Древний Египет Философия Смерти

Сергей Цура
        ДРЕВНИЙ  ЕГИПЕТ  ФИЛОСОФИЯ  СМЕРТИ

       Сергей  Цура


Египтянин прожил долгую и счастливую жизнь. Но вот душа покинула его. Он умер. Через семьдесят дней погребальная процессия, вместе с мумией и саркофагом, оглашая западный берег Нила плачем и стенаниями, подойдет к последнему жилищу, писца и чиновника Фараона, к гробнице. Эту мастабу покойный купил много лет назад, еще молодым человеком, почти юношей, и с тех пор – всю оставшуюся жизнь, все свои средства и деньги, тратил на обустройство своего последнего пристанища. За очень высокую плату он нанимал камнетесов, скульпторов и художников, которые украшали стены гробницы рельефами, фресками и надписями, высекали статуи Богов, все то, что должно было подчеркнуть глубокую и искреннюю веру египтянина в загробную жизнь, в воскресение из мертвых. Он очень хорошо представлял себе, осознавал, что земная жизнь мимолетна и незначительна и длится всего лишь только один миг, одно мгновение по сравнению с вечностью. 

Перед тем, как взвесить сердце умершего в Чертоге Двух Истин, его душа Ба, произносила речь «исповедь отрицания» с оправданием своей жизни, обращаясь к Богам:
Я не совершал греха против истины.
Я не чинил зла никому.
Я не воровал.
Я не отнимал молоко из уст младенцев.
Я не отбирал хлеб у стариков.
Я не крал зерно у бедных.
Я не присваивал земель крестьян.
Я не угнетал свой народ.
Я не был причиной слез.
Я не заставлял других плакать.
Я никому не причинял страданий.
Я не прибегал к хитростям и уловкам.
Я не сквернословил.
Я не лгал.
Я не произносил проклятия.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не был причиной недуга.
Я не огорчался понапрасну.
Я не чувствовал угрызений совести.
Я не подслушивал украдкой.
Я не клеветал на человека.
Я не сердился без причины.
Я не изводил никого.
Я не преступал закона.
Я не гневался.
Я не порицал.
Я не был жесток.
Я не сеял вражду.
Я не возмущал спокойствия.
Я не действовал поспешно.
Я не судил не справедливо.
Я не лез не в свое дело.
Я не говорил понапрасну.
Я не опозорил никого.
Я не поднимал голос.
Я не говорил высокомерно.
Я не поддавался слепой ярости.
Я не совершал прелюбодеяния.
Я не покушался на чужую жену.
Я не убивал никого.
Я не занимался разбоем.
Я не кощунствовал против Богов.
Я не богохульствовал.
Я не хулил Фараона.

Я чист, я чист, я чист, я чист.

Примечание.  Ба – это сущность человека, то, что называют «жизненной силой», душа-проявление, образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций и мыслей. Душа Ба изображалась в виде символа – сокола с головой человека. Когда сущность Ба отделяется от тела , последнее впадает в сонное оцепенение. Посвященные египтяне, жрецы, могли по своему желанию вводить себя в транс и совершать странствия и путешествия в виде Ба в различные места по всему миру и вселенной.

Свидетелями о земной жизни египтянина в суде, в Чертоге Двух Истин, выступали Бог Шаи и Богини: Рененутет и Месхенет.

Примечание.  Имя Богини Рененутет обозначает (та, кто) дает Рен (имя).  «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Более того в Древнем Египте считалось, что новорожденный брал Богиню Рененутет к себе на плечи с первого дня своего рождения и носил ее до самой смерти. Богиню Рененутет в нашем понимании можно рассматривать как Ангела Хранителя каждого человека.
Богиня Месхенет, в момент рождения каждого ребенка, вдыхала в него душу, тем самым определяя его дальнейшую судьбу и участь.
Все Боги Египта являлись Демиургами, то есть сочетали в себе как мужское, так и женское начало.
Женская форма Бога Шаи, его женская ипостась, была Богиня Месхенет. Его имя означало предопределение, судьба, участь. Вместе с Богиней Месхенет следил за поведением человека на земле, прислушаться к голосу совести, жить по совести – это значит действовать и поступать как велят Боги.

На суде Бога Осириса, в Чертоге Двух Истин, верховная судья Богиня Маат опускала на одну чашу весов свое перо истины. На другую чашу Богиня Инпут помещала сердце покойного Эб. Шакалоголовый Бог Анубис, проводник умерших в загробный мир, один из судей царства мертвых, осуществлял процедуру взвешивания на Великих Весах Истины. ( Женская форма Бога Анубиса, его ипостась, - была Богиня Инпут.) Душа Ба с мольбой восклицает, обращаясь к Богу Анубису: «Молю тебя о Весовщик Справедливости, управиться с весами так, чтобы они пришли в равновесие». Если сердце Эб умершего оказывалось вровень с пером на весах, значит, покойный вел праведную жизнь и достоин благодатных полей тростника в Дуате (загробный мир). Если сердце Эб перевешивало, отягченное грехами, то его пожирала чудовище Аммат (пожирательница душ, с головой крокодила, с львиной гривой и передней частью туловища, задняя же часть туловища была от гиппопотама) и душа покойного отправлялась в «Ад», в гиену огненную, навеки.

Примечание.  Эб – душа сердце, вместилеще человеческого сознания, образованного человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб рассматривалось, как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. На загробном суде, в Чертоге Двух Истин, сердце Эб мог стать опасным свидетелем против умершего и дать Богам неблагоприятные показания о земной жизни покойного, ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей египтянина.
Маат – древнеегипетская Богиня истины, божественного установления порядка, регулирующая законы равновесия, гармонии, морали и правосудия, как на земле, так и во всем мире. Принципы Богини Маат включают в себя, как божественную закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества и Государства, основанного на идеях правды и справедливости. В текстах пирамид Богиню Маат называли «Дочь Ра», «око Ра», «Госпожа небес», «царица земли и властительница загробного мира». « Маат победила ложь, грешники повержены, и жадные отторгнуты, Боги снисходительны, и в сердцах людей свет, а жизнь проходит в удивлении и радости.» Для египтянина цель всей его жизни была в достижении истины, Маат. Мужской формой, ипостасью Богини Маат, был Бог Хепри, воплощавший в себе утреннее солнце. Его символами были жук-скарабей, кативший солнечный диск до зенита, а также горный бабуин, издававший приветственные и радостные возгласы при виде восходящего солнца.

После процедуры взвешивания сердца -Эб Богом Анубисом, окончательный вердикт (приговор) «оправдан» или «виновен» выносил Председатель суда Бог Хепри. В нашем конкретном случае писец, чиновник, управляющий делами Фараона – оправдан. Бог Тот, олицетворяющий мудрость, знания и письмо и присутствующий в Чертоге Двух Истин, как секретарь суда, вел протокол,  записывал тростниковым каламом (пером) на палетке результаты взвешивания сердца -Эб и приговор, вынесенный Председателем суда Богом Хепри. Из книги мертвых: «Тот, справедливый судья Великой Эннеады Богов, говорит перед Богом Осирисом: «Услышьте же Вы суждение ( то есть вынесение приговора). Сердце писца было взвешено по справедливости, а его душа выступала свидетелем его. Выяснена правда путем взвешивания на Великих Весах Истины. Не было совершенно им злого поступка, не воровал он приношений в храмах, не приносил он вреда своими действиями, не произносил он злых речей в бытность свою на земле.» Великая Эннеада Богов отвечает Тоту, обитающему в Хемешу, в лице Бога Хора: «Вышедшее из уст твоих было предопределено . Осирис писец Ани, правогласный, чист и праведен. Анубис взвесил его сердце согласно приказу Маат и оно оказалось правдиво и добродетельно. Да не будет он отдан Пожирательнице душ Аммат на съедение. Да будут предоставлены ему приношения мясом и пирогами и возможность лицезреть Бога Осириса вместе с усадьбой в Загробном Мире – навечно, как положено всем, следующих путем Ра.»

P.S. В Чертоге Двух Истин душу просветят насквозь; все взвесят, измерят, учтут – и Боги Египта вынесут абсолютно справедливое решение: кому пиво и пироги в полях тростника и наслаждений, а кому гореть в гиене огненной ВЕЧНО !