Чёрное небо

Даниил Смит
Что впереди?
Проходи!
Чёрное, чёрное небо. (А.Блок)

1

    «Внимание! В воздухе зафиксирован неблагоприятно высокий уровень примесей, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей. Объявлена чрезвычайная ситуация с режимом «чёрного неба». Просим всех жителей города соблюдать спокойствие и без крайней нужды не выходить из своих домов…»
    Голос смолк, сопровождаемый треском помех, и Игорь понял, что Олег выключил радиоприёмник.
    Они оба находились в квартире Олега, когда их настиг сигнал системы оповещения. Хозяин жилища сидел за столом и невозмутимо пил чай, а гость молча стоял у окна и смотрел вдаль, на городской пейзаж, полускрытый сероватой дымкой.
    Им обоим было за тридцать, оба были одиноки и являлись друг для друга единственными дорогими людьми. Выходные они всегда проводили вместе: если в одну неделю Олег заглянет к Игорю, то в следующую – наоборот. Так оно было и теперь: они находились у Олега и уже думали, куда бы пойти, в тот момент, когда вдруг объявили этот режим «чёрного неба»… По счастью, тогда была только суббота, и у них в запасе имелся ещё один день. Но если ЧС не отменят до понедельника, то у них будет веский повод не ходить на работу…
    Мысли Игоря были прерваны голосом Олега:
    – Эх, а когда-то я мог спокойно дышать этим воздухом…
    – Ты?! – Игорь повернулся к другу и, несмотря на относительную серьёзность выражения на лице Олега, расхохотался в голос. – Да ни в жизнь не поверю! За последние семь лет – срок нашего знакомства – «чёрное небо» объявляли двадцать шесть раз, и мы отсиживались дома друг у друга, причём если катаклизм заставал тебя на улице, ты прямо-таки бежал – либо ко мне, либо к себе домой! Так что хватит заливать про свои сверхспособности…
    – Это было до того, как я тебя встретил, – Олег словно бы и не слышал Игоря. – Было и – увы – прошло.
    – Может, расскажешь?
    – Ты же только что сказал, что не поверишь.
    – Беру свои слова обратно. Просто от тебя это было… м-м-м… мягко говоря, необычно услышать…
    – Да ладно, я же всё понимаю. Ты точно хочешь это узнать? – (Кивок.) – Ну, хорошо. Садись рядом и слушай…

2

    – …Мне тогда было двадцать три года; я только что получил диплом о высшем образовании, нашёл работу по специальности и думал, что жизнь удалась. От армии, если вдруг что, я бы откосил, но повестка мне всё не приходила…
    Впрочем, к делу это не имеет никакого отношения. Просто знай, что я жил так же, как сейчас, просто тогда у меня было ещё счастье молодости.
    «Чёрное небо» в те годы уже иногда объявляли, но – реже, чем теперь. Когда это случалось, я прятался дома и с внешним миром никоим образом не контактировал: занавешивал окна, заклеивал вентиляцию, запирал дверь на все замки, даже телевизор не смотрел. Я спал, ел, играл на компе или читал что-то в электронной библиотеке. И так радовался, когда этот ненавистный режим отменяли!..
    Так вот, значит, сидел я однажды дома (ну, ты, может быть, помнишь тот сентябрь девять лет назад, когда «чёрное небо» на наделю растянулось?), книжку на компе читал; разнообразия ради не стал закрывать шторы. В один прекрасный момент оторвался от экрана, чтобы печеньку съесть, и случайно посмотрел в окно…
    Представляешь, по улице под облаками токсичного дыма шла девушка. Без противогаза! Ну хватит ржать, не смешно на самом-то деле…
    Мне надо было выбрать: или не обратить на неё внимания (мол, сумасшедшая ходит туда-сюда и ядовитые газы вдыхает… ну хватит уже ржать, говорю тебе…) или открыть форточку и крикнут, чтобы шла домой. Сейчас я бы ни за что так не сделал, потому что хочу умереть как можно позже; но тогда…
    Что-то во мне переклинило; я открыл окно и заорал: «Эй, уходи оттуда, там опасно!..» – ну и тому подобный бред. А она так на меня посмотрела… снисходительно, что ли… и ответила: «Для меня – не опасно. Если хочешь, сделаю, чтоб и у тебя было так же. Ты только выйди ко мне».
    «А может, ты зайдёшь ко мне?» – спросил я и (не знаю, что меня на это толкнуло) подмигнул ей. Она улыбнулась, сказала: «Ну ладно. Ты только номер квартиры сообщи». Ну, я и сообщил…
    Через минуту она уже сидела здесь, вот прям где ты сейчас, и мы с ней говорили. Еды и всяких напитков было навалом: я как раз на такой случай делал запасы… Я слушал её и не верил. Ну, почти не верил…
    Ей не были страшны токсичные газы, потому что у неё в дыхательных путях типа жили особые бактерии, которые очищали воздух, а всю ядовитую пыль сбрасывали в пищеварительный тракт, где это всё переваривалось. И если я её поцелую, то часть бактерий перейдёт и ко мне в дыхательные пути, там они размножатся, и я тоже смогу переносить без всякого вреда для себя воздух почти любой степени загрязнённости… Ну чё ты ржёшь всё время, а? Я ж тебе серьёзные вещи рассказываю…
    – И ты согласился? – сквозь смех спросил Игорь.
    – Ну да. А чего мне терять-то? К тому же, до неё у меня никого не было, и мне хотелось чего-нибудь в таком духе…
    – Как я понимаю, одним поцелуем вы не ограничились? – продолжал хихикать Игорь.
    – А как ты думаешь? Мы же взрослые люди; а она была такой же одинокой, как и я…
    Остаток той недели мы провели вместе: то гуляли по задымлённым улицам, то уединялись у меня дома. И это время было лучшим в моей жизни…
    Потом я вышел на работу, и мы стали встречаться по вечерам и в выходные, и два месяца я был счастлив… вплоть до следующего «чёрного неба»…
    Олег умолк и залпом допил свой чай, видимо, желая прогнать непрошеные воспоминания.
    – Ну и? – спросил Игорь. – Что тогда случилось?
    Олег вздохнул и продолжил рассказ:
    – Мы, как обычно, наплевав на предупреждение, гуляли по городу и уже собирались идти ко мне. Нам нужно было перейти дорогу, мы подошли к «зебре», и вдруг прямо перед нами остановилась патрульная полицейская машина, а оттуда вышел мент в противогазе и сказал: «Граждане, вы что же предписание нарушаете, а? Тут вроде как без индивидуальных защитных средств находиться нельзя. Да и со средствами – только работникам экстренных и патрульных служб… Будьте так добры документики показать…»
    Нас тогда документы ну прям в последнюю очередь интересовали! Я и говорю, что нечего показывать. А он в ответ: «Проедемте в отделение. Там разберёмся». А нам сопротивляться было не с руки: у мента-то «ствол» есть, а на улице как раз было пусто; всего-то дел – шлёпнуть нас двоих и оформить как сопротивление при задержании… Короче, мы поехали.
    Он же и спрашивал нас в отделении: «Ну и за каким чёртом вас понесло на улицу? Ведь опасно же!» Я посмотрел на Люсю (да, так её звали: может, подскажет чего… Взглядом спрашиваю её: «Что мне ответить?» «Про наши способности – ни слова!» – прочитал в её глазах и сказал тому менту: «Да мы просто гуляли…» «Да?! – изумился он. – А по всем теле-, радио- и интернет-каналам ничего не объявляли? Например, про неблагоприятную экологическую обстановку?» «Так романтичнее…» – ответил я. «Впаять бы вам за это пятнадцать суток… – прошипел он и, махнув рукой, добавил: – Ладно, идите домой… романтики ненормальные. Если дышать трудно станет, я не виноват».
    И мы пошли домой. Настроение было безнадёжно испорчено. Я уж боялся, что вечером останусь один… но, наверное, бояться стоило не этого.
    – А чего?
    – Внезапно налетел ветер. Очень сильный. Мы какое-то время пытались идти против него, но вскоре устали, и нас снесло.
    Ветер тащил нас по городу, то поднимая до самых облаков смога, то опуская до земли. Меня пару раз даже шмякнуло об асфальт…
    А потом вдруг понял, что мы летим к реке, и стал бороться с ветром, но безрезультатно. И, как я предполагал, нас прямо-таки швырнуло в реку!.. Помню, я захлёбывался, звал Люсю, но она не отзывалась; а затем был провал…
    Очнулся я в больнице. Врач сказал, что меня чудом успели вытащить. Я тогда ещё не совсем в себе был, поэтому спросил: «Кто?» «Менты, разумеется, – ответил врач. – Проезжали там мимо…» – «А Люся?» – «Какая Люся? Вы там один были…» Тут мне стало плохо, и он вкатил мне успокоительное…
    Вскоре меня выписали. Я думал, что способность дышать смогом у меня ещё осталась, но когда в следующий раз вышел под «чёрное небо», мне стало плохо минут через пять. Вот тогда я и понял, что у меня всех бактерий из дыхательных путей водой смыло. Это была глубокая утрата, но потеря Люси в тысячи раз хуже.
    – И с тех пор ты её не видел?
    – Нет, конечно! – рявкнул Олег – Сейчас, Игорь, было совсем не смешно.
    – Извини…
    Наступила неловкая пауза в разговоре, которую прервал Игорь:
    – Пойду, поставлю чайник.
    И вдруг в дверь квартиры позвонили.
    – Ты знаешь, кто это? – спросил Игорь, остановившись на пороге комнаты.
    – Нет, не знаю, – ответил Олег, пробираясь к двери. – Я открою.

3

    Олег отомкнул замки, распахнул дверь и – ахнул. Отшатнулся. Схватился за сердце. Прошептал:
    – Ты…
    Это была Люся. Стройная фигурка в красном платье, на вид лет двадцать пять. «Хоть и блондинка, а выглядит умной…» – удивлённо подумал Игорь, пожирая её взглядом.
    – Привет, мальчики, – сказала она. – Не хотите ли немного бактерий?
    – Что случилось девять лет назад, когда я чуть не утонул? – спросил Олег, понемногу приходя в себя.
    – Меня в последний момент настиг боковой поток ветра, и я не упала в реку, а была отброшена к стене какого-то здания. Вдруг я увидел, как к реке подъезжает патрульная машина, и решила скрыться. Извини. Я бы не вынесла ещё одну поездку в отделение, тем более – в одиночестве. Олег, я могу подарить тебе вновь способность дышать чем угодно…
    – Нет, Люся. Мне это не нужно. И ты тоже… не нужна. Уходи. Я не могу снова встречаться с тобой после того, что случилось. Прости меня. Я… не могу.
    Олег поднял глаза и увидел, что на пороге квартиры пусто. Он закрыл дверь и сказал Игорю:
    – Поставь, пожалуйста, чайник.

4

    Они сидели в комнате и пили светло-коричневую полупрозрачную жидкость.
    – Может быть, ты правильно сделал, что бросил её, – сказал Игорь. – Неизвестно, во что бы она ещё тебя втянула…
    – Спасибо, Игорь. Теперь я понимаю, что любая сверхспособность – это ещё и проклятие.
    И оба посмотрели в окно, на перегоняемые ветром облака ядовитого дыма.

1 – 2 июня 2018,
Красноярск.