О социальных корнях керченского расстрела

Сергей Столбун
О социальных корнях керченского расстрела.

«… Негр посипел окровавленным носом,
Поправил свороченную скулу,
Откуда ему знать, что с таким вопросом
Надо обращаться к Коминтерну, в Москву…»
(В.Маяковский)

«Татарина в партию принимают.
На партбюро спрашивают:
- пить будешь?
- не буду.
- курить будешь?
- не буду.
- с бабами трахаться будешь?
- не буду.
- А война будет, жизнь за Родину отдашь?
- отдам, на х… мне такая жизнь».
(анекдот 60-х годов)

Многочисленные обсуждения и комментарии по поводу произошедшей трагедии и других подобных трагедий (и у нас, и в США) отличаются одной особенностью: категорическое нежелание видеть социальные корни подобных случаев.

Говорят о чем угодно: требуют прекратить продажу оружия и взрывчатых веществ (как будто такое возможно при капиталистическом строе), усилить охрану в школе (в советское время не было охраны в школах, не было решеток на окнах и двухметровых заборов, сегодня все это есть, но терактов с того времени меньше не стало), запретить компьютерные игры (как будто не ясно, что люди уходят в компьютерные игры в целях эскепизма: жизнь настолько страшна, а изменить ничего простой маленький человек не может, и хочется хоть на какое-то время отвлечься и об этом не думать, иначе еще раньше с ума сойдешь). Все это с жаром обсуждается, но стоит заикнуться о том, что подобные слепые (то есть, направленные на всех окружающих без различия) теракты – это тупой и слепой бунт против безжалостного к слабым окружающего Мира и такой же безжалостной государственной политики, сразу же на тебя начинают цыкать и шикать, обвиняют в демагогии, затыкают рот и говорят насмешливо: «среда заела, ха-ха!».

Количество людей, живущих между отчаянием, страхом и депрессией, огромно. Социальная политика властей этому ОЧЕНЬ способствует, власть и правящая элита изо всех сил воспитывает из нас новых Гриневицких, Каляевых, Юровских.

Ненависть к окружающему Миру, причем со стороны вполне "смирных"  людей - явление в наше время достаточно распространенное: закономерный результат устройства Мира по законам корысти, наживы, конкуренции и социального дарвинизма.

Вот, Росляков. Учился в колледже по специальности электромонтажник. Четвертый курс, значит, наверняка задумывался: а что дальше?

Что устроится на работу – гарантии никакой. У нас на одно рабочее место десять человек. Безработица огромная, официально называемое число безработных к действительности не имеет никакого отношения и отражает только то, насколько реально потерявшему работу человеку в установленный срок собрать весь пакет документов, необходимых для постановки на учет в центре занятости.

Но, допустим, ему повезло: взяли на работу. Но даже если взяли официально, еще не факт, что ты на этой работе удержишься. Хозяева в целях экономии стараются по возможности сокращать число работников, перекладывая нагрузку на оставшихся. В какой-то момент нагрузка возрастает настолько, что оставляют самых выносливых и быстрых. И не факт, что этим самым выносливым и быстрым окажешься ты.

Кроме того, могут уволить по причине, вообще от тебя не зависящей: например, закрытие предприятия. Даже если ты хороший профессионал, могут уволить просто потому, что нашелся кто-то, кто согласен выполнять ту же работу за меньшую зарплату и без «социального пакета».

Если уволили – шансов по-новому устроиться на работу еще меньше. Скажут: «С прежнего места уволили? Ну, и нам ты такой не нужен: лузер».

Или пополняй армию безработных, или устраивайся неофициально, за наличные. Но тогда ты полностью зависишь от хозяина, никаких прав, и пенсионный стаж не идет, и хозяин может вообще не платить и выгнать в любой момент даже без объяснения причин. И никакой суд не защитит, потому что формально ты не работаешь.

Да еще и государство на тебя самого вину и перекладывает (государство у нас КЛАССОВОЕ, БУРЖУАЗНОЕ, но люди этого не понимают, потому что марксизм у нас под запретом, и еще на что-то надеются…). Помню, как одна бабка из инспекционной комиссии вещала с пафосом: «Вы должны требовать от работодателя, чтобы вас оформляли официально и выполняли все требования техники безопасности!»

Потребуешь тут! Только заикнёшься – тут же на дверь укажут.

Профсоюзы? Их в современной России практически нет (шмаковский профсоюз – это ряженые). Если реальный независимый профсоюз возникает, давят немедленно, совместными усилиями предпринимателей, государства и криминала, и с максимальной жестокостью (недавние события в Гуково, о которых в Крыму, весьма вероятно, знали). Могли бы помочь забастовки солидарности, но они по закону запрещены, а с одиночной забастовкой хозяева успешно борются локаутами, в крайнем случае – с помощью «Тайфуна» (как в Светлогорске).

Так что простому рабочему сейчас не позавидуешь, особенно в плане перспектив. Раньше хоть отдушина была, надежда на пенсию: мол, я сейчас как-то перекантуюсь, но подойдет пенсионный возраст, и я буду хотя бы по минимуму обеспечен. А теперь и пенсию отменяют: все прекрасно понимают, что нынешнее повышение пенсионного возраста – это только начало, и к тому времени, как ровесники Рослякова достигнут нетрудоспособного возраста, пенсии, скорее всего, вообще отменят или сделают их недоступными для большинства нуждающихся.

Ну,  потом, ты понимаешь, что простому нехитрому человеку государство – не друг. И суды, и полиция, если что, будут защищать не бедных и слабых от богатых и сильных, а наоборот. Государство классовое, хотя сами эти термины люди не понимают.

«Бизнесом займитесь». Я такое предложение воспринимаю как издевательство. Не все имеют к такой деятельности склонность, и с какой стати я должен заниматься нелюбимым делом? Да и какой процент из тех, кто пытался, добился успеха? Сколько «бизнесменов» были, потрепыхавшись, вновь отброшены в ряды пролетариата? Сколько валяется по канавам неопознанными трупами? Сколько сидит за то, что нарушили (или не нарушили?) какой-то непонятный пункт в одном их бесчисленных руководящих документов?

На одном из митингов «Трудовой России» в начале 90-х Борис Гунько сказал, что невозможно описать страдания и лишения бедных и обездоленных в капиталистическом обществе. Невозможно потому, что материальная сторона лишений  - их небольшая, а иногда даже необязательная часть. Гораздо страшнее лишения социальные: чувство бесперспективности, незащищенности, страх за будущее детей, ощущение, что каждый дюжий тебе господин, а государство защитит не тебя, а того, кто пришел тебя грабить.

Люди видят, что если в советские годы жизнь хоть медленно, но неуклонно улучшалась (люди переселялись из бараков в коммуналки, из коммуналок в отдельные квартиры), то теперь она неуклонно ухудшается: сегодня простой некрутой человек живет хуже, чем вчера, а завтра будет жить хуже, чем сегодня.

Вот это все вместе порождает в простых неуспешных людях то, что один из авторов (врач-психиатр) еще в начале 90-х назвал «агрессивная депрессия». Это когда человек находится в перманентной тревоге и отчаянии, и бросается от полной апатии к немотивированной агрессии, которую обращает на окружающих людей и своих близких. Что за слово было написано на майке Рослякова? Это слово – НЕНАВИСТЬ.

Причем никто не взрывает офисы Газпрома и не расстреливает бронированные джипы Сечина, Чубайса, Мельниченко и Фридмана. О социалистической революции никто даже вопрос не ставит. Потому что марксизм у нас в колледжах не преподают, и люди не понимают, в чем истинная причина их бед. Знают что-то про «олигархов», но они где-то далеко наверху, почти небожители… Ну, это как в воспоминаниях о концлагерях, когда заключенные обращали свою агрессию и ненависть не на тюремщиков, власть и начальство, а друг на друга…

И еще один фактор, способствующий ненависти и агрессии по отношению к окружающему Миру: идеологическое унижение. Если человеку говорят, что коммунизм – «преступный бред», а Советский Союз был «тоталитарной империей зла», то он неизбежно делает для себя (хотя бы в подсознании) вывод, что его родители и родители его родителей всю жизнь были «слугами дракона», а потому заслуживают презрения, и он сам как их сын – тоже. Такое резкое снижение самооценки переходит в самоненависть, которая переносится на окружающих.

Вот соединение этих двух моментов: постоянный социальный ужас и идеологическое унижение создает такую гремучую смесь, которая в какой-то момент по всему бывшему соцлагерю начнет массово взрываться в толпе ни в чем не виновных людей поясами шахидов.

Есть у меня еще одна версия.

В коллективах (школе, армии, на работе) существует практика систематических издевательств над теми, кто по той или иной причине не может защитить себя кулаками или чем покруче. В этом случае человека могут довести до крайней степени отчаяния, и если он в таком состоянии совершит теракт и убьет своих мучителей (вспомните историю с Сакалаускасом), а заодно десяток-другой тех, кто просто рядом стоял, то я вообще на его стороне.

Думаю, что в Керчи был не тот случай, но самыми жестокими в случае возможности мести бывают как раз самые слабые, униженные, забитые и жалкие. Именно они будут самыми жестокими мстителями, если когда-нибудь изменится соотношение социальных сил в Мире.

Быков опубликовал свою статью о практике школьных издевательств, где все описал, в общем, правильно. Но под конец – как в лужу пёрнул, заявив, что причиной керченского расстрела стали Стрелков и ополченцы Донбасса, из-за которых, якобы, у молодёжи сформировался «культ оружия». Я раньше уважал Быкова, но после этого заявления от этого уважения не осталось ни копейки.

Итак, социальные корни керченского расстрела -  неуверенность простых и непородистых людей в завтрашнем дне, враждебность окружающего Мира, практическое отсутствие социальных лифтов, ощущение неотвратимо надвигающейся беды, от которой ты не в силах защититься сам и защитить своих близких. Страх и чувство бессилия порождает либо депрессию и стремление уйти от реальности (например, в компьютерные игры), либо тупую агрессию, которая выливается не на правителей и олигархов (они далеко и под защитой), а на ближайших окружающих и родственников - таких же несчастных, как и ты сам.

Не случайно керченский расстрел последовал почти сразу за принятием закона о повышении пенсионного возраста. Я не думаю, что Росляков это осознавал, но в общую атмосферу страха и неуверенности это тоже внесло свой вклад.

Я думаю, что на постсоветском пространстве сейчас не десятки, не сотни, а многие тысячи потенциальных росляковых. Просто одному из них удалось выразить свой тупой протест против этого Мира, а другим пока еще нет.

"Готовность к смерти тоже ведь оружье,
И ты его однажды примени..."

Какой бы ни была внешняя канва керченского расстрела, причины этого - социальные, и я вижу их в утрате социальной уверенности и осмысленности жизни большинства населения, что во многом обусловлено крушением социалистического строя и отказом от коммунистической идеологии.

Это, кстати, не первый подобный случай: вспомните школу в Отрадном, в Ивантеевке...

Никакие охранительные меры не помогут. Как можно испугать наказанием человека, который все равно решил умереть? Нельзя все время следить за каждым, когда-нибудь все равно отвлечешься. А орудием убийства в умелых руках может стать даже зубочистка. И школьные психологи не помогут, потому что причины не личностные, а социальные.

В рамках существующего социального строя - капитализма, эта проблема (как и многие другие) не может быть решена в принципе и будет идти по нарастающей.
(СВ, 2018)