Мой друг

Владимир Лыгин
                Мой друг

  Он начал работать диспетчером службы управления воздушным движением на четыре года раньше меня и к моменту нашего знакомства, в 1980-м году,  уже считался опытным и надежным специалистом.
 Мы подружились, но не только потому, что работали в одной смене, жили в соседних комнатах в общежитии и вечерами играли на одной спортплощадке в волейбол, что он был начитан, а Ильдар, так его звали, мог главами наизусть читать из Пушкина или Шекспира. Не за то, что подробно рассказывал мне – молодому специалисту, как нужно безопасно в небе разводить самолеты, их технические характеристики и особенности по типам воздушных судов.
  Он оказался близок мне своей открытостью, отзывчивостью и тем, что называют чувство справедливости.
  Он начал работать на аэродроме «Уфа» в 1976-м году после окончания Кировоградского летно-штурманского училища. Вскоре, получил допуск к самостоятельной работе на, так называемом, верхнем воздушном пространстве, где проходят воздушные трассы транзитных воздушных судов и коридоры для снижающихся для посадки в Уфе и вылетающих на другие аэродромы самолетов.
 Надо сказать, что полётов в те годы было очень много, да и географическое расположение Уфы таково, что здесь проходят точки пересечения многих маршрутов и направлений. Все самолеты летают на согласованных с диспетчерами высотах, но порой движение бывает такое, что создание безопасных интервалов проходит на пределе человеческих возможностей. Особенностью было и то, что техника, помогающая диспетчерам в обеспечении  полетов, не позволяла, как в настоящее время, видеть на экране локатора полные данные о самолете. Тогда это была просто движущаяся точка. Специалисту за пультом приходилось прикладывать огромные усилия, чтобы не перепутать самолеты, помнить – кто, где и на каких высотах, да еще куда, летит.
  Вероятно, это наложило свой отпечаток на здоровье Ильдара и на одной из медицинских комиссий ему заявили, что он должен оставить работу с таким напряжением для глаз, когда по нескольку часов подряд надо всматриваться в экран радиолокатора, иначе вскоре можно потерять зрение.
 Ильдар был вынужден перейти на работу в смену, которая управляет полетами на малых высотах самолетами Ан-2 и вертолетами, где нет локационного  наблюдения и контроль  осуществляется по докладам экипажей.
  Мы стали реже видеться на работе, да и жили к тому времени уже в разных частях города, но  встречаясь, всегда тепло общались и я помню его дружеское похлопывание по плечу и постоянную фразу вежливого обращения – мой друг.
  Нет, не только со мной. Он, в своей вежливости, которая граничила со стеснительностью, обращался так ко всем и, мне кажется, что за глаза коллеги его так и называли шутливо – «мой друг».
Шли годы, менялись события, разрушались даже государства, но полеты самолетов и вертолетов не прекращались никогда и Ильдар, как и все мы, честно и добросовестно выполнял свою работу.
 Неоднократно, и совершенно  заслуженно, он был поощрен руководством, грамотами и премиями.  Недостаточно, как всегда у нас бывает, ведь диспетчер не поет песни на московских сценах, о нем даже не все авиапассажиры догадываются. Он просто обеспечивает безопасность полетов. Сотен тысяч людей, за свою карьеру. Но такая у нас работа и когда пришло время, Ильдар вышел на пенсию.
  И тогда, к сожалению, наше общение прекратилось, о чем я сегодня искренне грущу, и лишь по разговорам коллег, я знал, что он занимается духовной и просветительской деятельностью.
  Это меня не удивило, ведь я знал и его образ жизни, и колличество прочитанных  книг.
   Говорят, что у каждого из нас своя дорога к храму, Ильдар пошел своей и много позже, уже после его ухода, я узнал, что он был очень уважаем и в этой, новой для себя жизни, по рассказам, вывел к свету многих – заблудших или запутавшихся.
  Кажется, что в старину таких людей звали дервиш. Они говорили с людьми о чести, скромности, нравственности и справедливости.
  Вероятно, поэтому он и не стерпел – сделал замечание нескольким молодым подонкам, попытался направить их на путь истинный. Он сделал так, как велело его воспитание, убеждение и тихо умер, избитый, в своей квартире. Не прося никого о помощи. Он это так не любил, отдавая всего себя другим, Мой Друг.

   Этот рассказ посвящается памяти авиадиспетчера и настоящего Человека.
   Его звали Тимергалиев Ильдар Зуфарович  (1953 – 2015)


   На фото: Тимергалиев И.З на рабочем месте диспетчера.