Православие как цивилизационный фактор

Вячеслав Александров 2
Александров В. Председатель Этического совета по социокультурным и экономическим проблемам Российского центра деловых переговоров, действительный член (академик) ПАНИ.

ПРАВОСЛАВИЕ КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ФАКТОР  РУССКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
К вопросу об этических основаниях экономики и управления.

Введение                3

Государственный дух и сила нравственного, религиозного чувства        4

Эффективность государственной власти                5

Государство и коррупция                8

О факторах развития России                11

Цивилизационные особенности России                16

Православие, как основа русской государственности                22

Заключение                25
               
Библиографический список                25   







                Введение

“Государство   есть простой абсолютный дух, который знает самого себя и для которого не имеет силы ничто, кроме него самого”. (Гегель. Мк,21).   “По отношению к отдельным (индивидам), которые хотят утвердить свою непосредственную позитивную волю в качестве абсолютной, вообще есть войско, тиран, чистое насилие, ибо оно есть чуждое для них, и государственная власть, которая знает, что она есть, должна иметь мужество в каждом необходимом случае, где компрометируется существование целого, действовать совершенно тиранически”.  (Гегель. Мк,22).          
Рассматривая вопросы о повышении эффективности государства, прежде всего, нужно понять насколько  его аппарат способен обеспечивать решение государством основной задачи: сохранение целостности, единства народа, интересы которого оно защищает и обслуживает. Жизнеспособность государства определяется вовсе не  наличием природных богатств, но внутренним единством его граждан. Пока это единство сохраняется и укрепляется, до тех пор и государство сохраняет свою силу  и способность создавать своим гражданам условия для развития.  Проблемы в обществе возникают тогда, когда происходит такого рода в нём расслоение, при котором одни  начинают жить за счёт других, а государство не принимает мер, обеспечивающих распознавание и уничтожение причин, приводящих к расколу. Методами административного регулирования достичь согласования интересов невозможно.
На каких принципах может существовать система? На принципах, обеспечивающих естественным образом гармонизацию отношений между частью и целым, между частями в целом, и гармонию самой системы с внешним окружением. Стержень государства составляет дух большинства граждан, признающих общую систему ценностей. И этот стержень неизбежно ослабевает, если какая либо часть системы перестаёт выполнять часть своей работы. Это равнозначно тому, когда в живом организме один из органов перестаёт нормально работать. Ответственно поступает тот, кто быстро применяет меры, восстанавливающие порядок в системе, организме.   Дух народа, его государства не есть некая абстрактная сила, а возникает как синергия чаяний, ожиданий, устремлений множества людей, придерживающихся вполне определённых нравственных принципов. То чему верит активная часть народа, то и определяет судьбу его государства. Ибо именно ему делегируются полномочия, используя которые государственный аппарат обязан создавать условия, обеспечивающие гражданам участие в процессе решения поставленных ими задач, как личных, так  и общественных.

             Государственный дух и сила нравственного, религиозного чувства

Будущее государства определяется мерой доверия к нему граждан. Народ, нация и государство создаются только  объединёнными усилиями людей, преследующих общие цели, т.е. такие цели, достижение которых возможно только при сохранении единства участвующих в этом людей. А единство укрепляется тогда, когда люди видят и понимают, что делегированные государству полномочия не используются им во вред. Что государство обеспечивает гармонизацию отношений между слоями-классами-стратами общества, и стремиться   обезопасить своих граждан от внутренних и внешних врагов. Государство и государственный аппарат  есть средство, обеспечивающее сохранение целостности системы, возможность её совершенствования и развития. Как только этим аппаратом начинают пользоваться отдельные части общественного организма для достижения узких, корыстных целей, то система  входит в состояние деградации. Государственный дух начинает иссякать по мере того, как разделяется дух народа. Это случается неизбежно, когда между его носителями возникает недоверие и вражда. А она рождается всегда, когда затрудняется возможность удовлетворения людям своего религиозного, духовно-нравственного чувства.
Человек отличается от животного только тем, что ему присуща совесть, как выражение ощущения неразрывного единства творения, как знание сердца о том, что нанесение ущерба окружающим людям и природе неизбежно отражается на нём.  Все проблемы современной западной цивилизации как раз  и вызваны тем, что  сила нравственного, религиозного чувства иссякает. Никакие внешние блага, и даже возможность их непрерывного умножения не смогут ограничить рост внутреннего напряжения человека, если он не может найти то, что позволит удовлетворить свою основную потребность – потребность в самореализации.  Это возможно при условии, что во всё большей мере задействуется его нравственный потенциал, раскрывающий природные таланты и способности. Если этого не происходит, то люди утрачивают  представления об истинных целях жизни; лишая силы своего внутреннего цензора - совесть, утрачивают и способность выстраивания нормальных, ответственных отношений друг с другом.  Когда утрачивает  силу нравственный принцип, призывающий нас тому, чтобы мы остерегались  делать другому то, чего не желаем себе, тогда ничего не удержит общество от  распада и растления, возникновения  взаимного недоверия, коррупции и всех иных пороков.
Ослабление религиозного, нравственного чувства приводит к появлению самого страшного дефекта в системе общественных отношений.  Когда в обществе начинают считать, что ради личных интересов можно пожертвовать интересами других людей, то у тех, кто придерживается в жизни этого принципа, исчезает стремление ради достижения поставленных целей опираться на свои возможности, развивать их. Когда люди перестают служить друг другу дарами, которые они имеют, т.е. не посредством раскрытия своих талантов, то они неизбежно начинают искать то, что может им компенсировать недостаток личных сил. Но самое страшное в другом, люди без нравственного чувства теряют и чувство меры, которое естественным образом присутствует у тех, кто понимает и принимает требование “в поте лица”, т.е. своим трудом, добывать свой хлеб. Это и есть основная причина того, например, что бизнес начинает производить вместо качественного продукта суррогаты, ибо это позволяет получить большую прибыль. А как говаривал Маркс, капиталист мать свою родную  забудет ради трёхсот процентов прибыли.

                Эффективность государственной власти

 Проблема неразвитости у народа нравственного, религиозного чувства вовсе не надуманная, но самая  животрепещущая. Ибо мы на каждом шагу сталкиваемся с недобросовестностью производителей товаров и услуг; беззастенчиво врут нам политики; самым бессовестным образом изматывают силы чиновники. Вопрос об эффективности государственной власти теряет свою абстрактность всякий раз, когда мы сталкиваемся с представителями государства, лишенными нравственного начала. Подумайте, в чем причина того, что нам вместо лекарства в аптеке продают опасную для жизни подделку, почему мы переплачиваем втридорога за товары первой необходимости. Почему на прилавки магазинов попадают испорченные продукты, почему через средства массовой информации и развлекательные программы на нашу голову выливаются  “информационные помои”, почему  некоторые из представителей силовых структур государства вместо  того, чтобы охранять граждан ведут с ними войну?.. Наша обыденная жизнь изобилует такими примерами. Мы  практически все сталкиваемся  с фактами произвола, т.е. не должного исполнения своих обязанностей и лиц, облечённых властью, и недобросовестных предпринимателей, и бессовестных преподавателей, воспитателей, врачей. Да если каждый из нас посмотрит честно на то, как он исполняет свою роль в семье, то разве не обнаружит то, что делает это вполне безответственно, т.е. не обращая внимания, к каким последствиям могут привести его действия и привычки.

Частная жизнь граждан – это вовсе не есть частное дело граждан, ибо она складывается под непрерывным воздействием окружающей среды. Если эта среда агрессивна, неблагоприятна, то вина лежит на власти за то, что многие люди перестают сами выполнять надлежащим образом свои обязанности, как в кругу семьи, так и в обществе. Де Санктис говорил: “Не достаёт силы воли, ибо не достаёт веры. И не достаёт веры, ибо не достаёт культуры”.  То, как осуществляется власть в обществе, свидетельствует и об общей его культуре. Власть, как известно, есть способность и возможность осуществлять свою волю, воздействовать на  поведение людей вопреки сопротивлению. Показателем эффективности государственного управления, осуществления властных функций государственными учреждениями является реальная практика ослабления того, что несёт зло гражданам. Государство - это есть средство ограничения произвола. Когда в обществе широко осуществляется практика  решения одними своих задач  за счёт других, то в нём  остаётся всё меньше оснований для консолидации, сплочения, гармонизации людей, его составляющих.

 Самые активные члены общества начинаются сплачиваться в группировки, преследующие свои узкогрупповые цели обогащения. Множество такого рода сообществ, для того, чтобы убрать препятствия, мешающие осуществлять свои корыстные интересы, начинают повсеместно осуществлять подкуп чиновников, сотрудников органов власти и учреждений.  Коррупция есть только следствие того, что власть не исполняет главной своей задачи: пресечение того, что может нанести ущерб гражданам, а сама становиться местом осуществления предпринимательской деятельности, т.е. извлечения личной прибыли от исполнения или не исполнения обязанностей “столоначальниками”. 

Блаженный Августин, полагает, что государство в подлинном смысле не следует рассматривать вне связи с нравственными, правовыми началами, без которых оно превращается в голую силу и ничем не отличается от “шайки разбойников”.  “При отсутствии справедливости, - пишет он,- что такое государство, как не простая разбойничья шайка, так же как и разбойничья шайка, как не государство? И они (разбойники) представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства” (О граде Божьем, 4).

В реальной практики жизни мы постоянно сталкиваемся и искажениями и отступлениями государства от своего назначения. Но это не означает того, что государство - это зло. Просто оно свои функции исполняет посредством  обычных людей, подверженным страстям, в душе которых  непрерывно смешиваются начала положительные и отрицательные, истина и заблуждение, силы высшие и низшие, до времени борющееся в человеке. Но естественный нравственный закон, естественное нравственное стремление не может быть уничтожено в человеческой природе, а только помрачено. Поэтому, даже самое несовершенное государство, всё же вынужденно выполнять объективно необходимые для жизни задачи общества. Например, охраны общественной безопасности, благоустройства, организации общественно необходимого труда, организации связи, социального обеспечения и т.п., т.е. в той или иной степени оно вынуждено признавать необходимость ограничения своего господства и элементы права.  Бл. Августин считает, что стремление к «мирскому порядку» естественным образом присуще человеку и проявляется в той или иной степени даже в годы самого жестокого деспотизма или анархии. Даже в самом несовершенном порядке всегда проявляются в той или иной степени начала «естественного права».


Государство, власть, политику нельзя рассматривать вне исторического контекста. Характер проявления социальных феноменов во многом определяется  тем, как они осуществлялись в прошлом. Например, власть, со времён Аристотеля и Платона до эпохи Возрождения  рассматривалась как раздел этики. В течении последних столетий религиозно-нравственный, этический  аспект из практики осуществления власти последовательно вымывался по причине того, что во главу угла общественной жизни ставилась прибыль, расширение производства и потребления. В системе “деньги – товар - деньги” отдельный человек постепенно превращался из цели развития в средство производства, в вещь. Поэтому нравственные принципы организации жизни общества, государства и осуществления власти уходили на задний план. Кроме того практика управления с использованием духовного начала во многом была искажена методами осуществления своей власти средневековым Католицизмом, Инквизицией. Но как говориться: “с водой выплеснули и ребёнка”.

 Освобождение от действительно мешавших развитию оков церковной схоластики и произвола лиц, прикрывающихся мантией  непогрешимости, вместе с тем нанесло и сокрушительный удар по духовной жизни людей, что и сказалась в конечном итоге, на нравственном состоянии всего общества.  Отделение Церкви  от Государства само по себе уже есть благо. Но если, при этом, государство не начинает подчинять Церковь себе, заставляя её находить оправдание своим деяниям лицам, олицетворяющим государство. Например, самый главный удар по Российской Империи, от которого она не оправилась, нанёс Пётр Первый, упразднивший Патриаршество, обязавший управлять организацией духовной жизни граждан специальному государственному учреждению – Синоду. В результате  элита государства утратила нравственные ориентиры, в конце концов, произошло её перерождение таким образом, что она стала инородным телом в жизни народа. К моменту развала Империи в душе народа царило страшное запустение. Религиозность во многом носила формальный характер. А всё потому, что среди наделённых властью  было слишком мало образцов нравственного, совестливого отношения к жизни, к народу. Именно поэтому, а не в результате происков каких-то внешних сил, государство и рухнуло, а его  “верхушка”,  предав государя, не смогла найти  в народе опоры, потому что он  уже давно был для неё чужим. И Советская Империя развалилась  по причине того, что иссякла в душе народа вера в те идеалы, которые в последние годы существования только декларировались.  Америка выиграла поединок, потому, что на “ринг” никто в нужное время не вышел. Конечно, это не говорит о том, что попыток ослабить СССР не предпринималось. Но  невероятной глупостью можно считать, что государство с таким ресурсом можно было развалить только внешним мерами воздействия, просто ни у народа, ни у руководства не хватило  силы духа. Обратите внимание на то, что непрерывно происходит вокруг нас. Мы находимся в одинаковых условиях, но одни из нас и во время эпидемии не болеют, другие же от лёгкого ветерка спешат за лекарствами. Дело всё не во внешних неблагоприятных условиях: болезнетворные вирусы нападают на всех, но тот, кто сохранил силу своего духа, тому они мало страшны.

                Государство и коррупция

Выше мы указывали на связь власти и культуры. Когда лиц, осуществляющих властные функции и  людей подвластных,  не объединяет стремление  к достижению общих культурных ценностей, то не возникает  чувство ответственности и друг перед другом, и перед государством. Ибо у каждого начинают преобладать чисто эгоистические интересы. Например, предприниматель, желающий только умножения своей прибыли, практически всегда готов заплатить “мзду”, за разрешение работать,  не устраняя нарушения, приводящие к снижению качества продукции или  уровня техники безопасности. Некоторые предпочитают купить права на вождение автомобиля, без соответствующего обучения; другие покупают себе оценки во время обучения в учебном заведении и подобное происходит во всех сферах обыденной жизни.  Стремление откупиться порождает возможность это сделать. Спрос на услугу в сугубо рыночных отношениях немедленно приводит к возникновению предложения.
Чиновник, не имеющий внутреннего цензора – совести, который начинает понимать, что  свои полномочия можно “монетизировать”, рано или поздно будет это делать, тем более,  если видит, что  это есть неписанная норма субкультуры, в которой он находится. Мало того, в таких властных структурах, возникает и специфическая система отбора, привлечения кадров. Скажите, что будет делать человек, купивший себе право занимать какое-либо место в общественной иерархии.  Правильно, стремиться не только восполнить затраты, но и извлекать и прибыль. Осуществление власти в обществе, в котором действуют сугубо рыночные принципы организации отношений, не может осуществляться вне коррупционных схем. 

 Рынок на то и рынок, что здесь всё продаётся.  Более всего мешает действию рыночных механизмов совесть, морально-нравственные качества человека. Именно от них экономика западного образца и избавляется. Посмотрите где самые надёжные источники прибыли. Они, так или иначе, связаны с вопросами жизни (здоровья) и смерти (болезни). Разве не в сговоре с властями и политиками ведущие фармацевтические корпорации ежегодно раздувают не одну компанию, пугающую население мифическими эпидемиями.  Разве не навязываются населению культура, в результате которой развивается психологическая (патологическая)  зависимость безудержного потребления различного рода  медицинских препаратов. И некоторые из законов не принимаются, пока не будут заинтересованным лицам понятны легальные способы их нарушения. Как раз об этом свидетельствует, не действующий, но принятый закон, ограничивающий организацию азартных игр. А алкогольные, табачные компании, и примыкающие к ним наркоторговцы, разве не имеет своё прикрытие во властных структурах, в противном случае разве они могли чувствовать себя “хозяевами жизни”.


Невозможно найти ни одной сферы общественной жизни, в которой возникает взаимодействие между бизнесом и властью, между властью и населением,  где нельзя было бы обнаружить многочисленных  фактов коррупции, взаимного растления. На самом деле, саму по себе, власть и государство не следует огульно обвинять в том, что они и являются основной причиной  всех пороков нашего общества. То, что Россия занимает далеко не почётные места среди мало коррумпированных государств, вовсе не есть свидетельство о некоей патологии, о природной порочности российской власти. Просто  у нас пока в стадии формирования соответствующее правовое поле. Так или иначе, оно появится. Но только одними  законодательными мерами, пусть даже очень жёсткими проблему  преступности не возможно снять, тем более нарушения в сфере хозяйственной деятельности. Страх перед законом  не угашает жажду наживы и власти. Особенно у тех, кто эти законы создаёт и контролирует их исполнение.  Внимательный исследователь опыта функционирования  государственной власти  в странах, которые принято относить к передовым, столкнётся с фактами поражения коррупцией  и их  общественно-политической жизни. Только формы её осуществления рафинированы. А то, что большинство населения не сталкивается напрямую с фактами вымогательства, это, конечно, большая победа права, и страха перед наказанием. Но если болезнь протекает в скрытых формах, легче организму не будет.


В отличие от России, где  коррупция открыто проявляется на  бытовом уровне, в США процветает политическая коррупция, которая смыкается с корпоративной. Когда руководители компаний и фирм из корыстных побуждений предают интересы акционеров. Мюллер (Директор ФБР в администрации Буша) говорил “Политики, предающие доверие своих избирателей, подрывают веру в наше правительство. Боссы, предающие доверие своих сотрудников и акционеров, подрывают веру в рынок. Если их не сдержать, корпоративное мошенничество и чиновничья коррупция разорвут на части самую ткань нашей демократии” (Р. газета №4643 от 21 апр 2008 г.).
Принято выделять среди причин коррупции экономические, институциональные и социально-культурные. Экономические причины: низкие заработные платы госслужащих, их высокие полномочия влиять на деятельность предприятий и граждан. Институциональные причины: высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчётности, отсутствие прозрачности в законотворчестве, слабая кадровая политика. Социально-культурные: деморализация общества, слабая информированность и организованность граждан, общественная пассивность.


Не может быть и речи, что в России действуют какие - то иные причины, снижающие эффективность  государственного управления.  Только надо понимать, что характер отношения граждан к государству в российском обществе иной, чем западноевропейском и североамериканском. Кроме этого следует учитывать и то, что  за последние двадцать лет отношение народов России к западным ценностям и образцам культуры дважды коренным образом поменялось. От восторженного ожидания того, что их рецепты организации экономической жизни очень быстро создадут рай на земле (период “перестройки” конец восьмидесятых); до отторжения значительным числом населения России ценностей, которыми живёт Запад.  Тем более разразившийся кризис наглядно показал, что система мер, реализация которых была призвана обеспечить непрерывное развитие общества, оказалась никуда не годной. Уровень коррупции в США в предкризисные годы (2003-2008 г.г.) по свидетельству Мюллера увеличился на 80 процентов. То же самое касается и Европы. Именно ни чем неограниченная алчность “верхушки” западного общества и привела к тому, что затрещал весь фундамент западной цивилизации и тех экономик, которые были привязаны ней. Можно много и долго рассуждать по поводу причин охватившей весь мир болезни, и способов её лечения, но если не обнаружить причину основного недуга, поразившего  сердце и душу западной демократии, то ничего кроме усугубления сложившейся ситуации произойти не может.

Причина происходящего проста. Запад был нацелен только на одно: непрерывное расширение производства (в том числе виртуальных ценностей) и рынков сбыта, на непрерывное стимулирование спроса товаров и технологий  “получения денег “из воздуха”. В результате такой практики происходила деморализация участников данного процесса. Самая сильная экономика мира без “зазрения совести” производила суррогаты денег, посредством которых смогла “привязать”, подкупить элиты интересующих государств, что позволяло некоторое время несуществующие на самом деле ценности превращать в реальные активы, которыми отчасти пользовалось и население западных государств. В результате такой модели мирового порядка возник  ряд государств “паразитов», и практически во всех странах-донорах паразитирующая элита, не обращающая особого внимания на  нужды населения. Не осталась в стороне и Россия. Именно здесь произошли самые опасные, с точки зрения, будущности государства, изменения. За двадцать лет она из государства, не допускавшего открытой эксплуатации и расслоения населения по доходам, превратилась в одно из самых “несправедливых” государств мира.

                О факторах развития России

Но то, что на первый взгляд, является губящими Россию недостатками, на самом деле скрывают в себе и невероятные возможности.  Первое положительное основание заключается в том, что абсолютное большинство населения осталось неразвращённым возможностью непрерывного расширения границ потребления и сохранило понимание того, что необходимые блага нужно добывать достаточно тяжёлым трудом. Сохранился еще и достаточно большой слой тех людей, которые способны к производительному труду. Нельзя сказать, что многие из нас бы отказались от возможности пользоваться благами западной цивилизации, только всё больше людей понимает то, что их  образ жизни для нас не достижим. И, слава Богу! Неопределённо долгое время за счёт чужого труда и ресурсов жить невозможно. Даже потому, что если человек не опирается на свои собственные творческие и производительные силы, то постепенно эти силы утрачиваются. События, происходящие в Европе,  свидетельствуют о самоустранении  коренного населения из экономической жизни. Сокращается и их численность.  Рождаемость европейцев в Европе такова, что их постепенно замещают во всех сферах жизни представители иных культур.
Мы также не можем сослаться на высокий уровень рождаемости, только причина у нас иная, нежели в Европе, если там – это следствие потребительского отношения к жизни, не требующего проявление особой активности, то в России основная причина низкой рождаемости – нищета, отсутствие  чувства сопричастности к жизни государства.

В богатой стране, имеющей тысячелетнюю культуру на самом деле  вопросы рождаемости и обретения смысла жизни решать можно. Тем более большинство населения готово к тому, что следует приступить к наведению во всех сферах жизни порядка. Потенциально и социальная, и экономическая, и творческая активность российского народа очень велика. Зря некоторые из политических деятелей и  деятелей культуры сетуют на то, что столь высок авторитет Сталина. Не за репрессии народ, и не “зверские” методы мобилизации голосует,  это есть только демонстрация готовности к труду, способному обеспечить возвращение своей Родине и себе лично достоинства. Люди не понимают и не принимают того, что  с такими ресурсами, которые имеются в государстве, они не имеют ни достойно оплачиваемой работы, ни возможности проявить свои творческие способности.  Но если наличествующую в обществе потенциальную готовность к преобразованию жизни актуализировать, то  мы способны “дать фору” любому экономическому чуду, которое было показано миру многими странами в прошлом столетии.


Особенно важно при этом то, что наш народ за последние десятилетия получил прививку  и от капиталистического рынка и от ложной демократии. Не стоит при этом утверждать, что Россия должна идти каким-то особым путём. Мы должны идти своим путём, не увлекаясь идеями, которые заводят в исторический тупик. Какие  аргументы, которые способен принять народ, позволят аргументировать то, что мы должны продолжать следовать в качестве придатка западной экономики? За двадцать лет открытого взаимодействия с западной цивилизацией мы только теряли и ничего не смогли приобрести. Это игра в одни ворота. Но это не значит, что необходимо отвергать западную культуру, ибо мы слишком много сами дали  и даём этой культуре. Нам следует взять из неё лучшие образцы организации производственной и социальной жизни. Но ни как ни то, что отвергается в ней и её выдающимися представителями.

 Многие аналитики считают, что Россия исчерпала свои возможности, что падение  и растление её  “элиты” и пассивность народа столь велики, что нужны невероятные меры для пробуждения её к жизни. Но любой здравомыслящий человек, немного знающий историю и способный делать  выводы из фактов обыденной жизни немного подумав согласиться с тем, что нет таких “минусов”, которые не возможно обратить в “ плюсы”, любой недостаток в характере человека есть только искажение его достоинства, что чаще всего именно осознание слабости является сильнейшим стимулом для наращивания силы. История свидетельствует, что когда у народа  не остаётся ничего кроме памяти о своём славном прошлом  и этого бывает достаточно для того, чтобы пробудились и силы и воля к преображению. Не раз и Россия, будучи поверженной, находила силы для восстановления своего величия.  Тем более в настоящее время нет ни одной объективной причины утверждать, что у нас отсутствует условия для этого. Напротив, те недостатки, которые кажутся непреодолимыми, при определённых условиях, могут стать факторами развития. Например, отсутствие элиты, выражающей интересы народов России. Но она немедленно появится, когда будет вынужден уйти с исторической сцены тот слой, который в настоящее время паразитирует на продаже ресурсов. Это произойдёт неизбежно, ибо такого рода “элита”  не имеет никакой поддержки в народе.


Если будет государством выработана реальная стратегия развития, то при наличии соответствующей воли, ничего не может послужить причиной того, чтобы она не была реализована. Любым реформам, восстанавливающим достоинство государства и граждан, гарантирована поддержка абсолютного большинства населения.  Для этого нет необходимости устанавливать тиранию.   Неопределённость переходного времени породило внутреннюю готовность народа и к порядку, и к труду, только не к тому, в результате которого заработок едва компенсирует затраченные силы. У нас до сих пор стремятся к рентабельности в сотни процентов.  Отсутствие культуры производства,  отражающейся на качестве продукции и производительности  труда, есть только следствие  того, что  до сих пор и государство и “собственники” пытаются выжать всё возможное из доставшихся в наследство технологий и оборудования. Вопрос модернизации и технического перевооружения  скорее не экономический, сколько вопрос “морально-политического единства”.   Россия в прошлом, двадцатом веке, дважды добивалась немыслимых для  капиталистического строя  структурных преобразований экономики. Первый – это индустриализация 30-х годов. В  результате её СССР из преимущественно аграрной страны превратился в промышленного гиганта. В течение десяти лет  были созданы практически с нуля целые отрасли народного хозяйства. Было построено около шести тыс. заводов. По объёму промышленного производства СССР, в 1940-м году уступал только США.    Второй раз – в послевоенный период. “В 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства, что по нормальным меркам немыслимо. А в 1952 г. объём промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 г…. Очень быстро после войны СССР восстановил благоприятную демографическую ситуацию, что является важнейшим показателем состояния общества… Естественный прирост  в дореволюционной России  в самом благоприятном 1913 г… был ниже, чем в  1950-1960 гг”. (К.М., 6). Выдержал СССР и  первый этап   холодной войны, которая была развёрнута в 1946 году.  «У.Фостер, министр в администрации при Трумэне и при Кеннеди, обосновывал удвоение военных расходов США тем, что это “лишит русский народ трети и так очень скудных товаров народного потребления, которыми он располагает” Автор доктрины холодной войны Дж. Кеннан отмечал в 1956 г., что цели НАТО не могли быть достигнуты “ без абсолютного военного поражения Советского Союза или фантастического, необъяснимого и невероятного переворота в политических установках его руководителей”.

 Неслыханные успехи  России, которую на Западе называли “нацией вдов и инвалидов”  в деле не только послевоенного восстановления, но и  дальнейшего развития  подвигли Запад на путь холодной войны, которая была призвана истощить потенциал развития, ибо  считали, что России невозможно выдержать гонку вооружений. Но первую программу СССР нейтрализовал.  Понадобилось свыше сорока лет непрерывного воздействия  на  советское государство для того,  что бы отмобилизовав все свои ресурсы и материальные и идеологические найти и использовать в нём уязвимые точки. В конце 80-х и начале 90-х, в СССР произошла “революция сверху”.  Политический и государственный строй был изменён, упразднена идеология и  заменена управленческая элита. Общенародная собственность в результате приватизации была передана незначительному меньшинству.  Сам образ жизни всего населения был коренным образом изменён. Ухудшение жизни немедленно отразилось на показателях рождаемости и смертности. В России в течение 17 лет население уменьшалось примерно на один миллион человек в год.  В Советской же России естественный прирост населения был одним из  самых высоких в Европе.


Главной причиной холодной войны Запада против СССР явилось то, что всему миру был продемонстрирован пример эффективного, устойчивого развития другой цивилизации. Этот пример был очень притягателен не только для развивающихся стран, но и для Запада, как альтернатива капитализму. В. Шубарт еще в 1938 г. в книге “Европа и душа Востока” предположил: “Как бы это ни показалось смелым, но с полной определённостью следует сказать: Россия – единственная страна, которая может освободить Европу и её освободит, так по отношению ко всем жизненным проблемам она занимает позицию, противоположную той, которую заняли все европейские народы” (К.М. 228) Вот этого  и не могли допустить  правящие круги мирового капитализма. В этом корни и  гитлеровской агрессии и  пятидесятилетней холодной войны против Советской России. Американская доктрина холодной войны была основана на трёх программах. Первая – это создание очагов напряжённости и демонстрации силы. Программа запугивания не была успешной, страх больше овладевал западным обывателем. А с достижением военного паритета,  победить СССР  в горячей войне стало не реальным.


Второе направление – гонка вооружений с целью изматывания советской экономики. И эта программа не удалась. Трудности для нас создавались, но в целом советское хозяйство их выдержало. Наконец, третье направление – психологическая война с вербовкой культурной и политической элиты. Авторы холодной войны возможность полной победы связывали именно с политической переориентацией элиты. Так оно и получилось. Войну “за умы” Запад выиграл, прежде всего, у себя в тылу. Левая интеллигенция приняла, в конце концов, социальную и политическую философию либерализма. В результате этого стёрлись различия между “левыми” и “правыми”. А необходимо было это сделать только по причине того, что к этому времени стало понятным, что именно модель управления экономикой, которая применялась в советской России,  была самой эффективной. И многие  из её новаций стали применяться на Западе, например планирование, межотраслевая кооперация.  Только сделано это так, что источник нововведений был скрыт от общественности. “Для СССР этот поворот имел фундаментальное значение, поскольку советская интеллигенция, включая партийную номенклатуру, была воспитана в духе евроцентризма, и установки левой западной элиты оказывали на неё сильное влияние. Например, Горбачёв и вся его интеллектуальная команда прямо следовали главным идеям еврокоммунизма. Но одной из важнейших установок еврокоммунизма как раз было отрицание самого права на существование советского строя, ибо  в неё якобы нарушались все объективные законы, открытые Марксом.” (К.М.333).  Конечно же, дело здесь не в законах Маркса, а в том, что западные левые осознали то, что главным источником благосостояния их общества заключается в эксплуатации “Юга” и сделали свой выбор. “Он состоит в консолидации Запада как цитадели “золотого миллиарда”, и холодная война всё больше сознавалась как война цивилизаций, а не идеологий”.


Из недавней истории известно, что консолидирующей силой  “третьего мира” на протяжении почти семидесяти лет 20-го века был СССР. А потому он был основным препятствием на пути реализации концепции  создания на западе  общества “массового потребления”. Для этого необходимо было получить беспрепятственный доступ к материальным ресурсам человечества. Поэтому  самая радикальная ломка всей системы жизнеобеспечения происходит именно в России.  Конечно же, это бы не произошло, без второй большой победы Запада. Она заключалась в том, что  в СССР была сформирована “колонна” его открытых союзников. Так называемые “шестидесятники” открыто выступали против государства. Например, А.Д. Сахаров постоянно призывал Запад к наращиванию вооружений и достижению чисто военного превосходства над Россией. В течение  почти полувековой холодной войны запада против России удалось не только обеспечить перерождение её элиты, но и парализовать волю и сознание большинства граждан да так, что  многие ещё и после  нашей капитуляции и утраты баснословных  общенародных ценностей, не понимают что произошло.

 На Западе открыто говорят что СССР – побеждённая страна и его жители выплачивают контрибуцию. Тем не менее, многие не понимают этого, а потому и не видят истинных причин своих бед, проблем своей страны. Не следует питать иллюзий, что война против нашей цивилизации закончилась. Она и не закончится, потому что как только Россия вернётся  на традиционный для неё путь развития, то цивилизационные особенности вновь будут проявлены в невероятных для прагматичного Запада темпах роста экономики и культуры.
Мы  выше указывали на то, что Запад вел и ведет против нас самую страшную из возможных войн – цивилизационную.  В такой войне поражённого противника уничтожают. “Уничтожают не мечом, а как самобытную культуру, но при этом большая часть народа угасает, распыляется, исчезает с лица земли” (К.М.226). Поэтому ниже мы рассмотрим некоторые особенности  России, как феномена цивилизации.
               
                Цивилизационные особенности России

 Как известно духовным фундаментом русского, российского государства   в течении тысячелетия являлось Православие. Именно под воздействием его энергий и формировалась культура народа, в том числе трудовая этика. В основе необыкновенной живучести и экономической эффективности Руси-России лежит, конечно же, мироощущение народа.  Специфическое отношение к жизни позволило русским освоить невероятные пространства европейского Севера  и Сибири, пережить целый ряд смут, ставивших под угрозу само существование государства.  А. Проханов считает, что в историческом пространстве России последовательно возникало и  под внешним воздействием рушилось пять империй. И действительно, только в  20-м веке  Россия трижды пережила сокрушительные потрясения, в результате которых по замыслу её противников, она должна быть стёрта с лица земли не как государство,  а именно как цивилизация.

 Несмотря на то, что с евроатлантическими народами у нас единая христианская вера, тем не менее, именно различия в ней и не позволяют России, при всём желании некоторой части её элиты, стать сугубо европейским государством.  Православный дух России настолько сильно отличается от европейского и американского, что мы для них оказались более чужими, чем культуры с нехристианским вероисповеданием. Ни европейцы, ни, тем более, американцы не понимают того, почему православная цивилизация настолько эффективна, что ставит под сомнение возможность мирной конкуренции. Ведь и накануне Революции 1917 века темпы экономического развития Царской России были для Европы угрожающими, а то, что произошло   в Советской Империи во время первых пятилеток индустриального развития и послевоенный период до сих пор ответа ни европейские аналитики, ни наши “западники” вразумительно объяснить не могут. Хотя, скорее всего, лукавят, ибо понимают на самом деле, что за экономическими процессами скрывается мировоззрение, мировосприятие российско-русского народа. Могут сказать, что в советский период в России господствовал, воинствовал атеизм.  Да, внешне коммунистическая идеология была антихристианской, но только культура, напитывающая энергиями душу народа оставалась в России глубоко православной. Именно она позволила пережить нам в 20-м веке просто немыслимые испытания, которые не будь у нас православного основания культуры, мы бы уже были на обочине истории. Да и перспективы выхода из сокрушительного поражения последних десятилетий открываются только через восстановление традиционных для России ценностей. С тем чтобы понять, что на протяжении тысячи лет служило для России фактором развития, а для соседей  - причиной раздражения, непонимания, желания либо переделать нас, либо “стереть с лица земли”, мы попробуем в нескольких тезисах сформулировать то, что отличает Россию от Запада. То, почему Россия не станет ни когда Западом, а если и станет, то уже не будет Россией. Станет и ясным то, почему нашу страну наводнили различного рода миссионеры, стремящиеся во чтобы то ни стало увести население от Православия. Для того, чтобы понять что отличает Россию  от Запада и каковы их исторические перспективы, необходимо выяснить различия в вере. То, во что человек верует, к тому он  и стремиться. Как известно цель  определяет характер средств, которыми она может быть достигнута. Запад ни в коей мере нельзя обвинить в том, что населению насаждается атеистическое мировосприятие. Напротив, все успехи, которыми может по праву гордиться Америка, обусловлены духом  Протестантизма. Успехи многих европейских государств обусловлены  католической трудовой этикой. Именно поэтому следует хотя бы в общих чертах понять то, чем отличается православные от католиков и протестантов. В противном случае невозможно понять специфики политических и социально-экономических процессов, протекающих в современном мире, и, тем более перспектив противостояния в системе  “Запад – Восток”, или если угодно “Запад – Юг”.
Для понимания того, что происходит в экономике, нужно исследовать политику, политика строится на представлении о праве на обладание чем либо; право базируется на этике, как естественном регуляторе общественных и межличностных отношений,  а сама этика есть производное от понимания священных ценностей. (Божиих законов, лежащих в основании творения). В сознании обыденном эта связь явно не прослеживается, а потому обращаем внимание мы главным образом на  экономические процессы, хотя это только поверхность культуры, которая складывается столетиями, а  Россия обладает тысячелетней культурой. Поэтому то, что происходит в последние десятилетия, это есть только один из эпизодов нашей истории.  Каждый человек,  живущий в конкретное время, осознающий или не осознающий, свою причастность к какой-либо культуре, является её носителем. Часть не может существовать вне целого. Поэтому чтобы понять то, что происходит с нашей культурой в настоящее время, следует обратить внимание на то, что являлось энергией её становления в предшествующее тысячелетие.

            
Основанием российской государственности прослужило соединение славянской культуры, имеющей куда как более тысячелетнюю культуру, с Христианской. К этому времени Католичество выделилось в отдельную Церковь.  Русское государство вобрало в себя энергии конфликта  разделившейся Церкви. И с момента своего оформления стало объектом пристального и далеко не доброго внимания со стороны Запада. Всю свою “новую” тысячелетнюю историю нашему государству приходилось противостоять попыткам изменения его духовной основы. Но особую роль в деле формирования  светской православной культуры  сыграл период, который принято называть “татаро-монгольским игом”. В течение  столетий  Московская Русь представляла собой поле взаимодействия всех значимых мировых культур и религий.   Православие, как культура созидалась в процессе преображения небесными энергиями Христианства мусульманского начала татарского этноса, буддийских традиций монголов, иудаизма Хазарии. Веротерпимость, полиэтничность, общительность – это можно отнести к “женскому” началу  православного человека, которое делает его необыкновенно душевным. Но  такие факторы как географический (суровый климат) и военный (непрерывные междоусобные распри и внешние угрозы) воспитали в характере православного народа мужество, выносливость, психологическую устойчивость (русского человека называют порой “толстокожим”, эмоционально бедным), делали православный народ с одной стороны надёжным партнёром, способным отдать жизнь “за други своя”.  С другой стороны – отношению к врагу, к тому, кого подозревали в измене, нередко русские показывают беспринципность, коварство, жестокость, превосходящие все разумные меры. Особенно ярко недостатки национального характера проявились в наших замечательных правителях: вспомните Ивана Грозного, Петра Первого, Сталина.

            
Московское Царство, Святая Русь расширялась во многом благодаря наличию в её недрах двух пассионарных потоков. Один из которых, в лице духовных подвижников-монахов устремился в пустынные, незаселённые пространства Севера и Предуралья, другой – в лице тех, кто создал казачество, устремился на Запад и Юг.  Обе разнонаправленные силы сыграли решающую роль  не только в расширении границ государства российского, но одни рождали и укрепляли воинскую культуру, а другие формировали трудовую этику и культуру ведения хозяйства.
Как известно, Россия, вплоть до шестидесятых годов двадцатого столетия была преимущественно страной аграрной. Её культура и традиции складывались на протяжении тысячелетий именно  как сельский образ жизни.   Ядром социальной, культурной, хозяйственной, а не только сугубо религиозной деятельности являлась Церковь.  Сельский священник не только совершал требы и проводил соответствующе службы, но он ещё для многих был первым учителем. Большинство приобщалось к грамоте  через церковно-приходские школы. Не следует забывать и то, что в течение всей жизни раз в неделю абсолютное большинство жителей “от мала до велика” отстаивали воскресные  службы. Именно Церковь на протяжении столетий давала человеку то, что пытается в настоящее время дать театр, кино, телевидение, музей. Церковь  была и остаётся не только религиозным, но и универсальным социокультурным центром, транслирующим в душу народа лучшие образцы поведения и отношения к жизни. Церковь в России всегда являлась абсолютно органичным компонентом  народной жизни. Именно она формировала  культуру  нравственного и трудового поведения большинства людей.


Особенностью хозяйственной жизни на Руси являлось то, что  интенсивность труда была сезонной.  Значительных усилий и напряжения требовала посевная и особенно уборочная страда. Именно страда, потому что со страхом и нередко с изнеможением до страдания приходилось убирать урожай порой в предельно сжатые сроки. Как раз о таком периоде хозяйственной жизни в народе и говорят: “день год кормит”.  И до сих пор живо понятие на селе “борьба за урожай”.  По-другому, иной раз, уборочную и назвать нельзя, ибо она проходит в таких погодных условиях, что на самом деле не только день, но и час играет роль. На Руси вне общины выжить было практически невозможно. Причина проста и понятна. Всегда должны были быть в наличии такие запасы, которые смогли бы в течение года кормить, а также поддержать тех, кто по каким-то причинам не смог эти запасы создать, или утратил.  Хозяйственная практика была такова, что всегда создавалось некое подобие того, что называют общественными “фондами потребления”.  Широко практиковались и безвозмездные работы, когда необходимо было оказать помощь членам общины, например, построить дом, оказать помощь соседу в уборке урожая и т.п.


Большую часть годового цикла сельские жители были относительно свободны.  Русский человек до сих пор внутренне менее приспособлен, чем западный или восточный к непрерывному, монотонному, размеренному труду. Но при этом  в Российской глубинке на протяжении всей истории процветало ремесленничество, и артельный вид кооперации, требующий недюжинной смекалки. Все это и проявилось в творческом начале русского характера. Если внимательно исследовать основания  самых значительных научных открытий и технических решений, то в большинстве из них мы наткнёмся на “русский след”. Например, принято считать, что  отцом современного ракетостроения был Браун, но мало кто знает о том, что на самом деле всё сделанное им базировалось на теоретических построениях Циолковского и его последователей. Проблема в том, что “доводить до ума” мы свои наработки так и не научились, поэтому они возвращаются к нам в виде готовых технических решений из-за кордона. В принципе это могло бы в будущем заложить выгодные для России условия кооперации, ибо творческие потенции народа не угасли. И, дай Бог, этого не произойдёт.


Выше мы указывали на то, что истинным ядром общинной жизни в России была Церковь или монастырь. Именно тесное переплетение обыденной практики жизни с религиозной, духовной и породило такую форму социально–политической, нравственной организации жизни, которую обозначают, как Святая Русь. Это образование совсем не указывает на святость российского государства, на отсутствие у народа недостатков. Напротив, через призму Святой Руси и государи, и бояре, и купцы-промышленники, и простой народ видели и ужасались своему внутреннему несовершенству, но не искали оправдания своим дурным качествам, а каким стремились хоть каким-то образом соответствовать  Христовым заповедям.  В России обладание богатством никогда не было показателем  совершенства, богоизбранности человека. Тот, кто ради него жертвовал совестью, не забывал, как правило, сам и, тем более, не имел уважения среди окружающих.

 Люди понимали что страсти, в том числе сила которых, умножается богатством, обязательно приводят к страданию. Хотя, по правде сказать, некоторых это не останавливало, но большинство всё таки понимало, что ради достижения личного богатства, возможности сверхпотребления, жертвовать христианской добродетелью любви к ближнему не стоит. Энергии, рождаемые в народной душе осознанием  причастности к Святой Руси, позволяли православному человеку сохранять веру и знание о том, что есть в жизни более высокие ценности, чем материальные блага. Поэтому всегда была достаточно высокой готовность пожертвовать ими ради облегчения участи ближнего, или ради не нанесения ему ущерба. Сила купеческого слова, на Руси хорошо была известна. Устный договор, как правило, не нарушался, даже если это грозило прямым материальным ущербом. Такого рода нравственные принципы ведения хозяйственной жизни, сформированные в недрах православной культуры, позволили построить в начале 20-го столетия высокоэффективную экономику, темпы развития которой не уступали самым передовым экономикам Запада. Феноменальные успехи экономического развития довоенной и послевоенной Советской Империи, (в 1940 г. Россия по объёму промышленного производства находилась на втором месте, а по темпам развития ей равных в мире не было) обусловлены только одним: духовным единством народа, стремившегося построить справедливое общество и свято верующего в то, что это возможно. Эта уверенность рождалась в результате того, что провозглашаемые цели государством совпадали с вековыми чаяниями православного народа. Могут возразить, что Советская Россия была страной воинствующего атеизма. Это так! Но никто не отменял православную культуру, посредством которой воспитывались народные массы. Даже признанные советские писатели, такие как Максим Горький через своё творчество прививали людям стремление следовать высочайшим нравственным, т.е. христианским идеалам. Кто не верит, почитайте хотя бы  несколько коротеньких ранних рассказов Горького, и вы почувствуете на себе, невероятную по мощи очищающую энергетику именно православного духа. Тот, кто знаком с заповедями Божьими, сравните с ними дух первых  советских Конституций.


Объяснить причины экономических успехов России  практикой принуждения и массовых репрессий невозможно. Некоторые вообще пытаются отрицать или замолчать сам факт превосходства российской модели экономики над западной. Но для добросовестного исследователя не представляет труда найти информацию, подтверждающую тот факт, что пока в государственном организме действовал духовный (идеологический) фактор, до тех пор и наука и культура и производство в России развивались темпами не уступающими, темпам самых динамичных стран, таких как Япония или Германия.   Именно на это указывали добросовестные зарубежные исследователи “Русского чуда” 50-х годов. Социолог Баррингтон Мур еще в 1954 году в книге “Террор и прогресс в СССР”  писал: “Сама по себе советская экономическая система не генерирует безжалостной энергии, которая сделала СССР первоклассной индустриальной державой. Коммунистическая элита в этом отношении является субститутом авантюристического духа, который создал  великие  индустриальные и финансовые империи западного мира. Если политический источник промышленной экспансии исчезнет или уменьшится, нет ничего, что могло бы его заменить” (Г.Ханин. Десятилетие триумфа советской экономики).

  Катастрофическое падение Советского Союза вызвано не только тем, что его мировые конкуренты нашли слабое звено, но и то, что без возврата  народа к истокам его тысячелетней православной, христианской культуры “политический источник” рано или поздно иссяк бы и без угашающих его силу действий со стороны.  Не надо забывать то, что  самые высокие темпы роста в СССР совпали с  ослаблением давления на Православную Церковь. Как известно, с приходом к власти Хрущева истинный источник пополнения духовной энергии был закрыт. Вера в возможность построения рая на земле, которая была чужда душе народа, естественным образом стала угасать.  Внешний фактор при этом, конечно же, был  значим, но он всё-таки являлся вторичным. Советская модель государства без возрождения  и укрепления в душе народа религиозного чувства была обречена на провал. Похоже, Сталин, получивший духовное образование, это понимал. А когда Хрущёв заявил народу что он скоро “увидит последнего попа”, он  свёл «на нет»  процесс возвращения русского духа в историческое лоно православной культуры, которая позволила бы  накопленный опыт развития использовать для создания по настоящему сильного государства.

                Православие, как  цивилизационная основа  русской государственности

 Проработка вопроса о Православии, как компонента цивилизационной основы имперского духа русской государственности имеет не просто культурологическоё значение, но необычайно важное значение для построения модели политической и экономической жизни,  к  которой должна стремиться современная Россия. В рамках данной статьи обозначены только некоторые из направлений комплексного анализа, который следует произвести, для определения  места, которое занимает Россия не только  в контексте  своего исторического бытия, но и  общемирового исторического процесса.  Роль православной идеи всегда была значима  в мире, ибо именно попытки Запада нейтрализовать  её энергии, проявляющиеся в политике, культуре, экономики, определили характер всего двадцатого века. Но ещё большее значение опыт России приобретает по причине  сужения возможности проводить Западом политики “гедонистического эмансипаторства” (А.С.Панарин, 485). Новолиберальная демократия свободы себя практически исчерпала, ибо предполагала “перераспределение готового богатства в пользу самых ловких и неприспособленным к тяготам труда и производства. Принцип новой демократии равенства может быть только таким: все не устраивающие нас неудобства могут устраняться посредством творческого прорыва во времени, а не посредством сегрегации и перераспределений”. (487)


В заключении хотелось бы отметить то, чем на самом деле отличается Православная культура от Западной. Последняя базируется на морали успеха, которая привела  к невероятному напряжению, ибо предполагает игнорирование коренных интересов двух третей  человечества.  Посмотрим, что собой представляет трудовая этика протестантизма,  которая лежит в основе в основе бесспорных экономических успехов евроатлантического экономического союза.


В чем мировое призвание Православия?  В утверждении понимания того, что человечество едино.  Что главной ценностью человеческого бытия является свобода, но не свобода без ответственности, предполагающая, что ради удовлетворения своих потребностей, достижения поставленных целей можно принести в жертву интересы окружающих людей. Это логически вытекает из протестантской трудовой этики. Суть, которой в том, что успешность, находящая выражение в богатстве определяет  то, что человек отмечен Богом. Это, в конце концов, выразилось в циничном отношении Западной цивилизации  к не относящемуся к ней человечеству. Западный либерализм породил стремление к сверхпотреблению, а для этого необходимо было угасить чувство ответственности перед народами,  подвергающимися эксплуатации и, тем более за эксплуатацию природных ресурсов.


Православное представление о свободе не выходит за пределы требования исполнения   заповеди любви к Богу, и ближнему. Это только на первый взгляд кажется что свобода и ограничение своих притязаний в миру не совместимы.  Православие указывает нам на то, что свобода достижима только при условии ограничения своей страстности, ибо в противном случае человек не способный умерить своих желаний попадает в самое страшное рабство – в рабство дурных привычек и разнообразных  физических и духовных недугов, болезней. Разве не неумеренность лишает, в конце концов, человека здоровья. Если цивилизация не вырабатывает в своих недрах таких регуляторов поведения, которые обеспечивают у её представителей развитие ответственного отношения к своей жизни; возможность гармоничного взаимодействия с другими  культурами и природой, предполагающего взаимный обмен ресурсами и потенциями, а не эксплуатацию “сильного” “слабых”, то такая цивилизация неизбежно будет окружаться полем отчуждения её всем творением, всей жизнью. Внутренний дух такой цивилизации неизбежно иссякнет и она рухнет.


 Перспективы Православной цивилизации  связаны с тем, какую интерпретацию свободы она  предлагает миру, воспитывая на  христианских началах свои народы. Свобода рассматривается в связи с принятием на себя ответственности за всё происходящее во-первых с собой лично, во-вторых со своим  родом-народом, в-третьих, со всем человечеством и со средой обитания.  Православному духу ведомо ощущение того, что он способен формировать внешние обстоятельства жизни и естественным образом проявлять гармонию мира. Но эта гармония есть следствие недопущения того, чтобы внутренний космос личного бытия  обращался в хаос, под воздействием борющихся внутри человеческой души страстей.   Если внутренний мир людей, составляющий костяк Цивилизации, не воспитан в духе понимания необходимости ограничения в себе того, что может привести к угнетению, уничижению “чужой” жизни, то этот мир обречён  на исчезновение в нём творческого начала. Ибо всё необходимоё будет изыскиваться во вне. Здесь и возникает непреодолимое препятствие для развития:  ибо нежелание, неспособность умерять свои страсти ведёт неизбежно к росту потребностей, которые можно удовлетворять только за счёт ресурсов внешних. Но чем больше человек удаляется в мир внешний, тем меньше у него остаётся возможностей для укрепления сил собственного духа, ибо они могут рождаться только при напряжении, обеспечивающим установление гармонии внутреннего мира человека с внешним.  Именно поиск этой гармонии и составляет суть православной традиции, которая складывалась на протяжении целого тысячелетия, под воздействием трёх взаимодополняющих факторов: природно-географического, полиэтнического  и облагораживающего народные верования  христианства. Это позволяет нам говорить о Православии, как особой Цивилизации.

“Православная традиция даёт нам чрезвычайно много в силу того, что менее всех традиций закрепляет наше место однозначно на Западе или Востоке, в пространстве господского Севера или в пространстве угнетённого Юга. Еще менее она нас закрепляет на шкале времени: мы вольны, интерпретировать себя – вполне доказательно по меркам ортодоксии – либо как  традиционное  до индустриальное общество, либо, как общество постиндустриальное. То в духе до экономического человека, то в духе пост экономического, то соревноваться с Западом по критериям морали успеха, то выйти из этого соревнования по ценностным соображениям. Православие отличается тем, что здесь особенное, относящееся к специфике региона и его культуры, как нельзя более тяготеет к всеобщему, к идеалу всечеловечности.” (Панарин 489).


Интуиции Запада о необходимости проведения глобализации в принципе истинны, но  ущербны потому, что энергии их осуществления на практике приводят к нарушению единства мира, выделению части из целого. Это во времени не возможно. Система, как целое, так или иначе, будет приводить части в гармоничное взаимодействие. В самом начале статьи дана ссылка на слова Гегеля о том, что высшей целью любого государства является сохранение его внутреннего единства.  Можно в этой связи сказать, что в эпоху глобализации, главной задачей является соединение энергий всех цивилизаций, создание условий для мирового единства. Универсальный дух Православия в новейшее время из фактора региональной Соборности превратился в фактор, придающий находящемуся в состоянии раздора человечеству импульс  к единению.  Никакого отношения эти слова к идее русского мессианства не имеют. Православие есть основа не только русской культуры, но в виде множества невидимых нитей пронизывает всю мировую культуру и продолжает непрерывный процесс обмена энергиями со всеми “частями света”. Оно несло и продолжает нести в мир абсолютные ценности  свободы и любви в противовес утверждению свободы неограниченного удовлетворения потребностей за счёт других. В противовес утверждению принципа свободы любви, как торжества похоти. Православие не предполагает  реализацию возможности подавления частью целого. Оно говорит тому, кто считает это приемлемой практикой  о невозможности её осуществления.

                Заключение
 
Динамика современных мировых процессов  есть отражение  православного вызова  миру, осуществлённого ещё в начале прошлого столетия.  Этот вызов показал, что продолжают существовать вневременные ценности бытия, основываясь на которых можно строить эффективную политику и экономику, создавать культуру, энергии которой способны проникать во все поры мировой жизни и просветлять разум и совесть множества людей. Именно на этот вызов Запад отреагировал тремя войнами, двумя – мировыми и пятидесятилетней “холодной”. Но в результате был повержен лишь советский тип государства, которое не смогло выстоять только потому, что не воспользовалось невероятными возможностями тысячелетней православной культуры.  Именно эту задачу и предстоит решать России, как государству в ближайшей перспективе. Тем более энергия альтернатив, которые мог бы противопоставить Запад истинным ценностям жизни, продолжает иссякать. Нам нет никакой необходимости искать своё место в историческом процессе, нам следует  вернуться только в свою культурную среду. Это не будет возвращением назад, ибо  дух Православия продолжал все годы давления на него, напитываться энергиями нового опыта, и он не может быть не проявлен в политической и экономической жизни. Как это произойдёт, мы вскоре увидим. Все мы, незримым для нас образом, этот дух в себе имеем. Кто-то из нас, его проявлял всю свою жизнь, кто-то проявит его если не сегодня, то завтра.

                Библиографический список

1. Гегель. Политические произведения. М,: Наука, 1978.
2. Гегель. Работы разных лет. Т.1,: Мысль, 1970.
3. Николо Макиавели. Избранные сочинения. М, : Художественная литература, 1982.
4. Блаженный Августин. О граде Божием.
5. Чарльз Капхен. Закат Америки. М,: АСТ, 2004.
6. Российская газета. №4643.
7. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. М,: Алгоритм, 2002.
8. Ханин Г. Десятилетие триумфа советской экономики.
9. Панарин А.С. Православная Цивилизация в глобальном мире. М,: Алгоритм, 2002.
10. Сапронов П.А. Власть как метафизическая и историческая реальность. СПБ,: Церковь и Культура, 2001.