Подарки судьбы

Таня Дэвис
   В последний день своего пребывания в Армении прогуливаясь по Северному проспекту Еревана я нашла 20 тысяч драм. Это примерно две тысячи семьсот рублей. Подобрав купюры, я как честный человек стала громко опрашивать прохожих, пытаясь вернуть находку рассеянному растеряхе. Тщетно, люди улыбаясь пожимали плечами и проходили мимо, глядя на меня с некоторым удивлением.
  Решив, что эта неожиданная находка такой прощальный подарок от полюбившейся мне армянской столицы, я 10 тысяч драм раздала просившим на проспекте милостыню, а на оставшиеся 10 купила на малом вернисаже две чудесные картины. Одну с популярными среди местных художников маками, удивительно живыми, создавалось впечатление, что эти алые цветы просто рвутся из полотна, другую – с оранжевыми абрикосами, которые рассыпались из корзины и казались такими спелыми, что их хотелось сейчас же съесть.
  В аэропорту Звартноц армянский парень на регистрации взвесив мой багаж сказал, что перевес три килограмма. Я уже собиралась идти оплачивать, как он улыбнувшись спросил, как мне понравилось в Армении и что за картины я везу (картины были 50 на 70 и мне пришлось тащить их в руках). Взглянув на маки и абрикосы, он прервал поток моих восторженных отзывов о розовотуфовом Ереване, Гарни, Гегарде, Татеве, Севане и т.п., и сказал «идите так, не надо платить», махнув на прощанье рукой.
   Облегчённо вздохнув, я присела на свободное место в зале вылета рядом с почтенного вида мужчиной. Чувствую надо в туалет, а с картинами туда не удобно. Что делать? Обращаюсь к соседу – вы не могли бы присмотреть за моими картинами пока я на минуточку отлучусь? Конечно, без проблем. Возвращаюсь, армянский сосед внимательно рассматривает маки с абрикосами.
- Нравятся? – спрашиваю я.
- Хороши. Я этого художника знаю, талантливый парень, академию в Москве закончил. Я тоже художник, только больше ювелирными украшениями занимаюсь.
  И конечно традиционный вопрос – как вам понравилось в Армении.  Я опять совершенно искренне рассыпаюсь в восторгах, но на этот раз о людях, сколько же талантливых людей породила армянская земля, Хайястан. Мартирос Сарьян, Арам Хачатурян, писатель Вильям Сароян, братья Орабелян, Микоян, и т.д. и т.п. А у меня ещё с собой ноутбук, в котором видео про Армению из моих фото, сделанное моими армянскими студентами. Очень трогательное получилось видео на песню «А за спиною Арарат, Армения моя».
   Мой сосед слушает и как-то странно на меня смотрит, не в лицо, а куда-то на шею, которую украшает купленное в Гарни ожерелье из арбузного кварца, изумительной красоты камень, такого ярко розового оттенка, действительного как спелый арбуз.
 - Вы эти бусы где купили, в Гарни?  - спрашивает армянин.
- Ну да, а вы откуда знаете?
- Это я сделал, моя работа. Сестра в Гарни продаёт. Только к этим бусам ещё браслет есть. Сделал, а передать не успел. Вот, примерьте.
  И достаёт браслет из точно такого же арбузного кварца, который идеально садится на мою руку.
- Красота какая, и сколько я вам за этот чудесный браслет должна?
- Нисколько. Вы мои бусы уже купили, а браслет в подарок. Вы хорошую работу здесь делаете, ребят наших учите, приезжайте ещё. И вот моя визитка, если какую ювелирку надо, обращайтесь, всё сделаем.
  Сажусь с картинами и браслетом в самолёт, место посередине. Справа у окна модная армянская девушка, слева – высокий приятной наружности дядечка со светлыми волосами и серыми глазами, явно не армянин. Пристёгиваясь, задевает меня плечом и с улыбкой произносит «sorry». Надо же, как повезло, вот и шанс поговорить на любимом английском. Нет, я конечно, навязываться не собираюсь, только если он сам захочет поддержать беседу.
    Задаю традиционный вопрос – как вам понравилось в Армении. Естественно на английском. И понеслось. Теперь уже с его стороны сплошные восторги – гостеприимный Ереван, потрясающая еда, особенно понравилась Таверня Ереван, а ещё вернисаж и оперный театр, куда он ходил на джазовый концерт Кесаяна.
  - Вот это совпадение, я тоже была на этом концерте. Вам что больше всего понравилось – первое отделение где джазовая классика или второе, где больше импровизации?
- Конечно второе, Кесаян вообще непревзойдённый джазовый пианист и вокалистки и у него бесподобные.
 Мой англоязычный собеседник оказался профессором экономики из Массачусетского университета, в Ереване работал в американском университете (American university), так что мы с ним почти что коллеги, в смысле оба университетские, только специальности разные.  Проговорили всё время полёта, так много общих тем интересных выявилось - музыка, джаз, оказалось Джеймс сам играет джазовую музыку на рояле, музей Сарьяна, искусство, импрессионисты, кино и т.д. и т.п., а главное – ни слова о политике. Какая к чёрту политика, без неё нормальным людям общаться гораздо приятнее.
   В конце полёта обменялись визитками и Джеймс сказал:
- В знак благодарности за приятную беседу я хочу сделать вам небольшой подарок, - и достаёт из сумки такую коробочку, а в ней блестящий серебристый конус. – Знаете, что это такое? Это электрическая мельница для перца, на батарейках, очень удобно. Кнопку нажал, и готово. У меня друг в Штатах такие производит, мне всегда для подарков даёт, такая своеобразная реклама его продукции. Возьмите.
  К счастью у меня в сумке ещё остался брелок с символикой МГУ, который я и подарила своему американскому коллеге в ответ.
  Переступив порог дома с картинами, браслетом и мельницей для перца в руках, я подумала: «Какая же я счастливая! Какие чудесные подарки преподнес мне сегодня сверхусмотрящий, спасибо за такие прекрасные случайные встречи».
  Хотя разве есть в этой жизни что-нибудь случайное? А главное, всё это абсолютная правда, хотите верьте, хотите нет. Видео моих армянских студентов можно посмотреть на моей страничке в VK - https://vk.com/id32269672