Торг. Сказка

Елена Гвозденко
По мотивам сказки Псковской губернии.

Шумит, хлопочет вешний Остров, городок на реке Великой. На площади гуляет ярмарка. Смеется, плачет, заманивает на все лады.
- Девоньки, красотки, вы не стойте робко. Платки расписные, бусы сплошь резные.
- Покупай семена, будут полны закрома.
- Горох-то у тебя, мил-человек, всхож? – Приземистая баба, укутанная по самые глаза в темный платок, остановилась у лавки, уставленной корзинками и туесами с семенами.
- Да ты не спрашивай, бери, с горошинки – пуд, - отвечал торговец, бородатый нестарый еще мужик в распахнутом тулупе.
- Тю, так уж и пуд. В том году брала, так вроде как выкинула, ничего не взошло.
- Чай, у кого другого брала-то. Бери, не сомневайся.
- Да вроде бы у тебя.
- Не болтай зря, баба. Ты Сеньку с Подберезкина знаешь?
- Знаю, кумовья мы.
- Вот что тебе скажу, слушай.
Купила в том году Сенькина баба у меня семена гороха, стала пересыпать, да одна горошина в щель и закатилась. Ну, закатилась и закатилась. А на следующий день, смотрят – что такое, будто растет что, зеленеет. А уж к обеду росток до балки дошел, аккурат под крышу. Утром встали, а горох крышу пробил, к небу тянется. А уж как солнце взошло, разглядели, что горох в облаке спрятался. Вот Сенька и решил: «Полезу, посмотрю, как там на небе. Слухов-то много ходит, а не видел никто». Засунул топор за пояс и полез. Лез-лез, достал до неба, а небо твердое, вроде стекла. Он его разбил и попал внутрь.
Ходит, удивляется. Видит, что живут там вроде нашего, только побогаче. Скотинка уж больно дешева – коровы там, свиньи, меньше пятака, а уж птицы и совсем цены не имеют. Зато в цене пауки сушеные да лягушки соленые.
- Ой, батюшка, да зачем же им? – Не выдержала баба, до этого момента слушавшая продавца с открытым ртом.
Торговец семенами довольно хмыкнул, оглядел кучку слушателей, собравшихся у прилавка и продолжил:
- Так видно там они в чести. А ты не перебивай, слушай дальше. Ходил – ходил Сенька, думает, пора домой возвращаться. Подошел в дырке, что вырубил, глянул вниз, а там его баба уж и скотину домой гонит. Только собрался слезать, а горох возьми и отвались.
- И как же? – Не выдержал сбитенщик, забывший за сказкой свою торговлю.
- Скотинка-то у них дешева. Вот он и купил свинок. Освежевал, порезал шкуру на ремни, связал, вниз спустил. Полез обратно  домой. Спустился до конца ремня, а до земли еще далеко. Что делать? Он начал ремни пополам резать, заползет наверх, отрежет да привяжет. На беду поднялся буран, да такой сильный. И стало нашего Сеньку раскачивать: то над Петербургом окажется, то над Москвой.  Рассчитал, когда Подберезкино пролетать будет, и прыгнул. Оказался наш мужик в болоте, одна бороденка рыжая торчит. Как выбраться? А тут и медведь заметил бороденку, подошел, понюхал, повернулся, чтобы по делам своим, медвежьим, идти. Сенька изловчился, за хвост и уцепил. Дернулся медведь, вытащил кума твоего, а хвост потерял. Хвост-то у Сеньки остался. Припустил мужичок, что есть мочи, убежал от медведя. А из хвоста бабе на шубу воротник смастерил.
- Врешь, поди? – Недоверчиво проговорила баба, перебирая семенной горох.
- Ты же говорила, что с Сенькой кумовья. Значит и шубу жены видела. Воротник-то у нее куцый? То-то, из хвоста медвежьего. Каким ему быть?
- Ну отсыпь на пробу…

***

Иллюстрация Г. А. В. Траугот