Мой отец был водителем

Тамара Гигуашвили
              Недавно, 14 октября,  я отпраздновала свой юбилей, поздравления еще буду читать до конца месяца.  И , как это традиционно бывает, вспомнила юность , всех родственников и друзей , заглянула в семейный альбом, где хранятся фотографии самых близких людей – родителей. И так совпало, что у мамы и папы нынешний год тоже юбилейный. Отцу бы исполнилось 85 лет и он мог бы еще прожить, по крайней мере, до 95 лет и даже до 100. В свой День рождения  я думала больше всего об  отце. Бурлящая событиями юность была устремлена в будущее, профессиональная педагогическая и общественная деятельность в сфере искусства заполняла все время и только на пенсионном пороге я обратила  внимание на события личной жизни, задумалась над тем, как мы жили  и почему  что-то происходило в нашей жизни.
             Мой отец грузин – Гигуашвили Сержант Вартанович. В Советском Союзе юноши из всех республик служили в армии в разных городах СССР. Отец в 50-е годы прошлого века служил в молодом городе Ангарске Иркутской области, первый камень которого  был заложен в  победном мае 1945. Мама , Кинджаева Роз-Мари ( в девичестве Галимзянова) в эти же годы , вскоре после войны, приехала в Иркутск к родственникам и по направлению иркутского отдела культуры устроилась на работу в строящийся Ангарск руководителем хореографического ансамбля при Доме культуры.  Как специалист, сразу же была обеспечена жильем – комнатой в коммунальной квартире, где жили еще две семьи. Отец после службы в армии остался в Ангарске работать в воинской части водителем. Он знал грузинские народные песни, распевал их, а мама аккомпанировала на маленьком красном перламутровом аккордеоне. Отец после работы приходил  танцевать  в  ансамбль.  После репетиций он провожал маму до дома. Мама была  строгой  и он сказал, что ему такая девушка нужна. Отец позже перешел на работу в  строительную организацию водителем, где обещали дать семье квартиру. Мама рассказывала, что когда он возил арбузы и дыни,  то , в соответствии с грузинской традицией, весь дом ел тоже арбузы и дыни. Да еще было радостное, знаменательное событие - мама с руководимым ею молодежным танцевальным ансамблем  в 1956 году участвовала в 6-м всемирном фестивале молодежи  в Москве. За участие получила ГРАМОТУ,  подарки . Я родилась в 1958 году в Ангарске в атмосфере любви, праздников. Смотрю  на семейные фотографии до пятилетнего возраста и вижу  на  одной как я маленькую ручку  протягиваю к плечу отца, на другой – прижалась к его груди. Есть несколько  фотографий  где мы рядышком вдвоем. По фотографиям видно, что отец любил меня и старшую мою сестренку Альбину и всегда был с нами рядом. Это счастливое детство и наши отношения в семье до пяти лет  я , к сожалению, очень смутно помню.
                Когда мне было около пяти лет ,что-то случилось, мама с папой поссорились и мама сказала отцу, что если он уедет в Грузию, то простит его и приедет - она так решила и круто все повернулось в нашей жизни. Мама  в годы войны 4 года воевала снайпером на Западном белорусском фронте , участвовала в боях и, конечно, была по характеру суровой, строгой, резкой. С этого времени началась череда неприятностей у мамы и у отца. Именно с этого времени я помню, как мама опаздывала со мной в детский садик и я плакала, когда воспитательница мне делала замечание. Значит , папа никогда не опаздывал и я не плакала в детском саду. Мама увезла меня к родственникам в Анжеро-Судженск, где мы жили в частном доме деда, где перед   окном в саду росли рябина и черемуха, а  под деревьями  стоял столик со скамейкой, где бабушка и дедушка накрывали стол с самоваром и все родственники собирались в жаркий день попить чай. Помню  много разных людей – родственников,  к которым мама меня водила , но  не было отца. Тем временем  отец уехал в Грузию и женился на своей невесте, которая ждала его с армии, устроился на работу водителем в банк. Летом 1965 года мы с мамой  ездили  отдыхать на Каспийское море. Огромные волны нахлынули на берег и унесли мамины туфли, но, к счастью,  нас не задели. Потом мы поехали к отцу в Тбилиси. Он нас радостно встретил на железнодорожном вокзале , сообщил, что у него родилась дочь и пригласил погостить. Мама обещала приехать вечером, но в этот же день мы выехали  на поезде домой. В Грузии местность гористая . После нашей встречи то ли от расстройства, то ли по случаю, отец  на машине упал под гору, получил травмы и сотрясение мозга, потерял разум , лежал в разных больницах. Мама подала на алименты, чего в Грузии никто не ожидал   и это  было особенно неприятно жене и ее родственникам – семи братьям. Пошли сплетни. С 1966 года, около  десяти лет , отец  в Грузии не выходил из больниц. И только в 1975 году, приехал в Абакан , начал работать и позднее , болезнь отступила и у него совсем сняли инвалидность. Но случился  сердечный приступ и он  не дожил год до 50 лет. По грузинской традиции, родственники приехали и увезли его в Грузию.
               Поначалу ,в детстве , я спрашивала маму - почему нет папы, потом стерлось  все из памяти и не было моего участия в его жизни, даже когда он был с нами рядом в мои 17 лет, не было никаких чувств – ни жалости, ни сожаления. И только сейчас, глядя на фотографии, прокручивая , как фильм историю жизни моих родителей, как озарение, понимаю, что я могла бы что-нибудь  сделать доброе для него  и, возможно, жизнь наша сложилась бы по-другому, была бы долгой и радостной.
              Мою сестренку в Грузии вырастили моя тетя  и родственники. У нее двое красивых счастливых детей – сын и дочь, мои племянники, и много внуков. С ними я дружу, мы каждый день общаемся через  интернет. 
              ДТП в Грузии решило судьбу нашего отца - водителя, лишив его здоровья и разума в 33-летнем возрасте, но мы, его дети, помним его молодым, красивым и любим его.