Комсомол -100 лет

Вячеслав Шляхов
Мой Иркутск - город, стоящий на заре. Для меня моя юность, моя страсть, моя старость, моя жизнь. Тихая провинциальная жизнь возле старинных домов и церквей. Стремительная и непредсказуемая на немногих центральных островках. Жизнь для некоторых протекает незаметно, так и уходят они с этих улиц, тихо и незаметно. Для других бурный восторг от этой жизни, которую так часто ругают на кухнях. Добродушие города, его сентиментальность, его грубость и анархизм, вечный денежный вопрос-все как во всех городах мира. Но чем же мне это город так дорог. Сейчас знаю совершенно точно - прирос я своим сердцем к этой земле. Подчас жестокой и одновременно такой милой, но ведь тянет именно сюда.
Спорю с друзьями, доказываю свою правоту и понимаю, что им зачастую просто не с чем сравнивать. Я давно заключил свой мир с этим городом.
Не предавал его, но и не приукрашивал его. Чувство причастности к нему придавало мне силы, и вдруг все давалось легко. Люди, живущие здесь, заслуживают всеобщего признания и поддержки. Они не покинули его, мой город. Сделали его чище, лучше, придали ему вес и дали силу. Пусть даже многими руководила корысть и жажда денег, но невольно они сдвинули с места то, что десятилетиями не удавалось сделать никому. Это движение теперь уже не остановить. Есть определенное движение от негативного к позитивному. Время все расставило по своим местам. И мой город вышел из этого победителем. Впереди предстоит сделать еще многое. Неизбежно изменится менталитет иркутян, на смену догм, пустых обещаний, бюрократических барьеров, хамства и пустозвонства придет новое, соответствующее реалиям жизни поведение. И слова из песни "Иркутск-середина земли..." станут не прихотью, а реальностью современной жизни.

Армия.
 
По местному радио объявили:- Призывники Шляхов и Саунин срочно явиться к военному коменданту! Пошел. Иду и думаю, что будет дальше? Зачем это отдельно вызывают? Кто такой Саунин? В коридоре на скамейке сидит парень. С большой головой! На самом деле мне так показалось. Маленькая  шапка, каким то чудом держалась на его макушке. У меня была маленькая голова, а у него… Шибко умный. Мы познакомились сразу. Как-то не было преград. Мы оба участвовали в создании первого рабфаковского отряда «Премьера». Сидели вечером и придумывали эмблему. Мой первый эскиз.  Наши пути не расходились многие годы. В самых трудных ситуациях я мог полностью на него положиться. В армии я был секретарем комсомольской организации части, настоял, чтобы Володя вступил в ряды комсомольцев. Владимир Саунин работал многие годы в коммунистической партии, был секретарем городского райкома партии, защитился, создал с группой единомышленников советско-американский факультет, в настоящее время – член политсовета исполкома партии «Единая Россия» в Иркутской области, директор Российско-американского факультета международного менеджмента при Иркутском государственном университете.
В 1972 году я начал сотрудничать с газетой Иркутский Университет. Редакционные дни, шум, гам, споры. Все надо было успеть. Я писал стихи, рассказы, рисовал карикатуры и иллюстрации. Возглавлял тогда редакцию Геннадий Сапронов.  Журналист, писатель, работал в редакции «Иркутский Госуниверситет», «Восточно-Сибирская, правда», «Советская молодежь», «Комсомольская правда». Невысокого роста, круглолицый. Его материалы были интересны новизной, своим взглядом на происходящее. Казалось, что он не испытывает страха перед «сильными мира сего». Это было удивительно, как он мог отсекать ненужное в тексте. Писал о нашумевшем деле семьи Овечкиных.
Принципиальный, честный и открытый человек. Его уважали все, кто с ним общался. Нередко собирались на посиделки у Гены, журналистская братия бурлила, переживала. Какие только споры не затевали они там. Я уже тогда знал, что всесильное КГБ отслеживает все шаги молодого журналиста и редактора. Думаю, что об этом знал и сам Геннадий. Но это была добродушная, открытая и дружеская атмосфера.  Думаю, что благодаря этому не было необъективных оценок его действий. Трудная и непростая судьба, личное горе не сбросила его с жизненного пути, когда убили его сына. А было его сыну всего 19 лет. Часто видел его в телепередачах, он всегда спокоен и выдержан. Все-таки организационная школа комсомола видна.
В 90-годах стал одним из известных  иркутских издателей. Издавал книги Астафьева, Распутина и других русских писателей. Позже редакцию возглавил Олег Желтовский, профессиональный журналист, не суетившийся в жизни. Знающий себе цену и место.
До лета мы работали в редакции, а летом, скорее…  в стройотряды. Стройотряды в жизни студента занимают самое лучшее место. Как же без них, без костров, работы, песен? Стройотряды нас всех закалили, сплотили. В памяти остались лучшие друзья, живущие и давно уже ушедшие из этой жизни. И остались рядом те, кто шел по этому пути. Раз поехали проверять отряды в Нижнеудинск. Стучит по рельсам вагон. Мимо окон пролетают сибирские полустанки. И вдруг Олег говорит: « Какой интересный лозунг!» Поезд замедлил перед станцией свой ход и мимо нас проплывает огромный плакат-растяжка « Любите Родину, мать вашу!». То, что произнес Олег и какую интонацию он выбрал, было просто талантливо. Сделав акцент на словах «Мать вашу!» он показал, что Родину надо любить по приказу. Это было дерзко и опасно. Ведь на улице был семьдесят четвертый год.

Я люблю гулять по Иркутску. В его уголках и улочках спрятано нечто, что дает вдохновение творить. Любая погода приносит в город свой неожиданный, только для Иркутска, подходящий колорит. Заверни за угол и замри от ощущения потери времени. Здесь проскакали казаки, а вот павшие в Чечне прошли мимо. Синие крыло Ангары подпоясало вдруг город, как в древних бурятских легендах. Мой город стар и молод, мудр и хитер, спокоен и властен. Мой город Иркутск.

С этого времени я практически работал со студенческим отделом  Областного комитета комсомола. Познакомился с Галиной Высоких. Она отличалась  от всех своим проницательным предвидением и строгой требовательностью к себе. Помню, как она, узнав, что моя невеста из ГДР, сказала: « Подумай очень хорошо, как наши органы на все это посмотрят! Всю карьеру испортят. Но если любишь, поступай, как подскажет сердце». Она, конечно, была права. И знала эту жизнь изнутри. Испортили…С момента, когда о моей ситуации  стало известно, все резко изменилось.  Ни о какой дальнейшей работе в обкоме ВЛКСМ не могло быть и речи. Начались провокации.  Меня вызвали в Иркутское Управление КГБ СССР на Литвинова. «Вы предатель! Вы сами сломали свою карьеру!». Потом были увещевания на разных уровнях.  А, я поступил так, как подсказало мне сердце. Честно говоря не жалею нисколько об этом. С женой мы прожили почти тридцать лет. У меня выросли пятеро хороших детей. Пять  внуков.
В это время дружеские отношения у меня сложились с Игорем Гордеевым - курирующим студенческий отдел обкома ВЛКСМ. Мне было приятно, что, несмотря на разницу в нашем возрасте, он не стеснялся показать свою симпатию ко мне и на равных решал возникающие вопросы. Когда  я был назначен заместителем командира ИССО ЦК ВЛКСМ  «Дружба» и мне надо было переговорить по поводу задержек поставки материалов на подъездные пути в Братске, он, выслушав меня, договорился о встрече непосредственно с руководителем промышленного отдела  иркутского Обкома КПСС. Вопрос был решен. Материалы поступили. Несмотря на то, что мое утверждение в должности, проходило через ЦК ВЛКСМ, работать с москвичами в руководстве отряда было очень сложно, да и опыта мне явно не хватало, но рядом были эти ребята.
Помогали и советом и делом. Так что комсомол был для меня самым главным в профессиональной жизни. Где еще было студенту юрфака учиться правилам дипломатии, правилам поведения, выдержки, самообладания? Работая в стройотряде «Дружба» я встречался со многими представителями  Центральных комитетов  молодежных организации ГДР, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Вьетнама. Со многими из них у меня сложились самые настоящие дружеские отношения.  Потом в Берлине именно через них я познакомился с Эгоном Кренцом, секретарем молодежной организации «Фрайе дойтче югенд», который волею судьбы позже ненадолго сменил Эриха  Хоннекера на посту руководителя страны.

Перелистываю найденные старые газеты, фотографии, письма. Вспоминаю Интернациональный отряд «Дружба» ЦК ВЛКСМ. Вот заметка. «1975 год - Впервые был сформирован сводный интернациональный отряд «Дружба» из представителей молодежи девяти социалистических стран, который успешно работал на БАМе.»
А вот еще – «1976 год – ИССО «Дружба» ЦК ВЛКСМ снова на БАМе.»
Я пришел в Иркутский государственный Университет имени А. Жданова в 1972 году. И уже в 1973 году поехал работать в качестве бойца в Нижнеудинск в составе ССО «Премьера», командиром был Володя Закопнюк (рано ушедший из жизни), комиссаром Володя Саунин (директор САФа, проректор ИГУ). Рядом были мои друзья – Тагир Абдулов (ученый-историк), Евгений Протвинев (директор школы), Наталья Гетманенко (директор информационно-аналитического агентства)  и многие другие. В отряд ездил каждый год. Что и говорить, жили  мы не сытно, но зато счастливо. А в 1975 году я уже  работал в штабе ССО ИГУ, проверял работу наших отрядов. Командировки были по Иркутской области, со мной отряды проверяли Игорь Конопак (директор центра психологии ИГУ), Олег Желтовский (президент Холдинга изданий) и Геннадий Коровкин (судья).
И однажды студенческому отделу Иркутского обкома ВЛКСМ понадобилась помощь в организации приема и отправки в города СССР более 500 бойцов ИССО «Дружба».  Прилетали почти все отряды, в том числе – ССО «Пламя», «ИнтреБАМ», «Гянджлик» и другие. Заместителем командира штаба ИССО «Дружба» был иркутянин Валерий Рыжиков, уже в том время довольно известная личность области.  Представляете лето в разгаре, а всех надо отправлять самолетами. Где билеты взять, где разместить, как упростить все процедуры и многое другое. Ведь более 200 человек иностранцы! И паспортно-визовый режим никто не отменял. Но нам помогал в этом Иркутский обком КПСС, где напрямую решались многие сложные вопросы.  В 1976 г. бойцы отряда ИССО «Дружба»  работали на объектах промышленного и гражданского строительства, на балластировке и выправке путей в Усть-Куте, Усть-Илимске, Звездном, Братске. Деятельность интеротрядов давала хорошие показатели производства. В 1976 г. бойцы интернациональных студенческих отрядов к новому учебному году произвели ремонт 8 школ, изготовили и передали школам 80 стендов, наглядных пособий, построили и отремонтировали более 40 спортивных площадок. Так, бойцы интеротряда «Пламя» оборудовали спортивную площадку и оформили 6 учебных кабинетов и пионерскую комнату для школы-интернат в поселке Осиновка. Отряд «Сибирь» университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы произвел капитальный ремонт школы № 5 в городе Усть-Куте.
Бойцами интернациональных студенческих отрядов построено 150 км железных и автомобильных дорог в Усть-Кутском, Казачинско-Ленском, Усть-Илимском, Зиминском районах. Произведен ремонт 7 км автомобильных дорог в сельской местности, построено и отремонтировано 86 сопутствующих объектов, посажено около 2 тыс. саженцев деревьев и кустарников. Отряды «Витязь» и «Бригантина» университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы отремонтировали спортивную площадку и помогли оформить школу в поселке Звездном. Сравним, в 1975 г. в Иркутской области работало 681 студента из интернациональных отрядов. Иркутскими вузами для работы в строительных отрядах было направлено 104 монгольских студента. 129 человек из ГДР, Венгрии, Польши работало по обмену. В 1976 г. на территории Иркутской области дислоцировалось 41 интернациональных ССО, в которых работало уже 756 иностранных студентов.  Интернациональными отрядами проделана значительная производственная и общественно-политическая деятельность. Впервые в 1976 г. на стройке «Город» работали два интернациональных ССО «Побратимы» и «Дружба». В ССО «Побратимы» работало 11 монгольских студентов, которые приняли участие в строительстве очистных сооружений и теплотрассы по городу Иркутску. Руководил отрядом А. Павлов.
Студентами освоено 11 тыс. руб. капитальных вложений. В ИССО «Дружба» работали студенты Высшей технической школы из Карл-Маркс-Штадт, в количестве 48 человека. Командиром отряда был Вернер Стрекке, комиссар - Штэфан Кленшмидт, переводчик - Иохим Крюгер. Студенты приняли участие в строительстве проспекта Карл-Маркс-Штадт в микрорайоне Солнечный города Иркутска. Отрядом освоено 28 тыс. руб. капитальных вложений. Выработка на одного бойца в обоих интеротрядах составила около 400 руб. В период трудового семестра 1976 г. в составе областного отряда трудились посланцы Польши, ГДР, Венгрии, Монголии. Отряд Университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы принял участие в строительстве вторых путей Тайшет-Лена.
Вот, нашел и еще одну ссылку. 
«В нашем Университете кафедрой экономики предприятия и предпринимательства экономического факультета заведует доцент Николай Петрович Карпусь – солидный, образованный, интеллигентный человек. В 70-е годы он был прилежным студентом нашего Университета и каждое лето становился активным участником строительных отрядов, а если точнее -  командиром линейных отрядов, а в дальнейшем и командиром Штаба «Меридиан дружбы» и командиром интернационального отряда ЦК ВЛКСМ «Дружба» на БАМе.  Вот что он рассказывает. В то время в отряде ЦК ВЛКСМ «Дружба» наши ребята делились также опытом работы стройотрядов со студентами из социалистических стран и советских республик. Все мы знаем, что опыт – вещь надежная и незаменимая, обладать им – уже счастье, а делиться – вдвойне приятно. Таким образом, благодаря инициативности и активности студентов организовывались строительные отряды волонтеров и в других странах. Многие успешно продолжили свою карьеру в бизнесе, стройотряды – школа для бизнесменов. Тем, кто работал в стройотрядах, проще найти свою нишу в бизнесе, предпринимательских структурах. Да и помимо всего этого жизнь была очень насыщенная, интересная...»
«Слава, здравствуй! Очень рад твоему письму, сразу далекое прошлое встало перед глазами. Особенно яркие воспоминание, когда ты у костра  с гитарой исполняешь "Четвертый год нам нет житья от этих фрицев...", абсолютно не обращая внимание на то, что  Ханне,  наверное, было не  совсем уютно слушать текст... Пятеро детей!!! Молодцы, но не верится, я вас совсем молодыми помню, поэтому сложно представить многодетными. В Иркутске был несколько раз, только транзитом, когда у нас был филиал РУДН в Северобайкальске. На Байкале - 6 или 7 раз был, но с другой стороны.
Когда будешь в Москве - обязательно позвони, буду рад тебя видеть!»
Справка.  «Карпусь Николай Петрович. Родился 21 сентября 1946 года. Окончил факультет экономики и права УДН по специальности «Планирование народного хозяйства» и аспирантуру Университета по специальности «Экономика и размещение производительных сил (развивающиеся страны)». Принимал активное участие в деятельности интернациональных студенческих отрядов университета, являлся командиром факультетского ИССО «Юность планеты», районного ИССО «Меридиан дружбы» в Москве, Всесоюзного ИССО «Дружба» ЦК ВЛКСМ на БАМе».
Теплые дружеские отношения сохранились у меня на многие годы с  Александром Василенко - инструктором обкома ВЛКСМ. Красивый, статный человек. Жизнерадостный, мягко говорящий. Что греха таит, с него я лепил и себя, избирая манеру говорить тихо, не напрягая собеседника.  Мы сдружились семьями. Он к этому времени уже был женат, а я только готовился.  Однажды он попросил о помощи. Его брат строил гараж, и необходимо было помочь в бетонных работах, которые я знал по работе в стройотрядах. Даже корочки имел –» бетонщик 3 разряда». А как добираться? Я живу в районе Декабрьских событий, а ехать надо в Юбилейный. Объяснил Саше, он молча протянул мне ключи от своего мотороллера. Спросил только «Ездить умеешь?» Было стыдно сказать - не умею. На мотороллере точно не умел. Но с 1968 года имел уже права - «Тракторист-механизатор высокого профиля». А высокий профиль заключался в том, что мог работать на всех машинах все равно каких - колесных или гусеничных. Короче на всем, что могло ездить.  Гараж мы построили, но я никогда Саше не рассказывал, как свалился с мотороллера, резко отпустив ручку сцепления. Саша и его жена Татьяна были одни из первых в Иркутске, с которыми я познакомил мою будущую жену Ханну.  Потом нередко встречались, когда я приезжал из Москвы или из Берлина в Иркутск.  Наши дети играли вместе.
Михаил Труфанов – трагически погиб в 1995 году в автокатастрофе, в разные годы был проректором Иркутского государственного университета, секретарем парткома ИГУ, секретарем комитета комсомола ИГУ. Знаком с 1972 года, нас связывала работа в комсомоле. Сильный, мужественный человек. Принципиальный и честный. Он мне чем-то напоминал всегда героя фильма «Коммунист». Решал вопросы без выпячивания, без назиданий, но удивительно прямо, строго в соответствии с партийными указаниями. Не было ощущения хоть маленького колебания в сторону от линии партии. Строгий человек. Но никогда не отказывал в помощи. У него великолепная семья. Жена  Вера, работает до сих пор в Университете. Дочь Татьяна, умная, целенаправленная и мужественная девушка. Мы с Ханой, приезжая в Иркутск, часто бывали у них. А один раз, приехав с моей маленькой дочкой Славяной, подарили им детскую коляску. В стране был еще большой дефицит. Они были очень рады. Потом мы шли домой по ночному Иркутску. Саунин со своей женой, Миша и Вера. Пели комсомольские песни. Я с семьей  уехал снова в Берлин. Потом я узнал, что Миша погиб.
Костя Жуков – это человек, который присутствовал в моей жизни всегда. Мы работали с ним в комитете комсомола Иркутского университета. Тихий, интеллигентный человек. Но каждое его слово запоминалось. Оно было в его четких и правильных ориентирах. По работе, я не имел права показывать субъективного отношения к субъекту взаимоотношений.  Но Костя для меня был путеводной звездой.
В далеком сибирском городе Иркутске, на берегах заснеженной Ангары, находящаяся в Москве, Российская академия правосудия, открывала свой новый филиал. Многие мои сокурсники и друзья поддержали идею создания Восточно-Сибирского филиала РАП, директором этого филиала назначили Олега Гуменюк. Бывшие студенты юрфака ИГУ работали в его стенах. Николай Кулик – председатель Октябрьского суда города Иркутска, Татьяна Эпова - советник юстиции 1 класса, Галина Змичеровская – судья в отставке , Владимир Васюнин – секретарь райкома, Лариса  Подольская – заслуженный преподаватель, золотой человек…  и многие другие. Пришлось и мне почти два года поработать в этом учебном заведении.
Роман Биктимиров – человек-легенда, сотрудник уголовного розыска, ветеран МВД, преподаватель  Академии МВД, декан  и преподаватель юридического факультета РАП. В студенческие годы Роман занимался строительными отрядами. Тогда же в городе работали и отряды с Политехнического института, которые возглавлял Юрий Тен. Окончив Университет, Роман пришел на службу в органы милиции. Сделал блестящую карьеру, вошел в историю Иркутской области как один из талантливых «оперов». Полковник милиции.  Работая с ним вместе в Восточно-сибирском филиале РАП, постоянно удивлялся его умению ладить с людьми. Но это нисколько не умоляло его требовательность, как к студентам, так и к преподавателям. Надо делать дело. И делать его хорошо.
Необходимость нового подхода к воспитанию профессионалов в области права была продиктована  сложившейся ситуацией в стране.  Во многом образование стало «сырым» из-за неупорядоченного подбора и недостойного материального обеспечения преподавательского состава.  Один час работы преподавателя стоит в Европе  около 30 евро, а в России…?  За низкую зарплату, принуждающую преподавать одновременно в нескольких ВУЗах,  можно ли ожидать качественное инициативное обучение? Нет! Вот и выходят часто у нас специалисты, не имеющие элементарных общих и специальных навыков. Получая образование «сырым», мы не можем рассчитывать на устойчивую и достойную полученным знаниям, оплату и признание. Получившие «сырое» образование даже с годами работы не восполняют имеющихся пробелов, что приводит к  потере авторитета судебно-правовой системы в целом. Все мы знакомы с абсурдными законами однодневками. Но вот консультации и разработки их проводили  « опытные « юристы! Что это стоило, и будет стоить стране? 
Мы не добились признания наших дипломов в дальнем зарубежье, значит надо браться за качество образования, а не за количество! На мировом рынке активно используются  российские профессионалы, доказавшие свою профессиональную состоятельность. Выпускать специалиста для дальнейшей доводки на производстве,  в развитых странах себе позволить не могут. Создавая незрелых специалистов, наше образование утрачивает  ценность его получения, толкает на   временное отношение к цели образования.  В России ежегодно  создается масса невостребованных специалистов с неизрасходованными амбициями и претензиями, с нестабильными психологическими установками.
Ректором Российской академии правосудия был назначен Валентин Ершов-профессор, доктор юридических наук,  заслуженный юрист России. Он неоднократно приезжал в филиал, рассматривал его значение как очень важное в Восточно-Сибирском регионе. Когда он проводил свои лекции для действующих работников судов,  в зал невозможно было пробиться.  Я помню, как во время прогулочной поездки на Байкале мы с ним беседовали о развитии трудового законодательства в Германии. Он живо интересовался тем, что нового происходит именно в изменении права, защищающего интересы простого работника. Удивлялся, что в Германии сильна власть профсоюзов. Очень интересный человек, выдержанный, спокойный. Никогда не видел его, повышающим голос на подчиненных.

Учредителями  Российской академии правосудия являются Верховный суд Российской федерации и Верховный арбитражный суд, что само собой говорит о заинтересованности государства в получении профессионалов современного уровня, подготовленных к работе в судебной системе. Дать обществу зрелого, уверенного в себе, умеющего отстаивать интересы общества профессионала - задача, которую поставила перед собой Российская академия правосудия. Делая упор на  расширенный подход к обучению, выстраивая программы с четкой ориентацией на действующую правовую практику, Российская академия правосудия  создает целостный образовательный комплекс. Развитие современного общества требует пересмотра существующих принципов воспитания, нераздельно связанных с правовым взрослением  государства. Просчеты и ошибки  в судебной системе создают предпосылки к неприятию населением развивающегося правового общества.

Работа в органах. Снова секретарь комсомольской организации.

Виктор Кадилин – начинал в рядах МВД, Калининское РУВД г. Москвы. Я пришел сразу  работать «на землю». Должность – старший инспектор уголовного розыска. Через некоторое время было создано новое подразделение - отдел профилактики. Занимался организацией технологий учета и аналитики криминального элемента, разработкой тактики и стратегии предотвращения преступлений. В эти подразделения были переданы картотеки учета преступников, проживающих когда- либо на территории Москвы. Виктор работал в то время инспектором этой службы  в РУВД. Там и познакомились. Денег не хватало, платили очень мало. Так мы с ним выполняли работы по оформлению магазинов. Так, оформляли магазин «Алмаз» на Авиамоторной улице. Ночью после работы пилили, строгали, клеили. Все - таки денежки. Подружились семьями. Виктор и Наташа снимали квартиру, а я жил в общежитии. Потом Виктора приказом назначили командиром взвода постовых милиционеров. Не раз мы  выручали друг друга в тяжелых ситуациях. Потом мне предложили майорскую должность – старший участковый инспектор. Появилась реальная перспектива получить квартиру. Получил двухкомнатную квартиру на ул. Лефортовский вал, дом 17. Хоромы!
А Виктор ушел работать инструктором райкома партии. Тоже нужно было где-то жить.  Затем перешел на дипломатическую службу в МИД СССР.  Звонит и говорит: « Поздравь меня! Я получил двухкомнатную квартиру. Одна проблема, денег на окончания ремонта не хватает, а через день прилетает из Тюмени моя Наташка. Помоги». А у меня самого денег в обрез, разве рублей десять. Я говорю, вечером приеду, что-то  придумаем. Купил краски, кисти. Думаю, если вообще плохо, хоть покрасим. Приехал. Шикарная квартира, в новом доме. Витька ходит с голым пузом, на голове бумажная треуголка. Ну, вроде бы все в порядке, но кухня…Обои советские не отличались фантазией. Посовещались и решили изменить дизайн этих обоев. Сделали трафареты, нанесли рисунки цветов. Получилось очень красиво. Здорово. Потом лет, наверное, пять, эти обои были визитной карточкой семьи Кадилиных. Все спрашивали, из какой страны это привезено. Виктор был всегда азартен в жизни и желаниях, но продумывал ситуации. Его, коренного москвича, не коснулась пренебрежительная привычка снисходительно относиться к приезжим. Нас связывала честная и преданная дружба.
Мы не смешивали служебные отношения с дружбой. Он знал кто я, а я знал кто он. И всё.  Очень хорошо друг к другу относились наши жены. Наташа Кадилина всегда с терпением переживала набеги нашей семьи. Нас было уже четверо, а потом и семеро. Она всегда смеялась: « Немецкая банда появилась». А, когда мы расставались, спрашивала со слезами на глазах о новой дате нашего приезда. Мы встречались довольно  часто. Я часто летал из Берлина в Москву по делам. Иногда всего лишь на несколько часов. Из Москвы до Берлина рукой подать. Останавливался либо у семьи Нурулиных, либо у Кадилиных. Наташа ушла на пенсию в чине полковника, Виктор Кадилин уже не продолжает службу в МИДе. Хотя уже поговаривает, что пора и успокоится.
Что-то  мне не вериться, что многие друзья уже ушли…
Толгат (Анатолий) Нурулин – ветеран МВД, умер в августе 2007 году, зам. начальника уголовного розыска 26 отделения милиции г. Москвы, затем 32 отделения, Калининского района г. Москвы, руководитель контрольной группы МВД СССР. Познакомились мы с ним при довольно интересных обстоятельствах. В дежурную часть входит пожилой человек с портфелем, подходит к окошечку дежурного. Спрашивает: « Где здесь начальник уголовного розыска»? Дежурный, поднимая голову от журнала регистраций, бросает: « На втором этаже». Стоящий постовой спокойно пропускает его наверх.
Поднявшись на второй этаж и найдя дверь с табличкой «Зам. Начальника» входит в нее. Он появился в дверях так неожиданно, что мы только успели повернуться в его сторону. А, он, достав из портфеля кирпич, бросился на Нурулина, только вчера заступившего в должность начальника УГРО.
Кто - то швырнул под его ноги стул, по-моему, это был Виктор Кадилин, он споткнулся, но устоял на ногах. Тут- то мы его и прижали к полу. Как оказалось позже, это был один из «откинувшихся» с зоны наш клиент, которого посадил на несколько лет бывший начальник отдела Виктор Агапов. Он и пришел с ним расправиться. Вот так началась наша дружба.
Толгат Салимович Нурулин, татарин, всю свою жизнь посвятивший советской милиции. Окончил Московский Энергетический институт, затем Академию МВД СССР. Он был невысокого роста, очень подвижный. Он не ходил, а бегал. Поспеть за ним было очень сложно. Его отличала от многих сотрудников фанатичная вера в справедливость. «Вор должен сидеть в тюрьме»! Иногда эта его фанатичность только вредила ему, а он как будто бы этого не замечал. Он не рвался к карьере. Ему нравилось работать «на земле».  Он проводил умные операции, четкие, хитроумные. В 1979 году СССР начинает  военную авантюру, стоящую жизни 32000 солдат. Оказание интернациональной помощи братскому народу Афганистана. Ага, они нас ждали. Особенно со спецгруппой КГБ «Альфа» и расстрелом законного президента страны Амина. Анатолий по первому призыву был направлен в Кабул для организации деятельности афганского МВД.
После «афгана» навалилась усталость и он стал пить.  Умер в Москве.
 В отделе работали тогда отличные профессионалы. Валерий Трошин - лучший «сыщик» Москвы 1976 года, Вячеслав Шорохов, Володя Гришин, Вячеслав Дубов и многие другие. Многих уже нет на этом свете. На Лефортовском кладбище (еще его называют Веденовское) в Москве есть «наша» аллея. Туда я всегда приезжаю с чувством глубокого уважения к мои коллегам, так рано ушедшим из этой жизни.

А потом была работа за «бугром». Очень долгих лет…
И нам надо завидовать!