Рейс длиною в жизнь стр. 41

Наталья Якубович
  После зимней сессии, перед защитой дипломной работы, всех
студентов отправили на свои предприятия, на практику. Согласно
приказу, практику я должна была проходить в цехе ремонта колёс-
ных пар. Время практики оплачивалось сущими копейками. Но,
наш начальник депо, Ларин Владимир Михайлович, нашёл выход
из положения. Он дал указание оформить меня по совместитель-
ству проводником вагонов. Так я вернулась в свою привычную,
такую родную среду, на месяц прохождения практики в колёсном
цехе. Чтобы практика была засчитана, колёсный цех я посещала
между поездками.
Однажды, следуя в Москву, ко мне в вагон с моим напарни-
ком, Рыжовым Анатолием, села группа пассажиров из бывшей
Югославии. Недалеко от станции Чернушка иностранцы строили
газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород». Командировка для
жителей Югославии подошла к концу, и они, группой в пятьдесят
человек, покидали Советский Союз, возвращаясь к себе на роди-
ну.
Всем иностранцам перед посадкой в поезд выдали пакеты с
пайком на время поездки. В каждом пакете было по банке рыбных
консервов, по банке тушёнки, по бутылке пива, по куску копчё-
ной колбасы и сыра, по два яблока, джем и сливочное масло, в
мелких упаковках.
Делая влажную уборку в вагоне, я обратила внимание, что
несколько пакетов лежат на полу, под мусорными ящиками. Я по-
думала, что пассажиры искали прохладное место для продуктов.
Но не подозревали, что вдоль стены малого коридора проложе-
ны трубы отопления. Пригласив одного из пассажиров в тамбур
с нерабочей стороны вагона, я открыла дверцы ниш, и жестами
показала, что можно пакеты сложить в эти ниши, так как только
там самое прохладное место. Через пару минут все пассажиры
сложили свои пакеты в ниши, предварительно вынув бутылки с
пивом. Перед прибытием в Москву, все пассажиры дружно отка-
зались забирать продукты. А часть пакетов я обнаружила в му-
сорных ящиках.
В соседнем вагоне проводницей была моя подруга Маер
Надежда. С ней мы распаковали все пакеты, даже те, кото-
рые достали из мусорных ящиков. Правда, из этих пакетов
достали только банки с тушёнкой и с рыбными консервами.
В то время у проводников было в ходу выражение, когда кто-
то угощал дефицитным лакомством, его непременно спраши-
вали: «Где достала?». Ответ всегда был один и тот же: «Из
мусорного ящика». И вот это незатейливое выражение стало
реальностью.
Поделив все продукты на троих, после возвращения в Омск,
в общежитии, где жила в то время Надежда, мы закатили пир, на
который созвали соседей по общежитию. Ответ, что продукты из
мусорного ящика, все восприняли как шутку.
На обратном пути, пассажир, следующий до Свердловска, по-
казал письмо, полученное от своей мамы. Его мама переехала на
место жительства в Израиль. Пассажир не мог понять маминых
фраз из письма, вызывающих недоумение после прочтения. Мама
молодого человека писала в письме: «Дорогой сынок. Я живу
хорошо. Купила тарелку, поставила на крышу, и теперь смотрю
Москву». Оказалось, речь шла о спутниковой антенне, о которой
в СССР тогда и не слыхивали. Лишь через девять лет в России
появилось спутниковое вещание. А тогда пассажиру нашего ваго-
на показалось, что его престарелая мама сошла с ума, коль через
«суповую» тарелку, можно «увидеть» Москву.
      
продолжение следует