Некоторые раздумья, порою забавные

Джаанбек
Продолжение

Судьба школьная не сталкивала меня с ним , суровым директором до определенного периода , до старших классов . Иногда я наблюдал сцены , еще совсем подростком , как он раздавал оплеухи старшеклассникам , какие-то разборки были с рыкающими возгласами и так далее . Вообщем , картины были жутковатые . При том взрослые , родители , знали многие , но никому из них не приходило в голову жаловатъся или нечто в этом роде . Это , отмечали они для себя , часть воспитания все таки . Оплеухи , к примеру , раздавал , если были пойманы за курением , поэтому родители как бы даже приветствовали подобное наказание . Я помню  как нашел где-то на земле пачку сигарет , и там было несколько целых . На улице . И я не мог их просто в открытую подобрать , при  прохожих . Я был в классе 7 , явно начало подросткового периода , и любой взрослый , совершенно незнакомый , мог мне сделать замечание , увидев сигареты в руках моих , и даже отвесить подзатыльник . И это было правильным отношением и не осуждалось как бы родителями пойманного дитя . Или с пониманием относилисъ к данному акту рукоприкладства . Так воспитывали в те времена и в тех наших условиях . Какую -то часть подобных акций со временем я стал понимать , но , увы , количество курящих взрослых от этого не уменьшалось . Поэтому все эти порки прилюдные отдавали напраслиной , это понимаешь уже повзрослев достаточно .  Я остался сторонником методов убеждения , при чем на логической основе , но с нотками запрета , как права взрослого , разумеется .
Но мое , порой негласное несогласие , видимо как-то отражалось и на моем лице . Во всяком случае несколъко раз учителями это как-то демонстрировалось , высказываниями или отношением , к этому самому выражению лица моего .
Я стал носить с класса пятого очки из-за близорукости . Перешло , видимо , от отца . С класса шестого оправу и стекла подбирали мне в Москве , где я проводил часть летних каникул обычно . В обычной оправе я выглядел достаточно интеллигентным малъчиком , но дело происходило в те времена , когда класс очкариков автоматом считали маменъкиными сынками , дразнили непременно . Многие предпочитали щуриться , смешно иногда натягивая глаза пальцами , дабы обостритъ зрение . Писали , что это было типичным советским явлением , щуряшиеся человеки . Страна никак не могла отойти от образа мужчины со времен пребывания в лагерных зонах . Слэнг тот и понятия некоторые имели твердую основу несмываемую среди народных масс , при том понятия эти осталисъ до сих пор . Может поэтому Сталин по опросам самый популярный до сих пор лидер , в той же России, как одной из прямых наследниц Советского Союза .
Была и другая крайность - носителей очков автоматом причисляли к интеллигентам . Такие ужимки парадоксальные той эпохи .
Там же в Москве мне выбрали темные стекла , так решила  жена дяди моего, москвичка . И лицо мое с очками приобрело европейский лоск некий , во всяком случае образ был где-то похожий из какого-нибудъ европейского кино . Без конкретики , хотя первое , что приходит на память - итальянские или французские фильмы , с шикарными Мастроянни или Делоном . Они же были шикарны на самом деле , и фильмы , и образы актеров .
Вот таким а-ля европейский облик я и приехал из Москвы и пошел в 7 класс , далее добрался до 8 , с мотивами -а-ля переходный возраст . Это когда начинаешь влюбляться на каких-то полутрагических нотках . Туда включалосъ непонимание окружающего мира , тактика поведения сумбурная , постоянный налет драматизма . Видимо от неуверенности и неких комплексов , соотвествующих возрасту . К этому времени я даже успел попробовать покурить . В Москве , где можно было без риска не получить подзатылъник , даже ходить с сигаретой по парку , изображая курение . Затягиваться я не умел или не хотел , поэтому больше изображал . Еще порой воротник пиджака приподнимал , дабы больше образа добавить , загадочности и романтизма , ну , чтобы как в кино выглядел  . Интересно было бы со стороны на себя посмотретъ в то время ,но увы , до эпохи селфи было , слава Богу , далеко . При этом у меня робко , но уже появиласъ щетина на лице , пару раз я даже брил электробритвой " Харьков" . И выглядел явно старше своих 14 лет , во всяком случае , когда я посещал место работы жены дяди , это была Некрасовская библиотека в Москве , она руководила научным отделом , я копался в архиве , листал старые до октябрьского переворота газеты , с фотографией семейной царской семьи и подобными историческими нюансами , видимо поэтому всегда был лучше подготовлен по истории , чем мои свертстники . Так вот там , в библиотеке , мной даже интресовались молодые сотрудницы , будучи уверенными , что мне как минимум года 22 . Из дома приносили мне пирожные и булочки к обеду . Позже мне жена дяди все это и потвердила , при том это они , две девушки по 24 года ей признались в этом . Это я себя как бы хвалю , ибо все подростки хотят выглядеть взрослее , ну и мужественнее , конечно , а тут такие почести оказывают .
Именно в подобном образе я выражал , видимо , некий независимый образ , что ли , примеры , примеры и примеры постоянные из нашего семейного сообщества родственников . Порой сам того не замечая . Первый звонок был от преподавателя химии , нашего классного руководителя . Я имел привычку смотреть во время уроков на учителя , смотреть в лицо , так сказать . Некоторым мое не показное внимание нравилась , они это ценили , хотя это у меня просто была привычка и некая демонстрация элементарного уважения . Я им просто не мешал в силу воспитания , не более , то есть не вертелся постоянно на уроке , не кряхтел и не стонал , не кидался различными предметами и так далее . Но очки темные вот её , классного руководителя , и смущали . Она однажды прервала свой рассказ , который был мне совершенно не интересен , ибо для меня химии была набором абстрактных ненужных в жизни словосочетаний . Но слушал весъ во внимание , глядя ей в лицо . Так вот она прервала , стукнула ладонью по столу резко и несколько возвысив голос обратилась ко мне .
- Что ты все смотришь на меня,  все время, все время , как змея  - то ли воскликнула , то ли вопрошала она .
Я смущенно приподнял голову , и вопросителъно посмотрел вокруг , мол , неужели это ко мне . В классе где-то захихикали .
Она продолжила .
- Все смотришь и смотришь , и непонятно о чем думаешь в это время , словно оправдываясь - обьяснялась она сама себе  .
Я пока продолжал офигивать , ибо не просекал в чем моя вина заключается .
Через пару лет после окончания школы , она по какому-то делу пересеклась с моей матерью , и спросив про меня , добавила в разговоре , что я , мол , был не таким как все , другим , каким-то иным  . Вот думаю , темные очки играли в сооздании подобного образа какую-то роль или нет .
Вспомнил и про подобный казус на уроке математики . Так же смотрел с вниманием в лицо учителю , он обьяснял новый урок . Потом где-то прервавшись , спросил меня про некое правило из только что рассказанного. А я как раз на тот момент где-то , видимо , витал в неком пространстве , своем подростковом , или строил на основе его слов свои умозаключения , не суть важно , но не догнал момент этот . Сказал , что пока не знаю что сказать . Он доброжелателъно удивился , и сказал .
- Но ты так внимателъно смотрел и слушал , тогда о чём ты думал в этот момент ?!
Обьяснять было бы слишком долго и вряд ли толково вышло , я лишь смущенно улыбнулся и ответил , что скорее всего задумался о чем-то ином .
И еще мне верили учителя , моим словам , имеется ввиду . А верили они не всем и открыто об этом сообщали . Например , когда кто-либо не сделал или не было подготовленно домашнее задание , то причины придумывались разные , иногда и смешные . Все эти доводы в основном не выдерживали критики и наказание было неотвратимым .
Я говорил правду , врать не хотел по принципу , или как сейчас принято выражаться после гопнических лет , западло было . Причины были порой смешные и несуразные , например , не подготовился , ибо вечером отключили свет , а потом было поздно уже . Вроде абсурд , но ответ такой они принимали от меня . Самое забавное , что по этим предметам , где я чаще всего и приводил забавные причины , у меня были оценки совсем никудышные .
Как-то , еще в классе 5 или 6 , в школу к нам поступил некий мальчик , не местный , его отца направили на работу в Карабах , при том , прокурором . Он был русскоязычным , но армянин ,и даже блондин с голубыми глазами . Стремный какой-то , лез ко многим , ходил в сапогах армейских каких-то . Полез и ко мне , рядом с нашим домом , я что-то сделал и после рванул домой от него . Он побежал за мной . Перед дверъми во дворе уже , а наш двор был типа "итальянский дворик " , у Параджанова в хронике можно подобное наблюдать , когда показывают место , где он жил , двор и прочее , он меня как бы догнал , ибо я остановился в недоумении ,  своя уже территория , просто так не принято лезть . Но мальчик был все таки не наш , выросший на чужих непонятных традициях , видимо . Он полез и далее за мной домой ко мне . На пороге стояла мама моя , вышла на шум непонятный , тот попытался ,не обращая внимания на неё , пройти далее . У мамы от удивления глаза полезли на лоб , и она , будучи женщиной не робкого десятка , просто схватила его за шиворот , приговаривая , мол , посмотрите что за наглый щенок нашелся , заодно пару раз врезала ему . Наглый и потерявший ориентиры щенок ушел , что-то бормоча. На следующий день в школу неожидано пришел отец мой , который совсем не ходок по подобным инстанциям , но с директором они были хорошо знакомы , и меня с ним , приезжим наглым тем пацаном , позвали и где-то в коридоре  стояли , директор , мой отец и мы двое , и разбирали случившийся инцендент вчерашний . Тот что-то обьяснил темпераментно , я отрицал , он , тогда воскликнул пару раз ,
- да он врет  , все не так было
Мимо в тот  момент проходила мой классный руковод начальных классов , с 1 по 4 , , случайно она там оказалась , но возгласы сына прокурора услышала , остановилась около нашей группы и сказала отчетливо и повысив голос  .
 -Артурик ( это свидетелъствовало , видимо , о хорошем отношении , наверное , когда уменъшительным именем тебя обозначает учителъница ) , так вот ,- Артурик , продолжила она , никогда не врет , запомни это , не врет !!
Сказала , как отрезала , и пошла дальше по своим делам .
Век буду жить , буду помнить об этом .
А тот самый суровый директор после этого прибодрился и прорычал на сына прокурора .
 -Чтобы родителей вызвал , понял , и еще раз случится такое ..... сказано было еще более рычашим и грозным голосом .
Тот поник несколько и кивнул .
После этого , когда встречал меня где-нибудъ в городе , вежливо общался и долго о себе рассказывал разные случаи из жизни своей .
 
С класса 9 нам стал преподавать предмет обществоведение и историю тот самый директор по кличке Фантомас .
Начал он сo знакомства . Вернее , он читал фамилию по списку , ученик поднимался и кратко излагал кто он , чъе дитя , город был наш небольшим и многие знали друг друга , если не знали , то слышали об этом человеке .
Когда очередь дошла до меня , и я сообщил чей я отпрыск , он неторопливо , меня он и не узнал , разумеется , добавил что-то о моем отце с дядей , типа , художники и знаю я их .
Потом , по прошествию некоторого  времени , на уроке , он огласил список учеников , которые должны будут приходить к нему уже после уроков ,  уже из дома даже , и урок рассказывать , то есть домашнее задание . В его кабинете директора . Почему не непосредственно на уроке я поначалу даже не просек , , ибо тоже был в этом "почетном" списке , список , как мы догадываемся , был составлен из слабых учеников .
И сходил один раз , ответил , ушел .
Когда на следующем уроке он вновь пошел зачитывать фамилии этого списка , я встал и сказал , что не намерен ходить более отвечать домашнее задание таким способом . На его вопрос , а почему , где слышалось - ты не представляешъ , что с тобой будет сейчас - я ответил несколъко в вызывающем тоне , но спокойно .
- Потому что я хорошо знаю предмет историю , и даже лучше всех ,говорю , и  почему я должен после уроков посещать его кабинет в качестве троечника , типа еле-еле и ладно , так уже быть , поставим 3 ?!
Последовала небольшая пауза , затем он добавил , что ориентировался на мои оценки из журнала . Как бы  немного обозначил отступление , во всяком случае , я так тогда понял . Я внес уточнение , мол , посмотрите мои оценки по истории конкретно , а не по химии с физикой , где картина явно не в мою пользу , но по сути конкретно предмета истории  она неверна .
Посмотрел , и сказал , что я могу не посещать те внеклассные уроки тогда , но если ему покажется , что я недостаточно хорошо знаю предмет его , то чтобы потом не жаловался .
Мой первый бунт, небольшой, закончился мирной , но моей победой . 
Продолжение следует .