Диалог после бури в Голубой бухте

Валентин Логунов
 

В июле 2012 года  стал невольным свидетелем наводнения  в Краснодарском крае. За несколько часов выпало 120 мм воды. На идеально ровной поверхности ничего страшного, галош хватит. Но там ведь горы, расщелины, куда все стекает. Уровень  в речках (по колено воробью в обычных условиях) достиг семи метров. Погибло 172 человека, за медицинской помощью обратились более тысячи человек.

Я в эти часы находился в доме отдыха "Голубая бухта", в здании, построенном на горе, и никакой опасностью ураган нам не  угрожал. Но все равно жутко: ревело, стонало, стекла в окнах, казалось, прогибались под напором ветра.

Этот разговор с соседом состоялся следующим утром… Сосед:

- Вот вы вглядитесь в человека, он же всю природу вобрал в себя, растворил ее в себе.

- Что же удивительного? Человек – часть природы.

- Есть, есть удивительное. Что часть – это химия, физика, биология.  А я о другом. Характер, нрав позаимствовал  человек у матушки-природы. Что она натворила вчера вечером – смерч, кусища воды с моря, крыши - с домов, машины опрокинула, людей поднимала вверх и уносила в море. А утром - гладь, солнышко, смирение, ласка. И вода-то, вода в море, поглядите - играется; словно миллиарды светлячков летают друг за другом. Будто бы извиняется  за вчерашнее буйство. Не так ли и человек? Вечером в ресторане упился, бутылку шампанского – об пол, девицу свою по роже, на мента с кулаками.И вот утро… Фингал под глазом, голова в свинцовом ободе…  Но не башка болит, не глаз! Глаз, голова – пустяки….  Душа на части разрывается. И глаза внутрь себя смотрят, совесть, совесть наружу выпорхнула. Вот так и выходит:  нрав что у человека, что у природы один и тот же. И это хорошо.

- Что же тут хорошего. Насвинячил – и хорошо?

- Да вы представьте себе природу всегда тихую, блаженную! Это же тоска-то какая! Так и человек... Нет, хорошо, когда человек возьмет  да из берегов и выйдет, вширь разольется. Достоевский в «Карамазовых» сказал: широк человек, больно широк. Я бы, мол, сузил. А надо ли сужать, спрошу я вас? Это ведь только начни сужать, начни только ветки с дерева срубать да отпиливать, глянь, одна жердь останется.

Черт знает, может, и прав мой собеседник?