Былинные земли. Удар в спину, часть 8

Василий Азоронок
(Продолжение)

С ДВОРЯНСКИМ УКЛОНОМ

С конца XYIII века область вошла в состав Российской империи. На правобережье Уллы была образована Городчевичская волость, запечатлевшая отличительные черты междуреченского верховья. Полистаем статистические выкладки за 1891 год, хранящиеся в Государственном архиве Латвии. Что в них?

Волость была одной из крупнейших в Лепельском уезде. В самих Городчевичах (странно, что на российской трехверстке второй половины XIX столетия они отмечены как Грачевичи, что не совсем понятно) функционировала народная школа, а верующим читались молитвы в приходе, построенном еще Лукомскими. Крупный церковный храм находился в Окольниках, ближе к Старобинке, где церковному причту принадлежали 52 десятины земли! Похоже на монастырский удел.

Все землевладения (а их насчитывалось ни много ни мало – 44) были закреплены за частными лицами. Наиболее распространенными были фольварки (17) и застенки (6).

Людчицы к концу XIX столетия назывались селибой - кстати, словом, единственным для всех поселений уезда, что указывает на исконную принадлежность.

Наиболее крупным размещением считалась Адамовка, где собственность делилась между крестьянином Дивульским, мещанами братьями Чайковичами, Калочинским и Кулевичем, а также дворянами Славецким, Петрищей и Огрызко. Еще одно село – Дворец, в котором «прописался» дворянин Капуллевич. Там же, но имение Дворец, наследовал по завещанию своего дяди Иосифат Реутт. Всего помещичьих имений было одиннадцать. Они распределялись между Брониславом Спасовским (Стефаново), Михалиной Кладницкой (Черцы), Ружей Реутт (Надзея), Антоном Лисовским (Вишеньки), Домбровским (Окольники), Анной Корсак (Озерцы), Иосифом Горновским (Старибино), Екатериной Корсак (Гущино), Марьей Здраевской (Межица).

О том, что Городчевичская волость заключала в себе давнее прошлое, напоминают дополнительные факты. Некоторые собственники земель, а именно Екатерина Корсак и Ружа Реутт, пользовались наделами по духовным завещаниям, что говорит об исключительном отношении к приобретениям.

Существенным в понимании исторического факта является пристальное внимание к волости представителей армейских служб. Так, Межицей с четырьмя фольварками еще сто лет назад владела Марья Здраевская - жена офицера Коллба, майора императорской армии.

Есть очаги, связанные с последующими историческими событиями. Так, были воооруженные выступления из-за непродуманных царских решений. Мои предки сопротивлялись. В исследовании Светланы Лапшиной «Ссыльные в Кунгуре», посвященном пребыванию арестантов в Сибири, есть также лица Лепельского уезда. Например, фигурирует некто «Бронислав Спасовский (22 лет) из Западного Края», высланный в мае 1864 года «за политические преступления». Как известно, недовольство вызвала аграрная реформа Российской империи, направленность которой шла вразрез с накопленным достоянием. Власть осознала ошибки, и часть каторжан была помилована. «Указом от 19 мая 1867 года многим «сосланным на житьё» в Сибирь было разрешено вернуться в родные края…», чем не преминул, видимо, воспользоваться владелец имения Стефаново.

В связи с этим всплывает другой интересный момент. Наш земляк Кусцинский отмечал, что одна из весей «Городенец», «на грунтах которой найдены следы оборонного замка над потоком Толпянки» (а это та самая весь, где произошло сражение, - авт.), сегодня собственность Спасовских»! «Сегодня» - имелось в виду «по состоянию на 1882 год», когда создавалась вышеназванная польская энциклопедия. А по данным информации, которую представил в губернский комитет волостной старшина Сомин, в 1891 году, спустя четырнадцать лет, владельцы другие, Спасовские не упоминаются. В имении Городенец, говорится в государственном статистическом отчете, проживают две сестры – Августа и Валерия. Они носили разные фамилии, что естественно: одна, видимо, замужем - Томашевская. А вот вторая, судя по всему, дева, и именовалась как родители - Немиро.

Факт примечательный, заставляет задуматься. Не есть ли ссылка Спасовского в Сибирь – результат борьбы за собственность, межземельный конфликт, который отразил давнюю удельную разобщенность?

(Продолжение следует).


На снимке: фрагмент карты Российской империи в области Городчевич и Городенца (1866 - 1869 годы).
27.10/18

P.S. Появились дополнительные интересные сведения. В Литве обнаружены архивные материалы, относящиеся к последним годам Речи Посполитой, среди них - реестр документов, реверс (расписка) настоятельницы католического кляштора (монастыря) Святого Михаила в Вильно Изабеллы Домбровской, которая управляла лепельскими землями. 21 апреля 1807 года она, расписываясь в получении, подтвердила архивариусу Виленского капитула, что взяла на руки 29 деловых бумаг, которые касались деятельности святомихальских монахинь на территории Лепельщины. В их числе - один, характеризующий личные интересы главной монахини. 

2 марта 1571 года зафиксировано "извлечение из дарственной от пани Шигировой, жены Олехны Рогозы, хорунжего новогрудского, пани Марьяне Градовской, на часть именьица Домбровска. Оригинал русский". Кто такие пани Шигирова и Градовская, не столь важно, как и то, что последняя была женой новогрудского хорунжего. Учтем время сделки - шла война.

Обратим внимание на другой аспект. У настоятельницы монастыря было свое "именьице", которое называлось "Домбровска". К сожалению, неизвестно, где, в каком месте, оно располагалось. Однако данные за 1891 год показывают, что Городчевичская волость притягивала внимание людей религиозного склада. Как явстует из сведений, представленных старшиной Соминым, имение Окольники, с причтом 52 десятины, наследовал дворянин-католик Домбровский, а фольварк Антоново принадлежал "дворянину Витебской губернии" Игнатию Домброво, заполучившему собственность от дяди Антона Матвеевича Домброво.

Еще раз повторимся, городчевичские земли впитали необыкновенную историю - летописную, а потому осваивались высокоставленными персонами. Двумя поместьями здесь владели наследники самой распространенной в междуречье фамилии - корсаковской. Приблизительно по 200 десятин земли имели дворянки Анна и Екатерина Корсаки: обе - как последовательницы своих предков. Склад их деятельности выдает характеристика Екатерины: она получила наследство "по духовному завещанию от мужа".

15.11/21