Смирение

Лариса Калюжная
24 октября - Собор преподобных Оптинских старцев

В день памяти прп. Макария Оптинского, а также на Собор преподобных Оптинских старцев я и одна из моих старых добрых знакомых обязательно поздравляем друг друга с этими датами. И вот почему.
Однажды эта моя добрая знакомая рассказала мне, как она полюбила читать письма Оптинского старца Макария к его духовным чадам.
Дело в том, что ей в храме подарили книгу прп. Макария с письмами к мирским особам. Она очень огорчилась: в то время как всем остальным преподавателям подарили действительно что-то очень интересное, ей достались какие-то письма… Томик был довольно толстый, да и скучное название не располагало к чтению, поэтому он пролежал невостребованным довольно долгое время. Но позже моя знакомая устыдилась своего пренебрежительного отношения к дару от храма и сняла книгу с полки. Как она и предполагала, текст писем, обращенный к каким-то неведомым адресатам, читался трудно: старообразный слог, еще более тяжело читающиеся цитаты из святых отцов, да и речь там шла все об одном и том же: о смирении, смирении и еще раз о смирении... Моя знакомая то откладывала чтение, то, усовестясь, снова начинала читать: «Не лучше ли смирить себя…», «Смиритесь во всем перед Богом и людьми…», «не имеем смирения…» И вот, когда она в сотый раз наткнулась на слово «смирение», ее вдруг осенило: ей открылись и великий смысл этого понятия, и то, что ничего нет важнее в деле спасения человека для вечности, как смирение, и еще то, что духовные советы, наставления и утешения от старца были обращены не к неизвестным адресатам, а именно к ней!
Несколько выдержек из писем старца она прочла и мне. Они легли на душу. Книгу я нашла на православной выставке и с тех пор не выпускаю из рук. К тому же покупка пришлась на очень трудный период моей жизни, – тяжело и долго болела мама. Всякий раз в особо сложных обстоятельствах я хваталась за письма, как за спасительную соломинку, и всегда находила в них и утешение, и совет, а иногда даже прямой ответ на вопрос или недоумение, как поступить в сложившейся ситуации.
Я была очень благодарна моей подруге за это духовное открытие и с тех пор мы всякий раз поздравляем друг друга с памятными датами Оптинских старцев.