Воспоминания рощи

Елена Николаенко 2
 Чем меньше жизни остаётся человеку, тем больше он возвращается в детство. И правильно: какой бы ни была устроенной и спокойной реальная жизнь в старости, ничего вам не принесёт таких минут умиротворения, сладкой тоски, ощущения счастья, как всплески памяти школьных шалостей, дворовых игр, лиц любящих родителей.

         Детство есть у всех. Беззаботное, бедное или богатое, насыщенное открытиями, познаниями. И,если тебя кто- то обидел, ты бежишь к маме, и она прижмет тебя, погладит по головке, поцелует, а потом расспросит и даст совет на будущее.

         Да, детство есть у всех. Даже у рощи через дорогу. Она ведь живая! И она тоскует о своём ушедшем детстве...

         Папа, мама, я, в резиновых сапогах, с ведром и корзинками. Это мы в эту рощу пошли за грибами. Уже октябрь. Тёплый, сырой. И нам захотелось жареной картошки с грибами, и вкусного постного борща. Углубившись в рощу метров на сорок и разгребая палкой листву, мы находили отличные подосиновики,подберёзовики, сыроежки. Мы наполняли свои ёмкости, перекрикиваясь друг с другом, если отдалялись. А роща была лесом! Настоящим!
         Большие, хоть и нестарые ещё деревья, здоровались с нами, приветствуя. Осины, клёны, акации, сосны, березы, ели,орешники! Здравствуйте, мои хорошие! А они смотрели на нас без опаски, - ведь мы же не мусор выбросить пришли, не костёр разводить. И расступались, открывая свои богатства, отдавая нам крупные мясистые грибы! А мы идём и дышим этой прелой листвой, этим звенящим воздухом,напоенным дыханием деревьев и земли! А потом, наслаждаясь  жареной картошкой с луком и грибами, благодарили нашу рощу, наш лес за щедрость!

        Сейчас, вспоминая эти времена, роща вместе с нами улыбается сквозь слёзы и сожалеет об их невозвратности.

        В другой части рощи, где была полосой посадка грецких орехов, мы собирали осенью орехи. Мешками. А сейчас?
        А когда нам с папой надо было удобрять землю в своём саду, мы брали грабли, мешки, и ехали в сосновую часть рощи. Мы находили ровную поляну, покрытую ветками взрослых сосен, отгребали тонкий слой свежего опада иголок, оставляя их в лесу, и собирали перепревшую часть иголок. Дома смешивали это все с землёй, тем самым давая ей поддержку, подкармливая и раскисляя почву.  А наши цветы весной благодарили нас за это пышным цветением. А мы благодарили за это нашу любимую рощу.

          А в зимнюю пору мы гуляли в лесу,валялись в сугробах , собирали сучья для костра на участке. И мы были не одни. Она принимала и любила всех,щедро отдавая свои дары.

          Эта небольшая роща отделяла город от нежилых земель. Но назвать эти земли нежилыми неправильно. В те времена общей юности здесь были дачи, участки, куда люди приходили отдыхать:  работать, садить огород, выращивать фрукты, ягоды. Тут не жили, не строили замков, - нельзя было. Но в маленьких домишках с печками можно было заночевать и не замерзнуть.
           Однажды я ждала в нашем домике мужа с работы. Он со второй смены шёл ночью через рощу по протоптанной людьми тропинке. И он рассказал мне, что сейчас встретил в лесу дикого кабана, перебежавшего ему дорогу!
           Да,в этой роще были звери! Кабаны, зайцы, лисы, белок тьма. А птиц сколько! Сороки, кукушки, дятлы, дрозды, жарки. Мы их видели. Мы их слышали!
А соловьи, которые в мае- июне пели по утрам свои песни, не боялись  поселяться в наших садах, строя гнезда в малине. Мир был прекрасен! А когда в роще не хватало орехов, белки перебегали на ореховые деревья в садах. И мы делились с ними, помогая сделать зимние запасы.
         Тогда дорога, разделяющая дачи и рощу, была грунтовой. Машин было мало. Поэтому под колёса попадали зайцы и белки. Но сейчас дорога будто главная городская, с утра до вечера в обе стороны движения - пробки. И шум стоит! Никакого пения птиц не слышно!
         Бедная роща!  Она тяжело вздыхает вместе со мной, вспоминая свою счастливую молодость. По весне каждые год- два присылали десант солдат. Они чистили рощу от поросли лишней, мусора, павших веток. И потом она дышала- свежая, чистая, просторная! И, наверное, говорила людям " спасибо". А когда не было солдат,но были ещё ленинские субботники,мы, дачники, дружно выходили и чистили нашу рощу. Но это было давно! Как счастливое детство. И наша роща стонет от забытости, ненужности,нелюбви! Так же, как и мы стонем от этого.
        Сколько лет потом моя роща стояла брошенная! Никто и не думал чистить её, никакие лесные службы, ни солдаты,ни случайные работники!  И зачахла она, загустела. Столько старых деревьев повалили ветры! А сколько мусора в ней теперь! Почему- то решили дачники, строящие замки, что и хлам строительный она укроет, а это старые окна, кирпичи, доски. Это отходы в мешках, которые от ветра и голодных собак рвутся и вываливают все вокруг. Бедная моя!  Сколько кульков висит на деревьях: синие, белые, розовые!  Сколько их носится в нижней части, прилипло к земле.

         Плачет роща! Взывает о помощи, ждёт молодых солдатиков. А их никто не присылает!
         А однажды роща узнала, что хозяйкой её стала жена московского мэра. Наконец- то,- вздыхала роща радостно! Теперь меня точно в порядок приведут! И я избавлюсь от мусора,помолодею, похорошею!  Но никаких движений в эту сторону не случилось. Поменялись планы на жизнь у мадам Батуриной, да и не мечтала она заботиться о роще. Вот о капиталах своих, да! И все осталось по- прежнему. Хотя нет, стало ещё хуже.
          Появившиеся с другой стороны дороги разные мелкие производства, магазины, склады, кафе , мойки, мастерские, - все требовали пространства. И стала эта роща бесплатной стоянкой. Убрали по краю ветки, мешавшие машинам. И теперь в тенях акаций вдоль дорог стоят машины.

          А недавно появились в роще люди с серыми лицами и стали нехотя собирать ветки в кучи. Обрадовались и я и роща. Свершилось! Но все окончилось быстро! Через неделю их слабенького труда, все осталось ,как было. Опять где- то что- то не срослось! или платить никто людям не собирался, или машин для вывоза мусора не дали... Не хватило политической воли!  У нас никогда не хватает политической воли! Прости,роща!