Рейс длиною в жизнь стр. 42

Наталья Якубович
  Практика подходила к завершению, и надо было готовиться к
написанию дипломной работы. Условие, поставленное всем уча-
щимся, как очного, так и заочного отделений, заключалось в том,
что дипломная работа должна быть выполнена чертёжным шриф-
том. Не всем такое было по силам. Многие, как и я, к черчению
относились прохладно. Спасла меня моя сила воли, усидчивость,
тренировка. Ни одну общую тетрадь я исписала, набивая руку,
своими стихами, дублируя текст из потрёпанных тетрадей.
Задание для дипломной работы нам дали ещё перед практи-
кой. Выполнив положенные расчёты, дипломную работу я напи-
сала за три дня, находясь дома. После майских праздников, из
города, обогреваемого весенним солнышком, где на деревьях на-
чали появляться первые листочки, я выехала к месту учёбы. И
хотя между Омском и станцией Тайга всего около девятисот кило-
метров, в лесу, окружающим городок, лежал снег. Майская погода
была полна сюрпризов. А, оттаявшая земля в Тайге превращалась
в непролазную грязь там, где каток асфальтоукладчика не касался
дорог.
Дипломная работа была выполнена, и я стала искать возмож-
ность дополнительного заработка.
Вскоре мне предложили за тридцать рублей месяц мыть пол в
техникуме, заменив техничку, ушедшую в отпуск. Наивно пола-
гая, что самый лёгкий фронт работы на первом этаже (так как не
надо с первого этажа поднимать вёдра с водой на второй и тре-
тий этажи), я выбрала пол на первом этаже. Но как я прогада-
ла в своём выборе! Не подумала, что через холл первого этажа и
по коридору проходят абсолютно все люди, заходящие в здание
техникума. А это означало, что грязь с обуви вошедших людей
в здание, предательски оседала на полу первого этажа. Ко всему
прочему, на первом этаже располагался буфет, куда на переменах
устремлялись студенты для перекуса.
Мыть пол я ходила вечерами, а днём и в ночные часы, по
просьбе своих подруг, писала им дипломные работы.
Директор техникума, Маслов Алексей Фёдорович, был дирек-
тором от бога. Дисциплине, которую ввёл в учебном заведении
директор, подчинялись очники, молодые парни и девушки, так же
и заочники, работяги со стажем, имеющие семьи, детей и даже
внуков. Курить разрешалось только за пределами границ терри-
тории техникума. Отбой для всех, проживающих в общежитиях,
был единый. В 23 часа свет в комнатах не должен был гореть. За
этим строго следили дежурные преподаватели.
Выход из такого положения мы нашли, наглухо занавесив
окна одеялами. На стук в дверь мы с моими подругами не откли-
кались. О том, что я уже написала дипломную работу, а теперь
пишу подругам, никто не должен был знать, так как предполага-
лось выполнить расчёты и пояснительную записку в стенах тех-
никума. За каждую работу мне платили по тридцать рублей, в то
время, когда у студентов очного отделения расценки на диплом-
ную работу были выше пятидесяти рублей.
За двадцать дней я написала четыре дипломных работы. А
когда отключили горячую воду, и приходилось несколько дней
мыть пол ледяной водой, то мои барнаульские подруги, по очере-
ди, ходили мыть пол вместо меня. Им дороги были мои руки, а от
ледяной воды пальцы переставали слушаться, чертёжный шрифт
превращался в каракули.
Дипломные работы были написаны, а времени до даты защи-
ты оставалось ещё достаточно.
Съездив в Анжеро-Суженск, я купила там белую пряжу, кото-
рая в моих руках вскоре стала красивой кофтой. Подругам тоже
захотелось иметь такие кофты. И вот вскоре мои подруги щеголя-
ли в новых вязаных нарядах. Каждая из них заплатила за мой труд
деньгами, уже с полюбившейся цифрой, в тридцать рублей.
Заимев огромную кучу заработанных денег, я поехала в город
Томск, до которого на электричке было два часа ходу. Станция
Томск тупиковая, поэтому снабжение промышленными товарами
было намного лучше, чем в Омске. Проезжающих мимо города
гостей, сметающих с прилавков товар, попросту не было.
В Томске я всем подругам накупила подарки, за их же, отдан-
ные мне, деньги. У меня не было целью заработать на подругах. И
дипломные работы, и связанные кофты я бы выполнила бесплат-
но. Но, подруги были непреклонны и категоричны в своём праве
отблагодарить меня. А я их отблагодарила за нашу дружбу.
К сожалению, Нади Паниной (Родионовой), начальника фир-
менного поезда «Алтай» уже нет с нами, а с Зоей Швецовой поте-
ряна связь. Но, мы до сих пор общаемся с сестрой Нади, Вален-
тиной и с Натальей Гальянкиной.
Право открыть защиту дипломных работ, было отдано мне.
Приходилось заучивать текст, читая его вслух. Однажды, вслу-
шиваясь в моё бормотание, Надя Панина сказала: «А ты пой. Так
лучше запомнишь». И я запела:

«Мне задание было дано,
Спроектировать вагонное депо,
Ну и участок заодно.
Я задание это взяла,
Все я мигом рассчитала, поняла,
И поточный метод приняла.
На позиции разбила техпроцесс,
И, при этом получила нервный стресс.
Слишком быстро выполняется ремонт,
Больше семи тысяч ремонтируем за год.
Только выполнять работы в такт
Невозможно, знают все, никак.
Потому что, кто в загул уйдет,
Кто больничный вдруг возьмет.
Хоть и говорят – незаменимых нет,
Лишь, в рабочих весь секрет.
Кто подаст вагон на мойку,
Кто заварит трещину?
Коль не выполнится план,
Не будет премии обещанной.
Я участки рассчитала.
Площадь и объем нашла.
Только места очень мало,
Что это – шесть метров шаг?
Чтоб работалось красиво,
Нужна площадь нам обширная,
Чтобы можно было нам,
Танцевать по вечерам.
 Чтоб окошек было больше,
И колонны чуть-чуть тоньше,
Чтоб кран-балки не висели,
И конвейеры не гудели.
Вот в таком-то лишь депо
Показатели сведем.
И получится у нас
Показатель – высший класс.
Прибыль будет подниматься,
Себестоимость снижаться.
И рентабельность подскочит враз.
Вот депо, хоть на показ.
Депо передовое,
Вагонное, грузовое.
Приезжайте опыт принимать,
А за проект мне ставьте пять».

Назначенный час защиты задерживали. Я сильно волнова-
лась. Кроме заученных фраз и цифр необходимо было отвечать
на каверзные вопросы преподавателей, заключающиеся в знании
международной обстановки в мире. Загодя мы купили газеты и
изучили сухую информацию о перевороте на острове Фиджи и
о делах в политбюро. Тогда мы и понятия не имели, что это за
остров с таким необычным названием. Спасла дружба. Когда за-
давался какой-нибудь вопрос, касающийся политики, на задних
партах, где сидели мои одногрупники, раздавалось шуршание га-
зет, а над головами, как красное знамя, вскидывались плакаты с
ответами.
Оказавшись за партой, я, переведя дух, передала преподава-
телям своё стихотворение о дипломном задании. Преподаватели,
прочитав стихотворение, стали смеяться, тем самым напряжение
в аудитории моментально спало. А дальнейшая защита приобрела
непринуждённый характер.
В следующее мгновение открылась дверь и в аудиторию во-
шла секретарь директора техникума. В руках у неё была пачка си-
них дипломов, а среди них несколько красных корешков. Секре-
тарь думала, что защита уже закончилась, и поспешила принести
удостоверения об окончании техникума. О результатах защиты
должны были сообщить позже, при раздаче дипломов. Казус, в
который попала секретарь, сыграл мне на руку. Облегчённо вздох-
нув, я подумала тогда «И чего я упиралась, запоминая информа-
цию о каком-то далёком острове Фиджи, где живут неизвестные
мне аборигены, когда документы уже готовы для выдачи».
Таким образом, я первая привезла в депо родного города дип-
лом с отличием. А через две недели из Тайги вернулась Вера
Трощина, и тоже с дипломом с отличием.
А моя фамилия и фамилия Веры занесены на пожизненную
доску почёта в техникуме, вскоре ставшим институтом.
      
продолжение следует