Корнилов или Временное правительство? Большевики!

Владик Султангулов
Демократия – лучшая политическая атмосфера и режим для существования общества, развития гражданского самоуправления и правового государства. Однако, если посмотреть на глобальную историю, то мы обнаружим, что в военный период:  в Древнем Риме, Греции, в современной Корнилову Англии, Германии, Франции, - одни из самых демократических конструкций по требованию общества трансформировались в диктатуры. Только сильный лидер, способный взять полноту власти и ответственности за данные им приказы – способен защитить государство от внешнего врага или глубокого эшелонированного внутреннего кризиса. Личность генерала вдохновляла армию на подвиги, его добровольно сформированный 1 августа 1917 «Корниловский ударный полк» состоящий из трех батальонов, после его смерти прославился храбростью солдат в 1-ой Добровольческой дивизии.
Историческая действительность сложнее, чем вопрос выбора движущими силами общества (крестьяне, рабочие, солдаты и генералы, олигархия)  между диктатурой генерала и хаосом при демократическом режиме Временного правительства. Члены Временного правительства были дипломатически завязаны союзническими обязательствами со стороны Англии, и находились в личной материальной зависимости от послов и советников. Введение в политическую игру фигуры Льва Корнилова было решено в Лондоне и передано Михаилу Ивановичу Терещенко (минфин, позже министр иностранных дел) через посла Джорджа Уильяма Бьюкенена 17 июля 1918 года.  Британские историки: Graubard S.R , Warth R. D., Fisher L. , - напрямую говорят о разжигании Февральской революции в России лейбористской партией, о поддержке личности Корнилова при введении его в состав Временного правительства и попытки правого переворота. Корнилов был генерал-война.
Однако, хоть Корнилова и поддерживали в зарубежных кабинетах, его цель – Военная правая диктатура – есть попытка излечить политико-экономически больную   Россию, решить внутренние проблемы через устранение неработоспособного демократического правительства. Большевики тоже понимали, что Временное правительство не решит перезревших проблем, и его нужно ампутировать, как загангрененную ногу. Рабочие, солдаты, генералы, олигархи и даже крестьяне:  если смотреть по статистике бунтов и выступлений, - также начинали приходить к этому пониманию. Поэтому в вопросе выборе между Корниловым и Временным правительством – ставится альтернатива выбора из наименьших зол, где имидж диктаторски ориентированного генерала побеждал. Но, большевики вовремя успели подменить альтернативу выбора, предложив «красную диктатуру», и сразу начали активнее других подавлять «корниловщину» и поддерживать Временное правительство, высылая на встречу «Дикой дивизии» в конце августа 1917 большевизированных мусульманских имамов и петроградских рабочих, забратавших дивизию с силами большевиков. Большевики решили данную альтернативу  по-своему.
Таким образом, кадеты и олигархат навсегда отступают от близкой дистанции к власти, а большевики начинают «большевизацию» Советов. Апогеем подавления правых сил становится статья Ленина «Кризис назрел» , определявшая дальнейшую судьбу России.

___________________
 1 Дерябин А.И. Паласиос-Фернандес Р. Гражданская война в России, 1917-1922: Белые армии. - М., 2003. - С.9-10.
 2 Warth R. The Allies and the Russian Revolution. Dulles, 1954, p. 102.
 3 Graubard S.R. British Labour and the Russian Revolution, 1917 – 1924. Cambridge, 1956.
 4 Fisher L. The Soviets in World Affairs: A history of relations the Soviet Union and the Rest of World, 1917 - 1929. N.Y., 1960.
 5 Статья “Кризис назрел” была написана Лениным в Выборге. Она состояла из шести глав, причем последняя, шестая глава, предназначалась не для печати, а “для р а з д а ч и членам ЦК, ПК, МК и С о в е т о в”. Сохранилась рукопись лишь двух последних — V и VI глав этой статьи. В газете “Рабочий Путь” № 30 от 20 (7) октября 1917 года, где впервые публиковалась статья, были напечатаны не пять, а четыре главы статьи. Одна из глав при публикации была опущена. Пятая глава статьи публиковалась как четвертая, что установлено при сопоставлении текста газеты с рукописью пятой главы.