363 Торжественное собрание в День ВМФ 29 июля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

363. Торжественное собрание на День ВМФ. 29 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Воскресенье, 29 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 18.0°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:06, заход солнца – 20:41 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 85%, Давление 754 мм. рт. ст. Скорость ветра - 2 м/с.

По праздничному распорядку Дня ВМФ оставалось только всем собраться на общее торжественное собрание экипажа БПК "Свирепый" в 18:30 и подвести итоги дня. Пришла очередь командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову и заместителю командира корабля по политической части капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину побыть немного «героями праздничного дня», потому что они выступили с поздравлениями и приказом о поощрении экипажа ко Дню Военно-Морского Флота СССР.

После праздничного ужина в режиме весёлого аврала боцмана и молодые матросы вынесли из ленкаюты и столовой личного состава банки (лавки), перенесли их на ют и расставили рядами по правому борту. Здесь обычно и проводились на открытом воздухе наши торжественные собрания. Свободного от вахт личного состава набралось немного - 94-95 человек. В середине «зала», чтобы всё видеть и слышать, но при этом быть прикрытым спинами ребят, сел Паша Каретов, который всё время вынужден был горбиться и пригибаться, чтобы умерить свой рост. Ближе к леерам сел Толя Мартынов, практически всё время находящийся в сумрачном настроении. Дружными парами сели друзья – дружба в море обостряется и укрепляется. На передней лавке обычно садились «сознательные», то есть комсомольцы, вестовые, просто серьёзные и самостоятельные ребята.

Моряки сидели тесно, плотно, причём на банках больше было молодых моряков, а годки гордо стояли позади всех "на галёрке". Позади них у обреза кормы разместились молодые офицеры и мичмана (следить за порядком). Справа между башней АК-726 и ангаром для БУГАС "Вега" на отдельной банке разместились командиры боевых служб (БЧ-4, БЧ-2). Перед ними за спинами матросов - офицеры и мичмана. На передней банке прямо перед командиром корабля сидел старший помощник капитан-лейтенант Н.В. Протопопов. На крайней банке вертелся и ёрзал мичман А.А. Дворский, исполняющий обязанности комсорга корабля. В "президиуме" за столом, прокрытом суконной скатертью со стола президиума в ленкаюте, на банке слева от командира корабля сидели, угнувшись в стол, два матроса, избранных для особого награждения, а справа - замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин с "кучей" разных бумаг, протоколов, листами приказа о поощрении личного состава экипажа корабля. Командир корабля капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров выступал с торжественной речью по случаю Дня Военно-Морского Флота ССССР.

- Товарищи! - обратился капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров к морякам. - Сегодня на всех флотах Советского Союза, весь советский народ, военные моряки и корабелы, инженеры, рабочие , учёные и служащие, ветераны флота и все, кто служил на флоте отмечают всесоюзный праздник - День Военно-Морского Флота СССР, с которым я вас сердечно поздравляю.

Все присутствующие дружно зааплодировали, задвигались, зашумели. Мичман Анатолий Дворский тут же вскинул голову, обернулся к матросам и годкам и строго на них посмотрел.

- В этом году мы отмечаем День ВМФ в условиях боевой службы, первой боевой службы в истории нашего корабля. Наша БС - это результат нашего упорного труда и боевой подготовки экипажа и корабля к боевой службе и я с удовлетворением отмечаю огромный политический и трудовой настрой всего личного состава экипажа, молодых и старослужащих матросов, мичманов и офицеров. Во время сдачи курсовых задач, командно-штабных учений и сбор-походов в составе КПУГ, экипаж БПК "Свирепый" показал отличную выучку и мастерство, политическую сознательность и волю, вызванную празднованием 50-летия образования СССР, решениями Апрельского Пленума ЦК КПСС, успехами нашей внешней миролюбивой политики ЦК КПСС и выполнением взятых на себя обязательств по планам социалистического соревнования 1973 года - решающего года 9-ой пятилетки. Главный итог нашего участия в этом соревновании - досрочное и качественная подготовка нашего боевого корабля к несению боевой службы в одиночном боевом океанском походе. Я могу с удовлетворением сказать, что наш экипаж готов к выполнению любой поставленной нам боевой задачи. Я в вас не сомневаюсь и уверен, что вы меня поддержите.

Все присутствующие опять дружно ответили командиру БПК "Свирепый" громкими азартными аплодисментами. Годки позади рядов моряков зашевелились, зашептались, гордо расправили плечи. Я в это время тихонько из-за верхней башни АК-726 перешёл на правый боковой трап, чтобы оттуда сфотографировать всю панораму торжественного собрания экипажа корабля.

- Поддерживая почин личного состава атомной подводной лодки "50 лет СССР" и экипажа ракетного крейсера "Грозный", экипажи кораблей военно-морского флота СССР включились в социалистическое соревнование под девизом "Отлично знать и содержать оружие и боевую технику, мастерски владеть ими!". Наш экипаж, матросы, старшины , офицеры и мичманы БПК "Свирепый" изначально с февраля-марта 1972 года жили, служили и готовились по такому девизу, поэтому мы добились определённых результатов в боевой и политической подготовке. Точно в срок и даже ранее плановых сроков, экипаж БПК "Свирепый" успешно выполнил план БП и ПП за зимний период обучения, принял и подготовил для БС молодое пополнение, выполнил все учебно-боевые задачи, стрельбы и упражнения. Как на экзамене, мы с оценкой "хорошо" участвовали в учениях ВС СССР и стран Варшавского договора, выполнили зачётные стрельбы, успешно решаем первые задачи БС.

- Все социалистические обязательства, взятые экипажем БПК "Свирепый" по подготовке корабля к БС, выполнены, - твёрдо и уверенно заявил Евгений Петрович Назаров. - в чём большая заслуга партийной и комсомольской организации и всего личного состава нашего корабля. Коммунисты корабля своим примером показывали отношение к службе, умение преодолевать и исправлять ошибки и недостатки. Комсомольцы корабля показали пример морской дружбы и братской сплочённости, преодолели язвы и пороки годковщины в начальный период становления экипажа, дали настрой на традиционно героическое отношение к трудностям флотской службы.

Сверху от трапа мне хорошо были видны лица моряков и выражение их лиц. Одни откровенно скучали и смотрели в море, по сторонам. Другие прятали свои лица за головами впередисидящих. Третьи, угнувшись, о чем-то шептались друг с другом. Четвёртые внимательно слушали командира корабля и согласно кивали головой. Пятые равнодушно просто сидели и дремали... Некоторые офицеры, особенно, те, кто сидел сбоку и сзади, прикрывшись головами и телами офицеров, мичманов и матросов, ухмылялись на слова командира корабля... Я уловил тот момент, когда выражения лиц участников собрания были самыми выразительными и характерными и сделал тот снимок, который публикую в фотоиллюстрации к данное новелле.

- Наша задача теперь - не успокаиваться на достигнутом, потому что впереди нас ждёт выполнение боевого приказа, а именно: выход в Северное море и Северную Атлантику для выполнения сторожевых задач, слежения за боевыми кораблями ВМС США и НАТО, их манёврами и перемещениями, поиск и слежение за подводными лодками вероятного противника. Скажу вам откровенно, эта задач не из лёгких, она потребует от нас гораздо больших сил, напряжения, знаний и умений, чем всё, что мы делали до сих пор.
- Вот почему я ставлю перед вами боевую задачу: продолжать совершенствовать свою боевую выучку, не давать ничему и никому шанса помешать нам, нашему кораблю выполнить боевой приказ, боевую задачу по принадлежности, не снижать темпы и накал боевой и политической подготовки, боевой комсомольский настрой, крепить воинскую дисциплину, хранить флотское братство, поддерживать на корабле порядок и чистоту, с отличной оценкой завершить боевую службу и вернуться в родную базу Балтийск без потерь и всяких ЧП.

Все участники торжественного собрания на эти слова командира корабля, сказанные торжественным и значительным тоном, с разделением каждого слова и выражения, подняли головы, расправили плечи, выпрямились и дружно поддержали Е.П. Назарова аплодисментами. Чувствовалось, что собрание подходит к концу...

Заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин тоже выступил с речью, которая сначала была выслушана больше по необходимости, нежели по интересу, но потом, отчитав заготовленный текст, Дмитрий Васильевич обратился ко всем с приветствием, с поздравлениями и начал зачитывать поздравительные телеграммы от командования 128-й бригады ракетных кораблей и 12-й дивизии надводных кораблей ДКБФ, от родственных нам больших противолодочных кораблей, а затем от родных и близких, родственников наших командиров, старшин и матросов. Это выступление замполита вызвало шумный и одобрительный интерес всех присутствующих, потому что Дмитрий Васильевич в деталях вспомнил весь сегодняшний праздничный день и «тонкими намёками», как будто сам во всём участвовал и видел, описал-охарактеризовал все наши сегодняшние дела и приключения.

Заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин вспомнил:
- как утром старпом пытался через мегафон «дирижировать» гуляниями матросов под музыку и песни аккордеониста Людвига Пакуновского;
- как спускали корабельный рабочий катер и спасательную шлюпку и осматривали со стороны корабль;
- как матрос Владимир Баранов показывал "цирковые номера" на перекладине и лейтенант Михаил Казаченко крутил на турнике «солнышко»;
- как ходила «делегация ходоков-просителей» желающих искупаться в море;
- как хитро совместили тренировку корабельного водолаза с купанием личного состава в море;
- как азартно и опасно матросы купались в коварных водах пролива Каттегат и как матрос Павел Каретов нарушил приказ командира корабля и за это вычеркнут из приказа на поощрение (шутка!);
- как интересно были организованы шлюпочные гонки;
- какими вкусным были праздничные завтрак, обед и ужин, особенно, призы за победу в шлюпочных гонках - яблочные пироги .

- Праздник "День ВМФ" удался. Он запомнится нам надолго. Я вас, друзья мои, искренне поздравляю с нашим традиционным праздником всех моряков, которые сейчас на земле, дома поднимают за нас тосты и желают нам всем «попутного ветра и семь футов под килем», - в завершении сказал Дмитрий Васильевич Бородавкин и начал вслух зачитывать праздничный приказ о поощрении личного состава и о присвоении новых должностей морякам и офицерам.

- Поздравляю весь личный состав корабля с всенародным праздником День Военно-Морского Флота СССР, - сказал капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин. - По итогам социалистического соревнования объявляю места боевых частей и служб:
1-е место - боевая часть связи (БЧ-4) - командир лейтенант Андрей Степанович Дробот. БЧ-4 награждается переходящим вымпелом и почётной грамотой;
2-е место - электромеханическая боевая часть (БЧ-5) - командир капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин. БЧ-5 награждается почётной грамотой;
3-е место - радиотехническая служба (РТС) - начальник капитан-лейтенант Константин Дмитриевич Васильев. РТС награждается почётной грамотой;
4-е место - ракетно-артиллерийская боевая часть (БЧ-2) - командир лейтенант Евгений Леонидович Крылов. БЧ-2 награждается почётной грамотой.

- По итогам соревнования между отдельными боевыми частями и службами...
1-е место - штурманская боевая часть (БЧ-1) - командир старший лейтенант Геннадий Фёдорович Печкуров. Вручить БЧ-1 переходящий вымпел и грамоту;
2-е место - медицинская служба - начальник лейтенант медицинской службы Леонид Никитич Кукуруза. Кукуруза сидел в глубине моряков, поэтому неожиданную грамоту ему передали из рук в руки;
3-е место - служба снабжения - начальник службы лейтенант Михаил Иванович Казаченко. Здесь, вероятно, Михаил уже знал о том, что его наградят, поэтому он появился около командира корабля "тут как тут".

Далее замполит зачитывал названия подразделений боевых частей и служб БПК "Свирепый", называл должности и фамилии офицеров и мичманов, а командир БПК "Свирепый" вручал тем, кто присутствовал, грамоты и это приятное мероприятие продолжалось некоторое время. Правда, все присутствующие ждали, когда командир корабля перейдёт к непосредственному награждению и поощрению матросов, старшин, командиров отделений, групп и команд. Однако Е.П. Назаров и Д.В. Бородавкин терпеливо отметили всех, кто занимал призовые места в соцсоревновании между командами и группами, а затем приступили к награждению и поощрению.

- Объявляю благодарность! - возвестил командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров и все буквально встрепенулись, как нахохлившиеся птички... Далее Евгений Петрович зачитал список из 32 фамилий офицеров, мичманов, старшин и матросов, которым он объявлял благодарность за службу.
- Объявляю отпуск - увольнение... на 3-е суток! - торжественно сказал Евгений Петрович и, не смущаясь, разочарованными смешками, зачитал три фамилии, которым он давал трое суток увольнения на берег, до которого теперь была тысяча миль.
- Предоставляю 10 суток с выездом на родину... - командир корабля сделал паузу, а потом "буднично" зачитал 11 фамилий старшин и матросов, которым за их терпение, выдержку и отношение к службе, за классность и отличное мастерство, за скромность и стойкий характер было дано главное поощрение моряков срочной службы на флоте - отпуск.

Я с огромным волнением вдруг понял, что этот список точь-в-точь повторяет список тех комсомольцев, который я передал замполиту капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину и это были те самые комсомольские активисты, которые не хамили, не ловчили, не "гребовали", как некоторые, но сейчас получили заслуженную награду.

Теперь я уже не смотрел внимательно на происходящее, а пытался унять дрожь в коленках и кистях, наладить съёмку фотоаппаратом и отвлечься. Впервые в приказе командира корабля было учтено мнение комитета комсомола, представителей личного состава экипажа БПК "Свирепый" и это было, на мой взгляд, молчаливым признанием нашего места и роли в судьбе корабля. Не скрою, я с гордостью и удовлетворением почувствовал, что кое-что значу и что-то могу сделать хорошее и доброе...

Командир корабля и замполит попеременно зачитывали длинный список матросов и старшин, которых награждали грамотами, благодарностями, благодарственными письмами на родину моряков об их образцовом выполнении служебного долга. Потом неожиданно Евгений Петрович Назаров объявил, что награждает личной фотографией матросов и старшин, сфотографированных на фоне БПК "Свирепый" и все головы повернулись одновременно в мою сторону. Я машинально утвердительно кивнул головой, хотя ничего не знал о такой форме поощрения. Эх! Что же я сам не догадался до такого!

Затем командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров торжественно объявил:
- Наградить нагрудным знаком "Отличник ВМФ"... - и тут он начал зачитывать фамилии, имена и отчества наших годков!

Почти все годки (матросы и старшины) были "на галёрке" собрания, то есть за рядами моряков, сидящих на банках. Однако командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров невозмутимо начал ждать, когда награждённый годок подойдёт (доберётся) до него, приблизится к столу и он лично приколет знак "Отличник ВМФ" к его робе. Суматоха, веселье, падение на руки моряков, "хождение по головам", - короче, это было что-то! Все награждённые не ожидали такого подарка, поэтому были растерянные, скованные в движениях и словах, но чётко и гордо хриплым басом говорили всем присутствующим: "Служу Советскому Союзу!".

Когда весёлый праздничный шум и гам немного поутих, командир корабля спокойно и буднично зачитал список офицеров и мичманов, которые награждались денежными премиями в размере 10 рублей и 25 рублей. Деньги были небольшие, поэтому особого ажиотажа никто не поднимал, но всё же кто-то (многие) ждали чего-то такого, отчего бы душа их сначала развернулась, а потом грустно завернулась... Среди таких был и я, которого, вероятно, "забыли" внести в праздничный приказ ко Дню ВМФ СССР.

Зачитав, видимо, последние строки своего приказа, командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга огляделся по сторонам и сказал: "Последний пункт праздничного приказа ко Дню ВМФ: "Наградить весь личный состав памятным знаком "БПК "Свирепый".

Что тут началось! Поднялся шум, гвалт, неразбериха. Все ликовали, поздравляли друг друга, повскакали со скамеек. Все хотели немедленно получить значки "БПК "Свирепый" из рук командира корабля, но старпом охладил пыл жаждущих награды. Он заявил, что сначала надо всё убрать, привести корабль в порядок, а затем по боевым частям будут вручать значки. Радость поубавилась... Годки, награждённые знаками "Отличник ВМФ", удалились кто куда. Подгодки разбежались, зная по опыту, что надо участвовать в уборке банок. Остались только боцмана и я...

Под руководством мичмана Анатолия Дворского мы начали таскать банки (лавки) сначала в столовую личного состава, а когда все перетаскали, то оставшиеся молодые матросы разбежались и мне пришлось одному таскать банки в ленкаюту, в одиночку преодолевать ступени трапов, броневые двери с задрайками, комингсы, а потом крепить эти банки в ленкаюте на свои штатные места. Никто мне не помогал. Ребята и мои друзья-годки переживали события торжественного собрания, курили на баке, а я всё таскал и таскал эти длинные неудобные банки (скамейки).

Вахта сменилась, новый вахтенный офицер надрывался по телефону в ленкаюте, вызывая меня на ходовой мостик, а я упорно и терпеливо таскал банки в ленкаюту, пока меня не нашёл подвахтенный рулевой и не передал приказ вахтенного офицера: "Визуальному разведчику Суворову немедленно прибыть на ходовой мостик". Ключ от ленкаюты я не мог передать или доверить никому, поэтому рулевой БЧ-1 помог мне притащить в ленкаюту две последние банки и я, вооружившись всем необходимым, помчался в поту, "пыли и перьях" (от усердия) на ходовой мостик... Праздник "День ВМФ" продолжался...

Фотоиллюстрация: 29 июля 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. День ВМФ СССР. БПК "Свирепый". Торжественное собрание личного состава экипажа БПК "Свирепый", посвящённое празднованию Дня ВМФ. Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров зачитывает свою речь и приказ о поощрении личного состава корабля. Многих, очень многих моряков на этой фотографии я помню в лицо, некоторых точно знаю по фамилиям и именам. К сожалению у меня в альбоме осталась только эта фотография (с браком, царапиной на фотоплёнке). Все остальные фотографии этого события я подарил и "отдал" командиру корабля, замполиту, командирам боевых частей, офицерам, мичманам, старшинам, командирам отделений, матросам, годкам, членам комитета комсомола БПК "Свирепый". Так всегда бывает... "сапожник без сапог".