364 Знак Свирепый в День ВМФ 29 июля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

364. Знак "СВИРЕПЫЙ" в День ВМФ. 29 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Воскресенье, 29 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 18.0°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:06, заход солнца – 20:41 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 85%, Давление 754 мм. рт. ст. Скорость ветра - 2 м/с.

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

364. Знак "Свирепый" в День ВМФ. 29 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Воскресенье, 29 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 18.0°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:06, заход солнца – 20:41 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 85%, Давление 754 мм. рт. ст. Скорость ветра - 2 м/с.

- Где вы ходите?! Почему не выполняете приказ?! - накинулся на меня вахтенный офицер на ходовом мостике. К нему присоединился командир БЧ-1 штурман старший лейтенант Геннадий Фёдорович Печкуров, которого, как потом выяснилось, оторвали от "важных" дел в кают-компании офицерского состава.
- Вас тут на ходовом ждали командир корабля и замполит, чтобы вручить памятный значок "БПК "Свирепый", а вы где-то "шаландаетесь"! Теперь - вот... Получите... Кругом и шагом марш и идите куда хотите!

Печкуров сердито сунул мне в руки памятный знак "БПК "Свирепый", круто развернулся, и сбежал по трапу в коридор офицеров. Я остался на ходовом мостике и с любопытством начал разглядывать значок... Пока я несколько минут смотрел на награду, вахтенный офицер вполголоса рассказал мне о том, как после собрания на ходовой мостик пришли командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин и старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов. Они проверили записи в вахтенном журнале, сводку погоды, выслушали доклад вахтенного офицера и доклад старпома о разводе команд службы корабельного наряда и смене вахт (в 19:00 заступила 1-я смена корабельной вахты), затем посовещались и вдруг приказали вызвать "матроса Суворова на ходовой мостик".

- Я звонил вам в ленкаюту, - сказал вахтенный офицер, - но вы не брали трубку. Старпом немедленно рассердился, замполит его успокаивал, а командир корабля приказал вызвать на ходовой Печкурова.
- Евгений Петрович спросил замполита и штурмана, где сейчас может быть матрос Суворов, но они не знали, что сказать и что ответить. Я тоже.
- Тогда, - сказал вахтенный офицер, - Евгений Петрович вручил Печкурову значок "БПК "Свирепый", приказал мне и ему найти вас и вручить от их имени вам эту награду. После этого они все трое спустились в кают-компанию офицеров, а я за вами послал вестового. Вот как всё было...

Я внимательно разглядывал алюминиевый значок и молчал...

- Так, где вы были-то? - спросил вахтенный офицер.
- Банки с юта на бак таскал, - хриплым голосом ответил я. - После собрания все разошлись, а банки нужно было оттащить в ленкаюту и закрепить на штатные места. Восемь банок одному через весь корабль таскать трудно...
- Вы что? Не могли мне позвонить? Не могли позвать кого-нибудь на помощь?
- Не мог. Суворовы на помощь не зовут, Суворовы сами на помощь приходят...
- Ну-ну, - сказал вахтенный офицер. - На обиженных в аду воду возят...

Я уже не раз слышал это выражение из уст моей мамы, Нины Васильевны. Она не раз говорила эти слова моему старшему брату и нашему папе, Сергею Ивановичу Суворову. Мама мне пояснила, что это выражение старинное и по Толковому словарю С.И. Ожегова означает - "злоупотреблять покладистым, добрым характером человека, нагружая его утомительной и не престижной работой". Правда первое по времени появление этой русской поговорки было иным: "На сердитых воду возят на упрямой лошади", то есть сердитым достаётся самая пустяшная работа, а также, как правило, упрямая несговорчивая лошадь и он мучается с ней (Толковый словарь В.И. Даля, 1897 год). Сердитый, значит, рассерженный, замкнутый, злой, гневливый, следовательно, чем-то выведенный из спокойного состояния, обиженный. Гнев, спесь, ярость, как правило, "тушат" водой, брызгают в лицо, дают попить воды, чтобы успокоиться. Вот почему, чем сильнее гнев-обида, тем больше нужно "воды", то есть охлаждения, успокоения, гибкости, ласки, внимания...

Есть много вариантов поговорки "На обиженных воду возят", например: "На дураках воду возят", "На обиженных черти воду возят", "На сердитых воду возят". Я знал от моего старшего брата Юры, который перед службой мичманом на флоте служил несколько лет в милиции (ГАИ), что в уголовной среде "обиженными" называют "опущенных", то есть подвергшихся сексуальному насилию, потерявших человеческое достоинство, загнанных, изнурённых непосильным трудом, безвольных и слабых духом.

Также эта поговорка говорится в адрес горделивых, самолюбивых, высокомерных людей, когда они излишне обижены в своей гордыне, самомнении, амбициозности. Таких, без сожаления, заставляют самим таскать тяжёлые и неудобные банки (скамейки) через весь корабль, через трапы, двери и проходы в ленкаюту...

Я понял намёк вахтенного офицера и постарался сменить "каменное" отрешённое выражение своего лица на более приветливое и вместе с ним начал рассматривать памятный значок "БПК "Свирепый". Значок мне изначально не понравился...

Дело в том, что ещё в июне 1973 года заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин предложил мне нарисовать эскиз значка "БПК "Свирепый", чтобы потом его можно было заказать на Ленинградском монетном дворе и вручить морякам корабля на День ВМФ в боевом походе в море. При этом Дмитрий Васильевич строго-настрого приказал мне хранить эту информацию в секрете. Я нарисовал эскиз такого значка в натуральную величину и в увеличенном масштабе, нарисовал цветными карандашами и акварелью, причём в нескольких вариантах.

За основу значка я взял знак "За Дальний Поход", который обладал наивысшим авторитетом у всех моряков ВМФ СССР - офицеров, мичманов, старшин и матросов. От этого знака значок "Свирепый", отличался только силуэтом корабля - вместо стилизованного непонятного корабля было точное рельефное изображение БПК пр.1135. Мои варианты значка предусматривали: плоский (контурный) значок с полоской-этикеткой "СВИРЕПЫЙ", рельефный значок с полоской-этикеткой "СВИРЕПЫЙ" под корпусом корабля и парадный рельефный значок с подвеской - матросская лента бескозырки с названием корабля "СВИРЕПЫЙ". Каждый лист из моего рисовального альбома с рисунками и акварелями значков имел рядом два рисунка значка - в натуральную величину и в увеличенном масштабе.

На отдельном листе из альбома я нарисовал контурные модели этих значков в натуральную величину с толщинами линий контуров, соответствующими толщине перегородок между участками, заполняемыми цветной эмалью. Кроме этого сбоку и снизу каждой контурной модели значка была нарисована миллиметровая линейка, чтобы точно определять размеры линий, контуров, габаритов и форм значка. Маленькие рисунки значков в натуральную величину я выполнил акварельными красками (с тенями, придававшими рисунку объёмность), а большие рисунки - цветными карандашами.

Дмитрий Васильевич Бородавкин пришёл в восторг от эскизов значков нашего корабля. Он тут же побежал к командиру корабля, чтобы их показать, но вернулся опечаленным. Евгений Петрович Назаров заявил замполиту, что командование уже отобрало эскиз, форму и ТТХ памятного значка, выбрав проект значка БПК "Бдительный". Эти значки будут изготовлены в Лиепае из алюминия, методом штамповки, то есть самым простым и дешёвым способом, но покрыты цветной эмалью. Дмитрий Васильевич Бородавкин сильно огорчился, да ещё так, что мне пришлось как-то его утешать и успокаивать, но замполит не сдался, собрался, переоделся и убежал с  корабля в штаб, в политотдел, чтобы показать наши эскизы. Больше я эти рисунки не видел. От моего проекта памятного значка "Свирепый" остался только маленький первоначальный эскиз парадного значка (смотри фотоиллюстрацию к новелле).

Сегодня 29 июля 1973 года я впервые увидел тот значок, который выбрало начальство 128-й БРК 12-й ДиНК ДКБФ. Это был простой плоский алюминиевый штампованный значок габаритной длиной 4,3 см и шириной 2,5 см, с контурным изображением грубо стилизованного корабля проекта 1135 типа "Буревестник" с узнаваемой пусковой установкой УРПК-4 "Метель", характерной конструкцией мачты и двумя артустановками на корме. Внизу под корпусом корабля была широкая табличка с именем "СВИРЕПЫЙ. Слева на голубом фоне на косом фале были изображены три сигнальных флага (сверху вниз): сплошной жёлтый флаг - Д (добро), красно-белый флаг-вымпел - У (ухо) и бело-чёрный (должно было быть наоборот - чёрно-белый) треугольный флаг - Ъ (твёрдый знак). При этом верхний край флага-вымпела У (ухо) и треугольного флага Ъ (твёрдый знак), почему-то, был прямым, как у прямоугольного флага Д (добро)...

Сигнальный флаг жёлтого цвета "Д" - "Добро" по сигнальной книге 1901 года (на ВМФ СССР) означал: "Да. Согласен. Имею", "Разрешаю". Сигнальный флаг-вымпел "У! - "Ухо" в сигнальной книге 1901 года значения не имел, но на ВМФ СССР означал: "Терплю бедствие, нужна немедленная помощь". Треугольный чёрно-белый флаг "Ъ" - "Твёрдый знак" в таблице сигнальных флагов 1901 года отсутствовал, но в сигнальной книге 1911 года был длинный вымпел из белой и чёрной половин со значением: "Отменительный флаг". Шлюпочная сигнальная книга имела свои значения сигнальных флагов. Кроме этого, сигнальные книги на флоте - это сугубо секретные книги, так как содержат комбинации различных флагов-сообщений. Что означает та комбинация сигнальных флагов на этом значке, я не знаю...

С правой стороны значка за контуром корабля был изображён военно-морской флаг, якобы, трепещущий на ветру. Полоса в нижней части полотнища флага была тёмно синей. Серп и молот, а также звезда флага были залиты красной эмалью, полотнище флага - белой эмалью. Сверху значок имел два уступа, символизирующих полоскание полотнища флага на ветру, наклонный правый край значка - флагшток. Буквы "СВИРЕПЫЙ" были относительно корпуса корабля большими, выпуклыми, но без покрытия цветной эмалью в пространстве между буквами. Таким образом, памятный значок БПК "Свирепый" был простым, схематичным, узнаваемым, но больше "технологичным", нежели "художественным". А жаль...

Я предложил иную форму и воплощение памятного значка "СВИРЕПЫЙ". Во-первых, военно-морской флаг был настоящим, то есть с плавными изгибами, с флагштоком, с двумя шнурами, подчёркивающими трепет флага на ветру. Во-вторых, контур и рельеф корабля был близок к облику БПК пр.1135, то есть с узнаваемыми формами форштевня, корпуса, надстроек, мачт, РЛС, вооружения корабля. В-третьих, под корпусом корабля красиво извивалась матросская чёрная ленточка с золотыми выпуклыми буквами "СВИРЕПЫ", как на бескозырках матросов в революционные годы. Этим я подчёркивал революционность самого корабля как кораблестроительного проекта. Снизу ленточку с именем корабля обрамляла лавровая ветвь - символ славу, доблести, победы. В пояснительной записке к моему проекту памятного значка я написал, что "лавровая ветвь, кроме символизма славы, доблести и победы имеет ещё одно значение - памяти, потому что значок памятный и должен сохранять память о корабле у обладателей этого значка". Примечательно, что через несколько лет после моего ДМБ в ноябре 1974 года памятный значок по моему эскизу всё же был изготовлен... Правда, в упрощённом варианте.

Но, что делать? Бывшего не вернёшь... Я принял из рук командира БЧ-1 старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова памятный значок БПК "Свирепый", мысленно сказал торжественные слова: "Служу Советскому Союзу", поговорил ещё несколько минут с вахтенным офицером, а затем вместе с ним пошёл проверять вахту ПДСС (противодиверсионную специальную службу).

Обходя с вахтенным офицером посты вахты ПДСС я вдруг загорелся идеей написать и оформить новый боевой листок о тех ребятах, матросах, старшинах, мичманах и офицерах, которые и в праздничное время строго и честно несут службу на важнейших боевых постах, обеспечивая работоспособность всего корабля, его безопасность и боеготовность. Ведь мы же на БС - на боевой службе, а не на датском курорте Скаген!

Фотоиллюстрация: 29 июля 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. День ВМФ СССР. БПК "Свирепый". Сверху вниз и слева направо: Памятный знак "СВИРЕПЫЙ", который вручили всему личному составу экипажа БПК "Свирепый" в День ВМФ СССР 29 июля 1973 года на якорной стоянке у мыса Скаген (Дания). Памятный знак первого из кораблей пр.1135 типа "Буревестник" - БПК "Бдительный". Этот знак стал образцом для всех остальных знаков: БПК "Бодрый", БПК "Свирепый", БПК "Достойный", БПК "Доблестный" и т.д. Слева внизу: Мой рабочий эскиз в натуральную величину парадного памятного знака "СВИРЕПЫЙ" от июня 1973 года, а справа - реальный знак "Свирепый", увы, не знаю какого года выпуска...