5 Спектр сознания. ч. 1 Великая Цепь Бытия

Лариса Болотова
      Что включает в себя спектр сознания?
      
      Из книги «Око духа» Кена Уилбера:

«…. этот спектр (сознания, внутреннее индивидуальное), по-видимому, простирается от инстинктивных до эготических и духовных модальностей, от доличностного до личного и надличного опыта, от подсознательных до самосознательных и сверхсознательных состояний, от тела до разума и самого духа.

Как любят говорить христианские мистики, у мужчин и женщин есть (по меньшей мере) три ока познания: глаз плоти, который познаёт физические события; глаз ума, который познаёт образы и желания, понятия и идеи; и око созерцания, которое познаёт духовные переживания и состояния. И это, конечно, упрощённая версия спектра сознания, простирающего от тела через разум к Духу.
Человеческие существа не просто обладают разными уровнями – например, телом, умом, душою и духом, как полагают великие традиции, но каждый из этих уровней также имеет четыре аспекта: интенциональный, поведенческий, культурный и социальный.

Центральное место в вечной философии занимает понятие Великой Цепи Бытия. … реальность состоит из нескольких разных, но непрерывных измерений.   
На одном конце этого континуума бытия или спектра сознания находится то, что мы на Западе назвали бы «материей» или неодушевлённым и не обладающим сознанием, а на другом конце  - «дух», или «божество», или «сверхсознание» (которое, как мы увидим ниже, также считается всепроникающей основой всей последовательности). Между двумя этими полюсами располагаются другие измерения бытия, выстроенные в порядке их индивидуальных степеней реальности (Платон), актуальности (Аристотель) содержательности (Гегель),  сознания (Ауробиндо), ясности (Лейбница), охвата (Плотин) или осмысленности (Гараб Дордже)».

     Из всех указанных степеней я бы выбрала степени реальности, так как это слово включает в себе  все остальные, которые являются определёнными её сторонами.

«Пока что нас вполне удовлетворит простая иерархия «материя-тело-ум-душа-дух».
Центральное утверждение вечной философии состоит в том, что мужчины и женщины могут расти и развиваться (или эволюционировать), проходя по всем ступеням иерархии вплоть до самого Духа…».
 
     Иерархия (иеро – означает священное или святое, арх – правление или господство).

«Первоначально введённое в употребление великим христианским мистиком Святым Дионисием оно, по существу, означало «руководствоваться в своей жизни духовными принципами». Однако вскоре это понятие было переведено на язык политической и военной власти, где «духовное руководство» стало означать «руководство Католической церкви» - духовный принцип был извращённо истолкован как деспотизм.

Тем не менее, понятие иерархии в том смысле как оно используется в вечной философии – и, конечно, в современной психологии, эволюционной теории и теории систем означает просто ранжирование порядков событий в соответствии с их холистической ёмкостью.

Артур Кёстлер ввёл в оборот термин «холон», который обозначает то, что будучи целым в одном контексте, является частью более обширного целого в другом. Например, в предложении «нашла коса на камень» слово «коса» является целым по отношению к составляющим его отдельным буквам, но частью – по отношению к самой фразе. И целое (или контекст) может определять значение и функции части – значение слова «коса» различно во фразах «нашла коса на камень» и «коса расплелась». Другими словами, целое больше суммы своих частей и целое во многих случаях может влиять на функции своих частей и определять их значение».

     Мне бы хотелось отметить, что слово, так же как и фраза, включает в себе не только порядок букв или слов и их понятие (информацию),а также общее понятие всего предложения.

«В таком случае, иерархия – это просто порядок увеличения холонов, отображающих возрастание целостности и интегративной ёмкости».

    Что будет, если часть будет изменяться не так, как это следует для целого? Изменения в части влекут  изменения в целом. Изменения в целом влекут  изменения в части. Что я этим хочу сказать? Что часть должна подчиняться целому, чтобы не было нарушения гармонии в целом. Как не верти, иерархия это подчинение части целому. Таков духовный принцип.

«Каждое последующее звено в Великой Цепи Бытия олицетворяет рост единства и более всеобъемлющую тождественность – от изолированной тождественности тела, через социальную и коллективную тождественность разума, к высшей тождественности Духа – тождественности буквально всему явленному Космосу. Вот почему великая иерархия бытия часто изображается в виде ряда концентрических кругов или сфер, или «гнезд в гнёздах».

И, наконец, иерархия ассимметрична (это «выше-архия), поскольку процесс не идёт в обратном направлении. Например, сначала идут буквы, потом – слова, потом абзацы, но никак не наоборот.

Все известные нам последовательности развития и эволюции, в значительной мере, идут по пути иерархизации или в прядке возрастания целостности – к примеру, от молекул к клеткам, затем к организмам, системам органов, организмам и сообществам организмов. В когнитивном развитии мы наблюдаем расширение сознания от простых образов, которые представляют одну вещь или событие, к символам и понятиям, которые представляют целые группы или классы вещей  и событий, и далее к правилам, которые организуют и объединяют многочисленные классы и группы в целые системы».