Уросить. Охота на слова

Александр Ерошкин
Слово УРОС в свой адрес я услышал в сентябре во время поездки в Россию. Я вообще десятки лет не слышал этого слова, а тут меня назвали УРОСОМ, потому что я отказываюсь закапывать капли в нос, хотя меня терзает насморк. Мои доводы, что без лекарств насморк может пройти через пару минут, а при употреблении каплей или аэрозолей мне мучиться весь день, на моих собеседников не действовали.
 
Я лучше знаю, что мне помогает, а что нет. В последнее время я стал агрессивно отстаивать своё право лечиться без лекарств, не тратить деньги на аптеку. Но таких агрессивных нападок на меня прежде тоже не было. А тут каждый стал вдруг специалистом по насморку… Я стал искать причины такого явления.

Как я понял, это результат агрессивной рекламы медицинских средств, которая звучит на всех каналах. Я обычно не каждый день включаю телевизор, рекламу не смотрю, а тут, в России,  каждую почти минуту при одних болячках советуют одно, при других другое, а если ничто не болит, то надо обязательно принять что-нибудь  впрок. Реклама и сделала всех специалистами… 

Телевидение несёт в общество агрессию.

Листаю орфографический словарь. Не школьный, а большой, академический. Есть слова УРАН, УРИНА, УРНА, УРОД, УРОК, УРОН, УРЮК, УРЯД. Слова УРОС нет. Но я-то знаю, кто такой УРОС.

Нашёл я это слово в словаре у Владимира Даля. Его появление автор словаря связывает с татарским восприятием русских, то есть они, русские – урусы,   упрямятся, упираются, упорствуют, капризничают, не уступают,  словом – УРОСЯТ, с ударением на первом слоге.

Кстати, в русском языке есть глаголы УРОСИТЬ с ударением на третьем слоге и УРОСИТЬ с ударением на первой гласной У. Оба слова есть в словаре Даля, но нет в орфографическом, поскольку академики во главе с С.Г. Бархударовым, С.И. Ожеговым и А.Б. Шапиро умело освобождали русский язык от красивых и точных русских слов.
УРОСИТЬ с ударением на И -  замочить в росе подол, обувь, штаны; -ся , замочить одежу, обувь, идучи по росе, бродя росою.

УРОСИТЬ с ударением на У или -ся , и уросничать (от татар. урус, руский?) каз. , вят. , вологод. , пермяц. , сиб. упрямиться, упираться, упорствовать; вередовать, причудничать, капризничать; настаивая безразсудно, не уступать. Дитя уросить(тся), зауросило. Лошадь с норовом, уросит. Уросливый, упорный, упрямый, непокорный, непослушный, капризный и своевольный. Уросливый конь воду возит. На урослива коня не жалей ремня. Урось жен. упрямство, упорство. Урос муж. упрямец, строптивец, упорный человек, скотина; своевольник, неслух; плаксивое, сердитое, капризное дитя. (Даль. Словарь Даля. 2012)