Животные. Изумрудная сказка. 7-10

Павел Филин
Для тех, кто не читал начало:

Место действия сказки – Город, населённый «людьми», которые давно перестали быть людьми. Они не смотрят на звёзды, не знают шелеста деревьев и запаха травы. Их жизнь скучна и бессмысленна. Управляет жизнью города Мэр, заботой которого является незыблемость существующего порядка. Однажды в Город приходит группа Животных во главе с Волком. Перед ними стоит миссия – определить, есть ли среди горожан те, кто ещё не потерял окончательно свою человеческую душу. Ставка делается на детей. Животных вначале лишают свободы, но под натиском внешних обстоятельств Мэр вынужден их выпустить. Между пришельцами и народом устанавливается контакт, основанный в основном на любопытстве. Животные рассказывают невероятные истории о других землях. Затем люди успокаиваются и теряют к зверям интерес. Их собеседниками остаются только дети. Но в один из дней пропадает Лис...

7

Достаточные и крайне ограниченные обитатели этого Богом забытого города восприняли появление на улицах животных исключительно спокойно, так что мэр зря волновался, пророча превращение подвластной ему территории в адский союз Содома и Гоморры. Видимо, застерилизованные до крайности однообразной жизнью горожане просто разучились удивляться. Они торопливо проходили мимо животных, совершенно не замечая их присутствия. Единственными, у кого странные гости вызвали хоть какое-то жалкое подобие любопытства, были дети. Озираясь по сторонам, они бросали на животных быстрые взгляды и неслышно говорили о чём-то между собой. В их печально пустых глазах робко проявлялись непонятно откуда появившиеся непривычные оттенки давно уже изжитой не одним поколением предков нежности. Осмелев, дети подходили к животным и глядели на них в упор, ещё не решаясь заговорить. Наконец, самый храбрый из мальчиков, сильно волнуясь, обратился к Лису:
- Кто вы?
- Кто мы?! - растерялся Лис и беспомощно посмотрел на Волка.
- Мы - звери. Разве ты нас не узнаёшь? - ответил Волк. - Вот это - Лис, это - Медведица, это - Косуля, это - Филин , это - Белка, а это - Лось.
- А кто ты?
- Я - Волк.
- Нет, мы вас не узнаём, - сказали дети.
- Ну как же? Мы - животные, мы живём в лесах, - начал объяснять Волк.
- В лесах? - удивлённо воскликнули дети, - а что такое леса?
- Леса - это такое место на земле, где много разных деревьев, кустарников и трав, где весело журчат прозрачные ручьи, поют звонкими голосами птицы и суетятся беспечные насекомые.
- Разве такое возможно?!
- Возможно.
- А где это место?
- Это очень далеко отсюда.
- И вы там живёте?
- Да, мы там живём.
- Значит вы не люди?
- Да, мы - не люди.
Дети обступили животных плотным кольцом. Храбрый мальчик дотронулся до Лиса и быстро отдёрнул руку назад.
- Не бойся. Ты можешь меня погладить, - разрешил ему Лис.
- А я и не боюсь, - ответил мальчик и погладил его.
- Расскажите о себе, - стали просить дети.
- Хорошо. Но это будет долгий рассказ. Вы не устанете слушать? - спросил Волк.
- Нет, - хором воскликнули дети и сели на землю.
И Волк начал свой рассказ. Он говорил тихо и медленно, и каждое слово, попадая в детские сердца, наполняло их новым, непривычным смыслом. Давно уже село солнце, а Волк всё говорил и говорил. За детьми пришли родители и увели их домой. На следующее утро рассказ продолжился. И снова Волк проговорил до самого заката, а детей стало заметно больше. Иногда вместе с детьми приходили послушать животных и их родители, а мэр лихорадочно соображал, что можно предпринять, чтобы хоть как-то попытаться спасти веками вживляемый в души людей порядок, который сейчас гибнул у него на глазах.

8

Дети быстро привязались к животным. Они инстинктивно тянулись к ним, как молодые ростки тянутся к солнцу. Внимательно слушая рассказы Волка, они наивно принимали их за красивые сказки, но это нисколько не мешало им верить в услышанное. Как сухая губка впитывает влагу, маленькие сердца наполнялись совершенно незнакомыми им до сей поры ощущениями. Их невозможно было точно определить, но они были приятными и создавали впечатление внутренней наполненности и уверенности. Сначала говорили только животные, а дети лишь молчали и не решались задавать вопросы на такие необычные и сложные для их восприятия темы. Но однажды Храбрый Мальчик нарушил это нелепое молчание и спросил. Сейчас, конечно же, не важно, о чём тогда шла речь - этого никто уже не помнит - но после этого случая дети заговорили, и остановить их было уже невозможно. Они хотели знать всё и обо всём, и постепенно живая природа стала вытеснять из серьёзно раненого, но к счастью ещё не покалеченного сознания разлагающийся зловонный город. Незаметно на беседах стали появляться невесть откуда взявшиеся цветы. Дети сплетали из них веночки и украшали головы животных. И каждый вечер детей уводили домой родители, а животные оставались одни. А потом приходило новое утро, принося с собою радость новой встречи. Вместе с животными в город пришла добрая позабытая давным-давно сказка, рассказанная кем-то однажды и осевшая до времени в пыльных подвалах памяти.

9

Лис пропал в четверг. Искать его поднялась почти половина горожан. Люди, животные и дети прочёсывали развалины заброшенных заводов, подвалы, полу-разрушенные дома. Поиски велись даже за чертой города, но территория была настолько огромна, что с наступлением сумерек была обследована только её треть.
- Волк, мы больше не увидим Лиса? - тихо спросила Косуля, когда уже глубокой ночью звери повалились от изнеможения на землю.
- Я не знаю, - ответит Волк. - Я не знаю, что для вас будет лучше - увидеть ли его вновь или нет.
- Ты думаешь, что он мёртв? - спросил, задумчиво вглядывающийся в темноту Филин.
- Да.
В душной тишине, не нарушаемой ни шелестом отсутствующих в городе деревьев, ни вознёй исчезнувших давным-давно насекомых, сгустилась тяжело пульсирующая грязно-фиолетовая тревога. Она просочилась в грудь с вдыхаемым липким воздухом и осела на лёгких бледной паутиной.
- Значит, началось, - нарушил тишину Филин, и до конца ночи больше никто не проронил ни слова. Слышно было только, как плачет Белка, уткнувшаяся в тёплую лапу Медведицы.

10

На следующее утро с первыми лучами солнца животные, так и не заснувшие в этой жуткой тишине, возобновили попытки найти своего товарища. Людей, пришедших помочь им, было намного меньше, чем вчера. Первыми как обычно появились дети во главе с тем самым Храбрым Мальчиком, заговорившим с животными. Он же и нашёл обезображенный труп Лиса. То, что это был именно Лис, было трудно поверить сразу. С него была содрана шкура. Дети, обезумев от ужаса, смотрели на неподвижное тело, покрытое сгустками тёмной засохшей крови, пока не прибежали звери, и Медведица не стала между ними и Лисом, широко расставив лапы и закрывая детей от пляшущей на останках её друга страшной смерти.
- Косуля, Лось, - тихо позвал Волк, - попробуйте увести отсюда детей.
- Дети, вам надо пойти с нами. Здесь нельзя оставаться, - мягко начала Косу-ля, но её оборвал крик Храброго Мальчика:
- Что это?!
Животные молча смотрели на ребёнка, не зная, что делать.
- Что? - растерялась Косуля.
- Что там?! Где мой друг Лис?! - голос мальчика звучал с ненавистью и зло-бой.
Косуля обернулась к Волку. Волк подошёл к детям.
- Не надо кричать. Там тело твоего друга. Он мёртв. Его убили.
- Зачем? Кто его убил? Зачем его убили? Он был мой друг… Зачем так… Я не хочу так… Он… мой… друг… - мальчик опустился на землю и зарыдал. Слёзы текли по его лицу, а тонкие руки, сжатые в кулаки, лежали на коленях.
- Я не знаю, кто это сделал, но я знаю зачем. И тебе не станет легче, если это узнаешь и ты. Ты хочешь знать?
- Да.
- У Лиса была красивая шерсть. Посмотри: ни у кого из нас нет такой красивой шерсти. Мы любовались его красотой. Но кто-то из людей позавидовал этой красоте и захотел взять её себе. Любой ценой. А что такое убить животное с точки зрения человека? Ведь он без сожаления убивает и своих соплеменников. А какого-то зверя? Ради роскошной шкуры? Для него это не преступление. Это – развлечение, демонстрация своей силы и ловкости.
- Но ведь я тоже человек. Разве и я такой же?
- Да, ты тоже - человек, но ты не такой. Пока, не такой. Но ты можешь таким стать. А можешь стать другим.
- Каким другим?
- Человеком.
- Но ведь ты сказал, что я уже человек?
- Я объясню. Слушай внимательно, это не сложно понять. Представь, что ты посадил яблоню…
- Что я сделал? - перебил Волка мальчик.
- Прости, я забыл, что ты многого не знаешь.
Волк задумался.
- Ты видел, как твоя мать готовит обед?
- Видел.
- Она начинает с того, что берёт необходимый набор продуктов. Ведь так?
- Вроде так… - ответил, ничего не понимающий мальчик.
- Ты согласен, что все продукты из этого набора являются необходимыми для того, чтобы еда получилась вкусной?
Мальчик кивнул головой.
- Но, подумай, достаточно ли наличие этих продуктов, чтобы получился обед?
- Конечно. Если есть из чего варить - бери и вари.
- Хорошо. Ты сваришь из этих продуктов обед?
- Не знаю…
- Знаешь. Подумай.
- Конечно, что-нибудь я сварю.
- Ты сказал «что-нибудь», а я спрашивал о вкусном обеде. Ты не ответил на мой вопрос.
Мальчик задумался.
- Нет, не сварю.
- Итак, у нас есть всё необходимое, чтобы сварить вкусный обед, но оказывается, что этого не достаточно. Скорее всего, получится твоё «что-нибудь». А теперь сосредоточься. Рождение человеческого существа - это так же необходимое условие для рождения человека, но оно не является достаточным. Поэтому я и сказал, что ты - человек, который пока только может стать человеком.
- А если не стану? Кем я буду тогда?
- «Чем-нибудь». Как и большинство людей.
Волк замолчал. Дети, внимательно слушавшие разговор, стояли, затаив дыхание.
- Как мне стать человеком?
- Почему ты не сваришь такой же вкусный обед, как и твоя мать?
- Я не умею варить обеды.
- А почему тогда не учишься?
- Зачем? Ведь мама умеет.
- Но я говорю не о твоей матери. Я говорю о тебе.
Мальчик молчал.
- Не отвечай мне сейчас. Подумай, не спеши. Ты перестал плакать, это хорошо. Теперь ты, если хочешь, можешь помочь своему другу.
Все, в том числе и животные удивлённо посмотрели на Волка.
- Как, - голос Храброго мальчика предательски задрожал.
- У нас нет рук, у нас - лапы. А у тебя есть руки и наверняка ты умеешь обращаться с лопатой. Ты можешь выкопать Лису могилу?
В глазах у мальчика опять сверкнули слёзы, он стёр их рукой и твёрдо ответил:
- Да.