В гостях у хасидов

Павел Фейгин
Существует такая программа Таглит, которая позволяет каждому еврею из диаспоры в возрасте от 18 до 27 лет один раз съездить в Израиль. Я узнал о ней в 2013 году и через какое-то время отправился во владивостокскую хабадскую синагогу, чтобы записаться. Но так как я лентяй и балда, пришел я в декабре, за два месяца до поездки и было уже поздно, оставалось ждать следующею. А пока наш раввин предложил мне слетать в Москву на еврейский молодежный религиозный семинар.   Для меня, живущего на Дальнем Востоке, и бывшего до того в столице всего один раз, предложение было весьма заманчивым, тем более оплачивалось все перелет, проживание, питание. Даже тематика семинара меня далекого от религии не испугала, ведь я рассчитывал, что, отсидев лекции, смогу свободно погулять по Москве, встретиться с живущими там родственниками и друзьями. Как же я ошибался. Когда мы прилетели в Москву, нас посадили в автобус и отвезли в подмосковную ешиву.  Я понятие не имел, что так будет, я и слова то такого не знал ешива. В результате девять дней поездки я провел в лагере огороженном колючей проволокой среди одних только парней и мужчин.

Но не все так плохо, преподаватели на семинаре были очень хорошие и хоть тематика большинства лекций не была мне близка, вели они их очень интересно, кроме того рассказали немало интересных историй, одну из которых я приведу здесь.
Один из преподавателей, назовем его рав Шломо (это не его настоящее имя)  служил какое-то время в израильской полиции, из которой потом ушел из-за невозможности соблюдать шабат. Долго время он не мог найти работу, пока не устроил в то, что сам назвал «религиозный спецназ». Эта организация занималась борьбой с различными сектами. Я не буду рассуждать о том, что является сектами, а что нет, осуждать или защищать их методы, а просто перескажу историю.  Начали в Иерусалиме находить трупы кошек и собак, которых какие-то сатанисты приносили в жертву, а полиция в Израиле (так мне во всяком случае рассказывали) не слишком спешит заниматься тем, что не связано с убийствами, терроризмом и так далее.  Так что взялись за это дело Хасиды. Конечно, они не взяли оружие и не пошли отстреливать сатанистов. Двоих сотрудников, включая нашего преподавателя, отправили на кладбище снять на видео очередной ритуал, снабдив их дорогущей камерой, наказав беречь оборудование любой ценой. На кладбище они спрятались за надгробьями и стали ждать. Когда сатанисты пришло, было еже темно. Рав Шломо долго не мог включить камеру и стал подсвечивать себе фонариком. Он умудрил его уронить и фонарик упал и ударился о камни с громким звуком.  Сатанисты замерли. Шломо понял, что обнаружен. Выскочив из-за надгробья, он побежал к машине, добравшись до машины, он понял, что за ним никто не гоняться. Вскоре прибежал и второй хасид. С его слов «Сижу я снимаю, вдруг вся толпа срывается с места и несется на меня, ну я и побежал к машине». С слов сатанистов на суде «Сиди мы на кладбище, совершаем ритуал, вдруг из-за могилы на нас бежит бородатый мужик, ну мы и подумали, началось, мертвые из могил полезли, мы побежали в другую, а там еще один…..»

Самым запоминающимся за поездку было субботнее застолье, когда посреди трапезы, один из хасидов начал молотить по стене, выбивая ритм, люди вскочили со своих мест и начали неистово плясать, каждый в сил своих умений, но все дружно и очень задорно. Немолодые раввины с большими животами продолжали отплясывать еще долго, после того как я выбился из сил. Я советую каждому еврею, даже такому же нерелигиозному как я, один раз побывать на хасидском празднике, просто в качестве культурного опыта.

P.S. Я специально ничего не написал про религиозные взгляды хасидов, я со многими из них не согласен, но устраивать религиозный срач не хотелось  бы, хотя наверно это никого не остановит.