Голодное детство

Мария Алферова
Голодное детство
Мария Алферова

В голодные годы ,кушать хотелось всегда ,иногда теряя сознание падал на пол и лежал подолгу ,так как дома ни кого не было .

Это был  голодный обморок в глазах темнело и ты улетал ,куда –то далеко  ,в ушах шум , звенели колокольчики в этот момент тебе ничего не хотелось .

А вот в  зимнее время , мы с сёстрами сидели дома , на печи ,а бедная наша мама уходила на работу .
Зимой с вечера получив наряд на завтра,она утром ,когда только начинало светать ,одевалась потеплее и шла на колхозный двор .
А услышав ,что мать уходит  начинали плакать ,нам  кушать хотелось .Сначала сёстры скулили ,а уж потом и я присоединялся орал , как резаный .
Мать молча уходила ,хлопнув дверью .
Наверно её сердце разрывалось от горя ,видеть , как умирают от голода её дети ,какое сердце выдержит .
Но ,она шла на работу с этим строго было в то время .

Запрягала волов ,лошадей и с женщинами отправлялись в дальний путь ,а детей оставляли  без присмотра на целый день .Одни ехали в поле за соломой ,другие в район за бардой ,надо кормить колхозный скот .

На заводе в огромный железный чан вёдрами наливали барду .Одежда намокала ,на морозе твердела .Волы с тяжёлым грузом упрямились ,и ни лаской ,ни уговорами ,ни битьём невозможно было их сдвинуть с места .Не легче была поездка и за соломой .Накладывали и утягивали ,а иногда воз начинал сползать ,крениться ,приходилось подпирать плечом .

В сумерки ,а то и ночью возвращались домой смертельно усталые ,замёрзшие .

Бедные наши женщины,чего они только не пережили ? !

Помню, зимой у мамы лицо было загорелое ,обветренное ,смуглое .
Руки жилистые ,в твёрдых загрубевших мозолях ,в ранках и ссадинах .
Мы любили её и ждали ,когда же она придёт ,а как только  услышим её шаги , опять реветь и просили её –«Дай нам что-нибудь покушать» .

Мать доставала из –за пазухи хлеб –суррогат ,делила его на 4 части ,нам детям побольше ,а себе маленький кусочек .
Говорила нам –«Вытягиваешься в нитку ,кажется все кишки порвала « падала на кровать лежала с пол часа .
Вставала шла за водой и за дровами на улицу .Топила печку ,кипятила воду ,бросала в чугунок травы и мы пили чай .Сушила свою одежду и сапоги .А утром вставала и шла на работу .
Порою ,бывало мама взмолится :»Господи!Всю жизнь бегом ,всю жизнь запалённая,а за что ?За кусок хлеба ,и того не вдоволь ..Она плакала  мы обнимали её и тоже плакали .


.Однажды мама не принесла хлеба и на другой день не принесла им перестали выдавать хлеб  .
Она вечером истопила печку положила в чугунок камни ,налила воды и сказала:Как  свариться картошка , тогда и будем кушать .
Мы сидели и ждали .
Мать доставала чугунок ,ножом пробовала камни и говорила :-"Картошка не сварилась ,ждите ,скоро будет готова .
А нас морил сон и мы засыпали .Утром уходила на работу ,а мы голодные плакали и плакали .
Ложки деревянные все были сгрызены ,подоконники тоже ,лизали белую глину ,а потом пальцем ковыряли и ели глину ,так кушать хотелось.Грызли ветки вишнёвые .


Вот и весна ,теперь то мы заживём.

Сестре Рае на тот момент было 10 лет ,а Фае  12 лет .
Председатель дал указ ,дети должны помочь колхозу .Рая и Фая  помогали маме ,а мне было 8 лет я тоже хотел работать в колхозе  ,но заболел исхудал так ,что ходить не мог ,бледность на лице ,глаза гноились .

Лечил меня старый фельдшер,и знахарки – ничего не помогало …

Соседки матери говорили :–«Фрося ,помрёт мальчонка ,не жилец !»

Я таял на глазах ,живот болел и  кишечник  , слюней не было всё сохло во рту .
А я выбегал на улицу босиком  ел траву и муравьёв .

И вот однажды я увидел в соседском огороде зелёный лук .
Перелез через плетень и стал рвать зелёные пёрышки и за пазуху складывать ,нарвал много и хотел было уходить .
Но не тут то было ,дед схватил меня за ухо и потащил в дом .
-"Ну ,что сорванец ,воруешь ?А ты знаешь ,что воровать нельзя ?!".
В те времена воровство в деревнях считалось тяжёлым преступлением .
- "Знаю дедушка ,но мне очень кушать хочется !"
-«Ну ,кушай ,пока всё не сожрёшь ,не уйдёшь» .
И я стал уплетать лук , умываясь слезами ,во рту горечь , а луковых перьев много .
Дед насыпал мне соли на стол и я стал омокать лук в соль и причмокивать  ,во рту  всё горело  ,за пол часа я съел весь «трофей «.. .
Когда я доедал лук ,дед Гришка дал мне водички .
-Пей ,и больше не воруй ,а то башку оторву !
Я пулей со двора  и домой .
Вечером мне стало плохо .
Меня рвало зеленью и ночью понос начался и вышел из меня длиннющий  ленточный червь .
После чего дела пошли на поправку .
Как тут не вспомнить пословицу :-«Не было бы счастья ,да несчастье помогло «.


К лету я совсем окреп и меня стали брать с собой в поле ,там я помогал конюху деду Гаврилу .
Он заведовал небольшой колхозной конефермой :лишний трудодень в семью,да и хлеба давали .

А мать и сёстры мои косили траву и не только ,но и хлеба в поле .Вязали снопы ,молотили ,рубили ,пололи,работали на пределе .Всё научились делать ,ничего им не было страшно Эта работа для мужчин тяжела ,а тут молодые девчонки ,детские мозоли от серпа и грабель украшали их руки .
Косили до кровяных мозолей и кругов под глазами.
Уполномоченный дал приказ выделять всем белый хлеб до конца косовицы .И взрослым и детям и в обед начали давать всем похлёбку .




-«Мал, да удал» –говорили обо мне .
Я мог запрягать лошадей и мог управлять ими .
Вечером ,когда уже совсем стемнеет  я приезжал за женщинами в поле и вёз их домой .
Уставшие и голодные они пели песни .
Едут – поют ,разуты-раздеты –поют ,голодны тоже поют .
Мы дети любовались мамами иногда они и пританцовывали ,одна заводила частушку ,а другая подхватывала и они плясали .
Другие плакали и им видно от этого   легче становилось.
Кто-то вздыхал ,кто-то всхлипывал ,прикладывая концы платка к глазам ,но постепенно начинали подтягивать ,и песня набирала силу .

Кончалась одна ,начинали другую .
Пели о молодости ,о любимых ,о своём коротком бабьем счастье ,потом о проклятой войне ,искалечившей их жизни ,были и весёлые песни .

Но сердечки наши сжимались от боли – мы то знали ,что будет потом .

Потом они приходили домой и ,обнимая ,прижимая нас к себе ,безутешно и горько  плакали о своём одиночестве ,о нашем сиротстве : о том ,что прохудилась крыша и её нечем латать :что пропала лучшая курица –несушка ,не выкопана картошка и нечем платить налоги .

И так каждый день до самой осени .У  них даже сложился определённый порядок .Собирались  у стана ,сначала обсуждали домашние дела ,деревенские новости и новости с фронта и потом пересказывали сны .
Почти у всех женщин с нашей деревни пришли похоронки и нашу хату не обошла стороной .
Отец наш геройски погиб на Курской дуге ..

Помню однажды к нам в деревню заехал фотограф .
Это был праздник для всех нас .
Нас фотографировали на память и ещё все хотели увеличить фотографии .
Занимали деньги или продавали что-то ,и вскоре в каждом доме на самом видном месте ,украшенный лучшим полотенцем , висел портрет молодого ,красивого и бесконечно дорогого человека – мужа ,отца ,сына,брата .
Когда приходили гости ,мы ,дети с гордостью говорили :»Это мой папа «

Многие отцов своих даже и не видели  - они ушли на фронт до нашего рождения .Портреты сохранились до сих пор ,с них улыбаются вечно молодые отцы ,а мы уже в два раза старше их .



Вспомнился один случай ,как загорелась конюшня и мне мальчонке пришлось выгонять лошадей из стойла ,спас и не одну лошадь ,а без них в деревне не обойтись .

На волах возили и на лошадях перевозили ,  все грузы .
И через некоторое время ближе к зиме ,мне правление выделило подарок ,большой пакет ,а нём лежало плюшевое пальто ,чёрного цвета ,вся деревня приходила смотреть , как на диковинку ,цокали языками :»Вот так вещь !»А дети ,целой ватагой шли  к дому ,отбоя не было гладили и даже нюхали некоторые .


Я одевал его оно было длинное, я прохаживался по хате и все мне завидовали ,конечно пальто было девчачье ,ну ничего зато тепло было .Я даже ночью спал в пальто ,так мне не хотелось с ним расставаться ,а потом меня мама ,просто укрывала им .Я ходил в школу в плюшевом пальто  и когда я вешал его на вешалку она находилась в классе  ,вместо того ,чтобы слушать учительницу  все ребята оглядывались и смотрели на него .
И тогда  учительница брала пальто вешала  на гвоздик ,рядом с классной доской  и все смотрели  , то  на доску ,то на пальто .
Урок продолжался .
И никто  не отвлекался .
Потом я вырос и оно мне стало мало и мама отдала какой-то девочке и так это пальто передавалось и переходило ,от одного к другому ...


Однажды на конюшне я нашёл мелок и стал рисовать лошадь на стене и так мне это понравилось ,что я стал рисовать и дома и у меня не плохо получалось .

Дед Гаврил ,как –то приехал с района и привёз мне цветные карандаши ,я так был рад этому и много простых карандашей .
А вот с тетрадками была проблема и тут дед мне помог у него много было газет на чердаке .
И я стал рисовать на них.
Первым я нарисовал деда Гаврила  ,вся деревня приходила посмотреть на портрет .Потом друзей я рисовал и маму с сестрёнками .
Матери говорили : «Твой , Тимофей художником будет.Твоего сына Бог наградил талантом .!».
Так и получилось я закончил школу и поступил в художественное училище .
Из меня ,конечно не вышел великий художник ,но рисую я чаще простым карандашом ,мне больше всего удаются портреты .

Я сумел прожить всю жизнь на одном месте –там где родился .Недаром говорят :где родился там и пригодился .Работаю в школе ,учителем  рисования . Работу и детей люблю .
Однако ,повзрослев многие вылетают из родительского гнезда ,покидают свою малую родину .
Человек привыкает к новому месту ,но душа тоскует по прошлому ,зовёт вновь побывать там ,где прошло его детство .

И многие возвращаются на старости лет ,дожить свой век на родимой стороне .

Алфёрова Мария .