписать. Из-за вас рейтинг вуза может пострадать, а тогда вуз могут лишить государственной аккредитации.
- Наталья Владимировна, рейтинг вуза определяется профессионализмом его выпускников, а не липовыми оценками.
- Сергей Иванович, не надо читать мне лекции. Кстати, вы рабочие программы все сделали?
- Я их делаю. Но у меня их очень много. Мы же их переделываем за последние четыре года!
- Понимаю вас, но у всех преподавателей похожая ситуация, на следующей неделе ко вторнику всё должно быть готово. Тогда нужно будет заполнить таблицы по учебно-методическому обеспечению, сверив всё в библиотеке, а потом начнём заниматься ФОСами.
- ФОМами. Уже не федеральные оценочные средства, а федеральные оценочные материалы. 
- Да, но это не столь важно. Всё должно быть сделано.
- Я могу не успеть.
- Нужно успеть. Хоть по ночам делайте. Вы за это зарплату получаете. Заметьте, как нам повысили зарплату. Ещё недавно вы получали пятнадцать тысяч, а сейчас гораздо больше.
- И двадцать пять тысяч в месяц не стоят таких унижений и угробленного здоровья.
- Так, Сергей Иванович, это не мои требования. Вы это всё ректору скажите. Я же должна вас проконтролировать. Так что идите и работайте.

Возвратившись домой в семь часов вечера, Сергей Иванович лёг спать. Однако, несмотря на сильную усталось, заснуть он не мог. Включил телевизор. По телевизору шёл обзор криминальных событий, в ходе чего рассказывали, как на днях четверо подростков избивали бомжей и стариков, снимая всё это на видео. Двух человек так и убили. Никакой реальной ответственности эти убийцы не понесут, ведь им ещё нет четырнадцати лет. А в системе образования считается, что все дети хорошие. Вскоре при работающем телевизоре Сергей Иванович заснул, завтра рано утром надо подниматься на работу. В возрасте за пятьдесят лет высококлассному преподавателю поменять работу сложно.

29 октября 2018 года