Две Украины

Виктор Постников
Я долго колебался, прежде, чем начать писать.  Прежде всего, ради памяти моего отца,  других людей.   В некотором отношении моя ситуация уникальна, с другой стороны, отражает  чувства многих людей.

Начну с того, что я живу на Украине вот уже 69 лет.  Наша семья переехала в Киев из Ленинграда в 1950 г, когда отцу, профессору ЛПИ, по распоряжению Министерства образования СССР,  было предписано занять кафедру электромеханики в Киевском политехническом.  Отец, этнический русский, родом из северной русской деревни, мать из Ростова-на-Дону, также русская, с небольшой примесью украинской крови, оказались в Киеве, древнем русском городе, помимо своей воли. В то время слово “русский” и “украинский” были для нас почти синонимами.   О том, что есть украинский язык, не похожий на русский, я узнал только в третьем классе. Признаюсь был немало удивлен, и   прилагал большие усилия для его освоения.  Никто в семье не знал украинского.  Кроме того, среди знакомых и коллег отца говорили только по-русски. 

Школа, в которой я учился, была русская,  подавляющее число  одноклассников - из интеллигентных еврейских семей  (о чем я узнал значительно позже) и, насколько я понимаю,  “чисто” русским был я один.   Только в восьмом классе, к нам присоединилась часть ребят с русскими фамилиями, и надо сказать,  что они пришлись мне по душе. (Это были дети военных)  После окончания школы,  мои одноклассники-евреи (явно превосходившие остальных по своим способностям) столкнулись с трудностями поступления в вузы.   Многие получили золотые медали, но это им не помогло.  И тут я впервые осознал их “ особенность”.  Как я уже говорил, все они были из интеллигентных семей, и мне было с ними интересно, хотя они держались в сторонке. После окончания школы, я был просто в шоке, когда узнал, что на евреев в вузы существует квота. В особенности для них был закрыт путь на самые престижные в то время специальности (мех-мат, мат-физика, и т.п.)   После этого некоторые иммигрировали, некоторые заболели и  умерли с горя.  На ум приходит случай с Борей Ортенбергом.  Его мать, наша классная руководительница,  приходила к моему отцу просить помочь в поступлении  в Политехнический. Боря поступил на энергофак, но потом перевелся в Университет и быстро защитил диссертацию по физико-химическим процессам. К несчастью, он заболел и рано умер. Другому однокласснику, Алику Колодному, талантливому математику, не дали возможность защитить диссертацию по экономике. Его отец, ректор Киевского экономического института, в знак протеста сдал свой партийный билет и тут же был уволен из института.  Алик  эмигрировал в США,  но и там не мог найти себя и  рано умер.   

В студенческой  среде,  число евреев было невелико, на их место принимали детей колхозников для “выравнивания социального статуса  города и деревни”, что, конечно, было правильно с точки зрения социальной политики, но и понижало общий интеллектуальный уровень среды.   После окончания Политехнического, я остался работать на кафедре и начал замечать понижение уровня преподавания и  качества студентов. Возможно, это было следствием отъезда многих евреев в эмиграцию. (В 70-х гг, под давлением международной общественности, евреям разрешили эмиграцию из Советского Союза).

В академической среде, впрочем, их число было значительным, т.к. они проявляли исключительные способности  в науке.   Правительство, со скрипом, допускало их в академические институты, понимая  значимость работ, особенно имеющих военное приложение. Здесь убивалось несколько зайцев. Во-первых, развивались военные приложения, во–вторых, евреев можно было не выпускать из Союза под  предлогом их участия в секретных разработках. Защищать докторские диссертации  им было также непросто, т.к. это открывало путь к администрированию.  Директоры институтов должны были быть “лояльными” к своей  стране. Приведу лишь пример с Олегом Тозони, заведующим  отделом в Институте кибернетики, который на мой взгляд, был ведущим теоретиком и специалистом по расчету электромагнитных полей не только в Украине, но и во всем Союзе,  и которому препятствовали в академии из-за его прозападных взглядов. Как и его ученику, Исаку Маергойзу, который не мог защитить докторскую диссертацию. Оба эмигрировали в США.  (Об отношении к ученым еврейского происхождения в СССР можно почитать в “Воспоминаниях” академика Сахарова, который, вопреки расхожему мнению, сам не был евреем).

После “падения коммунизма”,  около ОВИРа в Киеве, начали собираться очереди.   Я видел этих людей (это были евреи), и ловил себя на мысли, что хочу быть рядом с ними, в очереди.  Но мне некуда было ехать.

Распад Советского Союза я принимал как должное. Мне казалось, что теперь Украина сможет построить справедливое, эгалитарное общество, без коммунистических бонз, без подчинения “Москве”, без дикриминации евреев и преследования диссидентов.  Но с приходом независимости (буквально подаренной  Ельциным), ситуация начала изменяться не в лучшую сторону. 

С самого начала, мое отношение к украинским националистам было неопределенным, и я даже им симпатизировал.  Но мы мало что о них знали.  Знали, что они живут где-то на Западной Украине, всегда противодействовали советскому режиму,  одно время сотрудничали с немцами.  Но это была далекая история, по крайней мере, для меня и моей среды.  Появившееся движение “Рух” во главе с бывшим диссидентом  Черноволом, давала шанс Украине на построение цивилизованного демократического общества. Но поднявшаяся снизу муть и противодействие старых гэбистских кадров, быстро свела эти шансы на нет.

С приходом  независимости,  эмиграция возросла не только среди евреев, но и русских.  Незаметно я очутился в культурном вакууме.   Переход на украинский язык в институтах и академии наук был болезненным для многих людей, в том числе для меня.  С уходом России,  язык  и книги -  все, что у меня осталось.  Теперь они были не в почете.  Некоторые мои знакомые,  всю жизнь говорившие на русском, в порыве патриотизма, решили перейти на украинский язык.   Даже мой ближайший друг,  с которым у нас было столько общего,  стал  вдруг “щирым украинцем” -  метаморфоза,  которая меня удивила и огорчила. Между нами возникла дыра.

Возрождение украинской культуры (само по себе нормальное и  достойное явление) все больше стало принимать враждебный  по отношению  к русским характер.  Как если бы именно русские *люди* были ответственны за вековое принижение украинской нации и не давали ей примкнуть к  просветленным народам.  Русские стали называться варварами, ордой, и, что еще хуже, “коммунистами”.    Это был уже вызов моему самосознанию. Я почувствовал оскорбление памяти моего отца, коммуниста, столько сделавшего для Украины. 

Надо сказать, что я всегда критически относился к советскому строю, не был коммунистом,  часто спорил с отцом.  Но после начавшейся в Украине кампании по дискредитации всего советского, а впоследствии и  запрета всех левых партий (при нынешнем президенте), я почувствовал себя левым диссидентом.

После обретения независимости, к власти в Украине  пришла та же номенклатура,  быстро сменившая коммунистическую риторику на националистическую.  Обманутый народ так и остался в подчинении у власти. Гражданское общество не смогло организоваться, отчасти по объективным причинам (социальное  и национальное разобщение, классовое расслоение), отчасти благодаря хитрому противодействию  власть имущих, посеявших межэтническую рознь. Лозунгом стало не равенство  и справедливость всех перед законом, не диалог культур,  а личное обогащение. Предлагалась, так сказать, плутократия вместо демократии. Сегодня Украиной правит горстка олигархов и обслуживающая их “элита”, обосновавшаяся в Киеве и других крупных городах. Это очень напоминает Средние века.  Они защищены от народа своими армиями. Они ездят в дорогих машинах и посещают салоны красоты. Это одна Украина.  Вторая Украина ездит в электричках и  кое-как выживает.  У них может быть теперь один язык, но они никогда не поймут друг друга.