В керчи на улице войкова

Анатолий Апостолов
               
             В  КЕРЧИ НА УЛИЦЕ ВОЙКОВА
        ("Кровь и почва" индивидуального террора)

       «Мальчику жизни не жалко, гибель ему нипочём»
                Роберт Луис Стивенсон
      
     Эта  очередная, непредсказуемая  кровавая история произошла  на юге России осенью 2018 года, в столетнюю  годовщину  убийства царской семьи и начала "красного террора". Это произошло  в  Керчи, в бывшей  Пантикапее,  столице Боспорского царства, основанной ещё в 6 веке до н.э.
      Это дерзкое  преступление  произошло   близ склепа Деметры, богини плодородия,  дарительницы плодов" и скорбящей "земли-матери",  утерявшей дочь Персефону, насильно  уведённую  Аидом в царство мёртвых.
      Это случилось  в городе-герое близ  мемориального ансамбля  героям обороны  Аджимушкая, которые сражались в Крыму "не ради славы, а ради жизни на земле" (Александр Твардовский)  Это  было давно, а кажется, что  вчера. У отца Деметры, бога времени и пожирателя  собственных детей  Кроноса, был  свой хронометр. По его часам Иисус Христос был распят вчера, а воскрес сегодня. Деметра потеряла свою дочь Персефону и ушла в депрессию 2600 лет  назад, а  жёны героев обороны Керчи  стали многодетными  вдовами-труженицами  75 лет назад.  Увы, такова жизнь – время часто  «густеет» и становится  стремительным, а  боги, цари, генсеки, президенты  и трижды  герои  всегда смертны, и с этим ничего не поделаешь.
       Это случилось совсем  недавно. В масштабах долговременных воспоминаний  пожилого человека  это случилось вчера, и уже  сегодня  прочно вошло в хрестоматию социальной и политической  антропологии Новейшего времени.
      Эта кровавая, дерзкая и банальная  история случилось  в  Керченском   политехническом колледже, что  на улице Войкова,  близ стадиона  имени П.Л.Войкова, рядом  с городским парком им. Войкова. Того самого Петра Лазаревича Войкова, уроженца Керчи, "самого настоящего террориста и разрушителя государственности".  Того самого борца за  Советскую власть в Екатеринбурге, одного из организаторов  злодейского убийства царской семьи и её прислуги, ставшего за свои особые  заслуги (за  продажу царских ценностей)  полпредом СССР в Польше и  убитого в 1927 году белогвардейцем-мстителем Борисом Ковердой. Того самого Войкова, кто, как и все большевики-насильники, считал, что "дело прочно, когда под ним струится кровь".  (Соответственно, не своя драгоценная, а чужая «кровь-водица»)  Того самого Войкова,  чьё имя большевики  сделали героическим и легендарным, чьим  именем были названы тысячи скверов, парков,  улиц и переулков городов и  весей огромной страны, дома культуры и станция  московского метро.
      17 октября 2018 года в первой половине дня   в политехническом колледже  от рук юного  убийцы-смертника в течение 7 минут погибло 20 человек, а 50 учащихся  получили увечья разной тяжести. В Керчи серийным убийцей оказался якобы  не террорист-смертник и не маргинал, а  с виду самый "обычный" бедный  студент из низов, из разряда неудачников-«лузеров».(1)
       За три дня траура, объявленного крымскими властями,  было много сказано о мерах  предотвращения подобных трагедий  в школах и вузах страны, но почти ничего о  мотивах серийного убийцы.   Его коллективный психоневрологический и социально-антропологический  портрет ещё не создан. Следствие в первую очередь заинтересовано найти сообщника керченского террориста-смертника, химическую лабораторию по изготовлению взрывчатых веществ и самодельных гранат, а  педагогическая общественность и специалисты по возрастной психологии –  источники негативного  влияния окружающей  среды на лиц с неустойчивой психикой. И в этом случае, как и прежде ему   подобных, спасение от индивидуального террора , многим видится в системе тотального запрета всяких  сомнительных искушений, и учений, кроме гражданской лояльности, легимитирующей власть. Уже  сегодня планируется воздвигнуть вокруг учащейся молодёжи   высокую и глухую стену запретов и выставить вдоль неё мощную охрану. Легче всего усилить после этой кровавой  бойни   охрану  дошкольных и школьных учреждений, колледжей и вузов за счёт увеличения численности  бойцов-охранников Росгвардии, но куда трудней упредить злой умысел на стадии его  практической разработки. Здесь на помощь обществу  должны прийти не охранники и даже не бойцы спецназа, а люди, вооружённые наукой о человеке и   о болезнях общества.  Сегодня, в стране  тотальной коррупции, нам  совсем неважно, где  и как Владислав Росляков  достал оружие, важнее  знать, что именно вынудило  его применить – хроническая депрессия, затмевающая  рассудок,  болезнь души или больное общество? Неужели дурной  дух и  мутный разум  больного общества в очередной раз  породил на свет юное,  «иррациональное  и грустное  социальное животное»,  сеяющее вокруг себя смерть. (2)
      Легче всего такого убийцу-смертника объявить сошедшим с ума на почве трагически неразрешимых  амбиций и тем самым закрыть  глаза  на полный крах молодёжной политики в стране. Намного трудней обеспечить в стране профилактику подобного рода  социального безумия. Где найти необходимое для этого нужное  число опытных экспертов в области психиатрии и психоневрологии,  способных выявить в подростке и юноше будущего  насильника-маньяка, тирана и убийцу, уловить в нём  первые очаги  депрессии, переходящей в агрессию. Не всякий семейный  врач-невролог сможет разобраться  в пёстром «букете»,  состоящим из маний,  фобий, комплексов, «смеющихся», скрытых ларвированных и суицидальных депрессий, а самозваному  психологу, даже с двумя дипломами, тому  вообще «в белых лилиях райского сада будет  трудно заметить волков» (Николай Гумилёв).
     Всё не так просто.  Кроме  внутреннего мира, в котором «душа обязана трудиться день и ночь», есть ещё   семья и школа, которые тоже  влияют на юную личность и требуют  от неё определённой «общественной работы».  Кроме завышенных амбиций и гиперактивности юного субъекта,  на него негативно влияют   и  недоступные   соблазны  грешного мира, где определённый сорт   людей живёт беспечной , беспроблемной,  счастливой  жизнью.    В  стране давно  отмечено  отсутствие  мощной системы  социальных лифтов для большинства малоимущих молодых, созидающих, страждущих  и ищущих.  Социальные лифты для рабочей, юной смены  стоят без движения,  и не ремонтируются  почти 30 лет со времён распада СССР, зато   нагло, открыто и вызывающе  возносятся  вверх спецлифты, куда пускают  только по  особым пропускам, родственным и наследственным.  Кроме  повсеместно царящего неравенства и гнетущей  несправедливости, существует ещё  и агрессивная  внешняя среда, от которой не спрятаться и не скрыться ни таёжном тупике, в домке лесника, ни  в доме барачного типа на съёмной квартире. Существует ещё и окружающая  среда, которая  стремится  вытолкнуть его как голодного  птенца  из своего  переполненного гнезда. Об этом, увы, принято молчать. Существует негласный запрет на данную тему. Перед запретом  безмолствует совесть и и парализована  воля  к проверке. Молчание же, по словам датского философа   Серена Кьеркегора, является истинным условием подчинения, покорности и выражением нашей лояльности.  А посему нас должно радовать, что нашлось несколько бесстрашных   экспертов, которые   сошлись в одном: юный убийца-смертник из Керчи есть жертва   непомерной гордыни, запредельно завышенной самооценки, своего интеллекта и внутренних,  действенных и мощных сил, личность невостребованная системой и ею отвергнутая.
      Отчасти это так, но за два века существования  индивидуального социально-революционного и коллективного террора  возник     психотип  бунтарской (революционной) личности.   В ней, кроме    маниакально-депрессивного психоза содержится   целый букет маний и фобий, тайных и зримых страстей, среди которых главными страстями, тиранящими людей,  являются    ненависть и зависть. Они несут  разложение души, на них замешаны  самые жестокие преступления  против человека,  человечества и мира. Любой бунтарь отчасти фанатик, а любой фанатик, независимо от содержания его безумия,  опасен самому себе, окружающим и жизни как таковой. Увы, самые ярые фанатики – это дети и юноши, у которых ещё не развит инстинкт самосохранения –  «мальчику жизни не жалко, гибель ему нипочём» (Роберт  Луис Стивенсон). Протестная кровь начинает «бродить» в своё время и в нужном месте, ибо  «всегда в крови  бродит время, у каждого периода есть свой  вид брожения» (Юрий Тынянов).  Молодая душа нетерпелива, она жаждет «свободы воли». (Эльдар Ильенков).  Она требует разрешения всех своих проблем немедленно «здесь и теперь», ибо у подростков и юношей «напряжение противоречий жизни» достигает  максимального накала и завершается диким, жестоким бунтом или демонстративным самоубийством. (3)
       Умопомрачительная  сложность и жестокость мира, которым правит насилие,   где всё живое сжирает живое, настолько угнетает, что юный человек  втайне от себя  ищет предлога  для гибели, и чем «благороднее» предлог, тем с большим фанатизмом и  мрачной фантазией  испытывается судьба. Здесь возможны несколько состояний  «раненого сознания», своеобразный «коктейль»  из  подсознательного  страха жизни и смерти, некрофилии и садизма.  Отсутствие позитивного, счастливого опыта  социального взаимодействия и гармонии  межличностных отношений, являются для  подростков и юношей  причиной  жажды смерти,   как избавления от труда жить и творить.  И одновременно смотреть на собственную гибель,  как  на залог личного  бессмертия через самоутверждение за счет  воображаемого личного сиеминутного  «могущества»,  за счёт минутной власти над жизнью и смертью других людей. Жажда  смерти и жажда предсмертного «сладкого мига»  власти, которую он (Росляков и ему подобные) присваивает на миг, разумеется,  насильственным путём.
     Большую роль  в становлении нового поколения  юных террористов-мстителей   играет вопиющее   социальное неравенство в стране  и  царящая  в ней  вековая   несправедливость. Жестокость страстей  является следствием дурных привычек и дурного воспитания. Гнев, злоба и необузданные  страсти  влекут  за собой самые тяжелые последствия, постоянные страдания, страх  быть каждый день  объектом насмешек и презрения, страх  приобретения новых  врагов и недоброжелателей.   Здесь известное всем выражение, что "наша жизнь такова, каковы мы сами", звучит для подростков слабо и невыразительно.  Убедительней звучит  другое: "каково  наше общество, такие и мы". С ним согласны многие «хорошие, успешные» люди, а также и люди неудачливые, невезучие, люди с дурным воспитанием и дурными привычками. Первые считают данное  общественное устройство  почти идеальным для себя. Вторые же  – неуютным, страшным, несправедливым, а свою  страну чужой.      Классовый  антагонизм вошёл в их кровь  вместе с молоком матери, но проявлял  себя  на почве российской инфернальной  реальности по-разному.
    В стране, где всё благородное страждет, а скоты блаженствуют, где средний богатый богаче среднего  бедняка в 41 раз (в США в 6 раз!), где обретаются в роскоши 143 тысячи долларовых миллионеров и 120 долларовых миллиардеров, весьма трудно не заметить и не признать наличие обострённого, едва сдерживаемого классового антагонизма. Более 80 процентов опрошенных  российских граждан его признают и считают, что страной управляют колонизаторы нового типа, которые по отношению к своему народу ведут себя, как ордынские баскаки, как завоеватели-победители. Блаженство денежных  скотов проявляется при любой погоде, они, как и 20 лет  назад продолжают нагло хвастаться  своим боавтством. Согласно агентству Блумберг,  состояние  10 богатейших людей России за год (с октября 2017)выросло  почти на 11%  - максимальная цифра в мире. За  это время в России на 30%  увеличилось число «простых долларовых миллионеров» -это тоже мировой рекорд. При этом многие отечественные богатые «граждане мира»  продолжают успешно «богатеть под санкциями».Пропасть по уровню жизни между  бедными и богатыми –самая глубокая
 в мире. Наглый и вызывающий роскошный, «красивый»  образ жизни  российских нуворишей продолжает носить оскорбительный для  граждан характер. Никто из богатеев, даже воцерковлённых,  даже не пытается проявить хотя бы  минимум скромности. Бахвалясь своим богатством (и мнимым могуществом), они тем самым разжигают вокруг себя костёр  социальной ненависти. Они своей показной успешной жизнью, будоражат,  унижают и оскорбляют чувства тех юных потенциальных убийц, кто с  нежного возраста  испытывает  томную жгучую, неизбывную  жалость к себе, к своим трудностям и проблемам, к себе страдающему, кто готов ради служения себе на любое, самое немыслимое  преступление. Есть все основания полагать, что керченский  террорист-смертник страдал,  в том числе,  и этим губительным чувством агрессивного  самосострадания.  Много дров в костер всенародной ненависти вносит и  вызывающая и циничная самореклама «новых хозяев жизни», дающая  свои жизненные установки подрастающему поколению, например, такого: «Хочешь быть богатым? Стань им!». Или типа такого «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». Или такой рекламный щит на Рублёвском шоссе: «Усадьба  ждёт своего помещика!». Или реклама у магазина, торгующего новинками мобильной связи: «Корову продал, мобилу купил, теперь женюсь!» Или  реклама магазина строительных товаров, умышленно, трусливо  незамеченная нашими казёнными, постсоветскими патриотами: «Закажи для своего  особняка  брусчатку с Красной площади!». Последние две рекламы носят явно кощунственный и провокационный характер и наносят огромный ущерб военно-патриотическому воспитанию современной молодёжи.
      Ни Русская православная церковь, ни  светская власть в лице гуманитарных гражданских институтов  никак не реагируют и  даже не осуждают это новое барство, не дают  ему морально-нравственную оценку. Молодёжь  отрегировала на это как всегда по-своему и своеобразно, кто под маской  «пофигизма», кто в доспехах борца за справедливость и равные возможности. В условиях небывалого в мире социального  неравенства и колонизации собственного народа, бедные слои талантливой  провинциальной молодёжи лишены нормального карьерного роста  в собственной стране  и в силу  своей  бедности не могут искать себе лучшей доли в чужих странах.
      При такой жесткой и жестокой  системе, которую построила Москва, дети банкиров становятся банкирами и министрами, а дети прачек, санитарок и инвалидов по труду становятся прачками, горничными, санитарами психбольниц или керченскими стрелками-смертниками. И то, что герой новостных программ российских СМИ Владислав Росляков являлся до совершения преступления успешным студентом 4 курса Керченского политехнического колледжа в социальном плане  для него и его  условного  статуса  еще  ничего не значит. Можно жить в городе и учиться, но не иметь в будущем никаких перспектив. Сегодня в России социальный отбор по кошельку родителей уже сказался на школьной и вузовской системах, на комплектовании армии, которая  стала  гетто для детей бедняков, ограбленных и униженных. (4)
      Неудивительно, что политологи и церковные проповедники предпочитают не оценивать современную  молодёжную  политику, а продолжают рисовать грандиозные планы на будущее для себя (сейчас здесь на земле) и для  юных и старых бедняков (там, на том свете, в ином мире) одесную Господа нашего Иисуса Христа. В стране продолжаются вялые и бесплодные поиски великой идеи, новой созидательной Идеологии в духе былого величия, но ничего не делается для того,  чтобы насилие и террор перестали править  миром.
     Многочисленные исследования в области социальной и возрастной психологии показывают, что длительное накопление внутренней агрессии, созревания "бунта души" против всего мира  связано в основном  с мировосприятием, мировоззрением и отношением к людям. (5)
     Беспощадный и слепой бунт души, разрушающий  мироустройство,  во многом зависит от содержания и способов  образования. У современного  образования есть возможность не только  предупреждать и сдерживать преступный образ мыслей, но и укоренять в сознании подростка  преступный замысел мщения и служить  особым детонатором  к взрывному устройству надломленной, раненой психики. Сегодня  вместо образования спасительного и развивающего способности,  подросткам и юношам  подсовывают  образование, укореняющее безумие. Достаточно небольшого   (личного или общественного) потрясения - и неизбежно  происходит взрыв  различной разрушительной силы. Сила разрушения здесь зависит от запаса пороха социальной и классовой ненависти индивида к системе, сделавшей  его своим выкидышем. Всё зависит от содержимого накопленной агрессии, от типа взрывчатого вещества  - пуля "дум-дум" крошит тело жертвы как кочан капусты и жертве никак  не выжить, а пуля, отлитая из калифорния-98  способна уничтожить городской квартал со всеми его обитателями и всякой  живностью. Сила разрушения зависит  от уровня  интеллекта и прикладных  знаний   разрушителя-смертника.  Совсем   недаром у спецслужб возникло  подозрение, что студент, устроивший  бойню в керченском колледже, действовал не один, что  у него были сообщиники,а может даже и наставники и авторы кровавого убийственного  сценария. Эксперты спецслужб отметили также демонстративное до мелких деталей сходство с расстрелом школьников, который произошёл 19 лет назад в США, когда двое учеников Эрик Харрис и Дилан Клиболд убили 13  и ранили 23 ученика и преподавателя. Владислав Росляков как бы скопировал, "повторил"  школьную бойню во всех мелочах (от нападения на однокурсников и до самоубийства в библиотеке) и даже дополнил американский трагический сценарий  взрывом самодельной бомбы и нескольких гранат (взрывпакетов) собственного изготовления, что значительно увеличило  число жертв.    Необходимо отметить, что Росляков проявил себя в этой банальной кровавой истории не только   как весьма одарённый имитатор, но и как оригинальный  «рационализатор» в деле массовых убийств: совместил процесс прямого расстрела  с  подрывом  самодельной  бомбы, начинённой поражающими элементами.
      На фоне общей дебилизации общества и низкого интеллекта борцов с терроризмом, образ убийцы-смертника  выглядит в этом отношении весьма внушительно.  Эту   кровавую трагедию регионального и районного масштаба  ещё рано называть банальным серийным убийством и чисто  уголовным  преступлением.  Даже при наличии  уже собранных следствием  фактов  становится ясным, что сегодня мы имеем дело с интеллектом, обладающим огромной разрушительной силой. Здесь, налицо и вопреки всему, проступает через информационный  морок  и дезинформацию    тщательно спланированный и  продуманный, комбинированный индивидуальный террористический  акт. Это теракт не по  годам смышленого  и даровитого гения разрушения, террориста-самоучки, который люто ненавидит  окружающий его мир и глубоко презирает себя за слабодушие и страх перед этим миром.
     Поиски соавтора  убойного сценария и помощника мстителя-смертника Владислава Рослякова продолжаются, но они пока безрезультатны. Скорей всего Росляков действовал один, ибо решал возникшие проблемы обдуманно, взвешенно,  быстро и просто. Быстро получил право на  приобретение оружия, ускоренным методом  тренировался убивать и  скрупулёзно испытывал свои самодельные гранаты, тщательно и продуманно  готовил нападение на колледж, одновременно заметая  следы подготовки к преступлению. Уничтожил всю информацию о себе и своей страшной Затее. Дитя дикого и беспощадного российского капитализма, он и свой  сценарий мести  писал по калькам окаянных 90-х и "нулевых годов". Юный циник-бунтарь и тайный  мститель он  не стал брать  в микрофинансовой организации  грабительский (под 400%) кредит, а  просто  банально украл "гробовые деньги" на покупку  оружия у своей бабушки. Этим поступком он как бы  напомнил нам  о «великом изъятии» младодемократами «гробовых денег»  у  советских  стариков и старух  в пресловутые 90-е  годы.
     Совершив самоубийство в конце кровавой акции, он погиб в прямом смысле,  как ценный  кадр для всех силовых структур страны.  Для спецслужб как  весьма  эффективный агент  активной разведки, для Росгвардии – как меткий стрелок и спеназовец-самоучка, а для международных террористических организаций –   как легко внушаемая  и манипулируемая (без каких-либо психотропных средств)  "умная, живая бомба" огромной разрушительной силы.
    Владислав Росляков – это продукт "крови и почвы" нынешней системы, психотип великой Смуты, двух чеченских войн, "цветных революций" и социальных реформ  "нулевых годов" с их многими трагически неразрешимыми  проблемами, одной из которых является утрата всяких  животворных перспектив  для основной массы  юношества. В таких  самостийных мстителях-одиночках,  как студент  Росляков,  кипит кровь  "проклятьем заклеймённого"  пролетариата, проросшего   на почве  советского  рабства, с его  коллективным идиотизмом,  единомыслием и безгласием. 
    Еще десять лет назад социологи заметили в молодёжной  среде нарастание тревоги за своё будущее. При продолжающемся  сегодня  воспроизводстве системы неравенства, характерного для капитализма  XIX-XX веков, гаснут последние надежды юных бедняков на получение образования и квалифицированной работы. Атмосфера  тревожности населения страны  нарастает с каждым годом, и для этого есть несколько причин,  как местных, внутренних и национальных, так и внешних, глобальных. Из  глобальных проблем,    главной является реальное оживление модифицированных форм мальтузианства,  требующих окончательного, практического разрешения проблемы, а именно:  что делать с лишними 6 (шестью) миллиардами людей, живущих растительной и неосознанной жизнью, и уже сегодня готовых обрушиться всей живой массой на  развитую цивилизацию «Золотого миллиарда»?
     Вопрос генезиса мировых цивилизаций – не наш вопрос, сегодня нас  больше волнуют судьбы России и подрастающих поколений, в том числе и природа молодёжного  терроризма, истинные причины т.н. «немотивированных преступлений с особой жестокостью, хладнокровием  при  весьма  «высокой степени безумства».  Например, такого,  какое произошло  недавно в Керченском политехническом колледже. Рассматривая случившуюся в Керчи бойню как редчайшее исключение из правил, не следует, однако,  спешить объявлять  керческого стрелка-бомбиста сумасшедшим, ибо свой диагноз (и мотив) он унёс собой. И было бы ошибкой утверждать, что столь очевидное «безумное» преступное  поведение не имеет житейских и социальных причин. Социопатами  такого типа не рождаются, ими становятся  в результате криминальных революций  и разрушительных социально-экономических реформ. И таких внешне нормальных, обычных, ничем не выделяющихся, малоконтактных, «себе на уме» подростков  и молодых субъектов в нашей стране миллионы. А среди них  зреют и созревают врямя от времени  будущие насильники-маньяки и серийные убийцы с обязательным  набором  моральных и этических оправданий. Существует мнение, что искать в этом  омуте сумеречного сознания   чертенят  и чертей латентного насилия бесполезно, так как профилактическая психиатрия и педагогическая  медицина  вместе с биохимией, биофизикой, с их «окультуриванием» биологических импульсов (страстей и желаний),  бессильны. Этот пессимистический вывод основан на том, что маньяки и террористы-смертники проявляют себя, как правило, первый и последний раз, без предварительного оповещения. Однако, это далеко не так, пойманные с поличным, до совершения  преступления и самоподрыва, многие «террористы-безумцы» оказываются людьми  психически вполне здоровыми,  в их «безумии» обнаруживается  чёткая  последовательность   и тонкий расчёт, характерные для легких форм шизофрении, которыми страдает почти всё население планеты. Надо не забывать, что Россия – родина  индивидуального, революционного и государственного террора,страна вечного экстрима, который как маятник Фуко движется зримо и пугающе между немыслимым, тотальным  рабством и необузданной свободой творить  зло и насилие.
      Революционный терроризм – плоть и кровь индивидуального бунтарства, бунта юной души  против зла материального мира. Сначала этот бунт  был направлен на носителя  верховной власти и его ближайшее окружение,  как  на главный источник зла, а позже на всех сограждан  и просто мирных жителей, которые это  зло поддерживают и даже защищают. Это хорошо отобразила история государственного терроризма  в ХХ веке во время двух мировых войн и в мирное время между ними. Сегодня  выявлены основные  закономерности серийных и массовых убийств, но до сих пор   не познаны    главные  тайны человеческой природы, всего на 1 процент изучен человеческий мозг. Но в науке  нет ничего непреодолимого и невозможного. Всему нужно время, желание и воля. Психопаты-фанатики и социопаты разных видов и оттенков были, есть и всегда будут.  Их очень трудно заметить  в общей молодёжной массе.  Трудно, но, при старании, возможно.
     Для этого  нам надо в первую очередь избавиться от  устоявшихся в общественном сознании стереотипов, которые имеют мало общего  с реальной действительностью. Первый стереотип касается бесполезности всяких  запретов и ограничений. Второй стереотип вытекает из первого и касается  сакральной «свободы воли свободного человека», который якобы руководствуется  исключительно собственным разумом и некими рациональными мотивами. И третий стереотип, самый  распространённый  и косный,   согласно которому современное  психиатрическое обследование до безобразия несовершенно, ибо «чужая душа потёмки» и «в чужую голову не влезешь».
      Что касается первых двух стереотипов, то здесь прослеживается  след лукавых манипуляторов молодёжным сознанием, торговцев оружием и  пропагандистов эгоцентризма, гедонизма  и  свободных нравов, которые стремятся  «раскрепостить тёмные  инстинкты» сакрального,  несовершенного человека  и сделать его как вид  непригодным для дальнейшего развития. Между тем, система  запретов и табу –  это древнейший способ  если не укротить полностью  накопленную агрессию, то  хотя бы частично  снизить её градус, минимизировать, и сформировать ценностно ориентированного человека, оградить  его от самого себя, своих саморазрушительных инстинктов. Запретами и наставлениями богаты все древние памятники письменной культуры, общим знаменателем которых является  трагическая тема отпадения   человека от Бога и место человека в процессе созидания-разрушения: «То, что  положено Юпитеру, не положено быку».   Система запретов  есть в Ведах и во Второзаконии, в Домострое и в современном государственном праве,  в любой религии и в культуре. «Культура начинается с запретов», – эти  слова выдающегося историка культуры и  мыслителя Юрия  Лотмана опираются на тысячелетний опыт воспитания человека человеком  и  на всю  родословную альтруизма. (6)
     Что касается третьего стереотипа, согласно которому «в чужую  голову не влезешь», то  и он, в эпоху информационных пси-войн,  манипулирования общественным сознанием по новой методике  психологического воздействия, является морально устаревшим и несостоятельным. (7)   Он основан на глубоком недоверии к  человеческой природе, которая либо  этически равнодушно-нейтральная, либо  по-животному завистливо-агрессивная. Она основана на отрицании врождённой человеческой доброты (природного альтруизма)  официозными марксистами-материалистами и представителями   советской биологической науки, полагавшими, что тонкий цивилизационный  слой  скрывает рвущуюся  наружу природную тягу  толпы  к агрессии и жестокости. Она основана на неудачной, рискованной  попытке в истории Нового времени переделать к лучшему человеческую природу двух государств  в ХХ веке. Как создание нового «сверхчеловека» в Германии, так и  создание «советского человека» в СССР были грандиозными утопическими экспериментами, которые провалились сами по себе и повлекли за собой  в разное  время крушение обеих  великих держав. Однако, это не значит, что  изучением внутреннего мира человека, его  переменчивого эмоционального и волевого состояния, не следует и даже бесполезно заниматься.  И пусть в массе своей люди   не в состоянии осмыслить и эмоционально обжить  стремительно  меняющийся мир, но многим из них  свойственно запечатлевать и  копировать те формы поведения, которые новое  общество  воспринимает как приемлемые. А посему, имея тысячи и тысячи  таких копий, можно  выявить главные центры  и  очаги  необоримого отчаяния   и гневливой мании, можно не только  обнаружить их, но  даже  погасить их. Опираясь на новые   пси-технологии спецслужб  уже сейчас можно положительно  манипулировать  эмоциональным миром юного существа, улучшать его коммуникабельность и подавлять внутреннюю агрессию. При этом необходимо тонко и  бережно использовать удивительную  способность человека  сопротивляться  внешним воздействиям и  обстоятельствам, задача  психоневролога найти тревожный сигнал разрушительной  агрессии и направить его  энергию на  созидание  себя «по образу и подобию» Творца  Вселенной. (8)
   Уже сегодня на базе энцефалотомографии  можно создать универсальный психонейрополиграф, способный улавливать  в мозгу ребёнка отрицательные эмоциональные состояния, вызываемые острым дефицитом в мозге нейропептидов, фиксировать   тревожные  импульсы, исходящие из  очага  латентного  безумия и  слепой агрессии. Сделать такой аппарат диагностики дремлющего  безумия  даже при современных технологиях трудно, но вполне реально. Для этого   разрабытывать его  нужно параллельно   с исследованиями в области генной инженерии, волевых мотивных   функций головного мозга, одновременно с   созданием «искусственного интеллекта» на базе универсального биоробота. И это не фантастика, это реальность конца  40-х годов XXI века. Ведь ещё  30 лет назад, совсем недавно по историческим меркам,  немыслимы были в быту  современные гаджеты и мобильная связь. Когда-то, семьдесят лет назад, в эпоху  героев и прототипов «Ракового корпуса» Алексадра Солженицына  вообще не было  приборов  ранней  диагностики раковой опухоли  на  ранней стадии  её развития. А сегодня они есть, их много оригинальных, разных эффективных. Но сегодня уже  мало  своевременно  выявить  болезнь и  вылечить  больного,  сегодня важно обнаружить источник болезни и  ликвидировать  его.
      В генезисе молодёжного насилия и терроризма в России ярко прослеживается  социально психологический след. Владислав Росляков –   перезревший и гнилой плод  больного общества.  Кровавый опыт революций, гражданский войн, насилия и террора в битвах за хлеб и место под  скудным евразийским  солнцем,породили в нашей стране атмосферу тревожных состояний, маниакальной  мнительности и взаимной ненависти. В  сознание людей  последовательно  продолжает внедряться  мысль,  что в отношении инакомыслящих «врагов»,  оппонентов-обществоведов, политологов  и краеведов  оправдано любое насилие, вплоть до физического уничтожения. Российское общество в последние годы (в ожидании очередных великих потрясений)  находится  в предельно взвинченном и агрессивном состоянии. Безудержные потоки оскорблений и лютой, взаимной ненависти обнаруживают  себя повсюду, в  культуре повседневности и в общественной жизни. Злобной завистью и взаимной  ненавистью  переполнены   комментарии почти всех интернет-ресурсов.  В атмосфере зоологической ненависти и вражды  происходят социологические и политические  теледискуссии  и теледебаты, участники которых, за не имением при себе холодного и огнестрельного оружия, устанавливают истину с  помощью  рукоприкладства. В такой нездоровой и опасной  атмосфере обсуждения насущных вопросов  российского бытия  вчерашними  мошенниками и бандитами значительно возрастает вероятность применение огнестрельного оружия прямо перед телекамерами.  Ненависть порождает ненависть, а насилие равноценный отпор. Взаимную ненависть  в обществе разжечь весьма  легко, а погасить  сложно и  трудно, ибо путь к гражданскому примирению  занимает многие  годы и десятилетия. Мучительно трудно быть человечным. Сегодня слова «о любви к ближнему» кажутся безнадёжным идеализмом, воспринимаются гиперактивной молодёжью как  девиз юродивых кретинов и  блаженных.  Сегодня куда более популярны камлания мизантропов и  вопли   о «священной ненависти» и «ярости благородной». Эти волны ненависти захлестнули всю  страну и выплеснулись через внешнюю политику властей за её пределы, что  в очередной раз негативно сказалось на репутации страны. (9)
     В обществе, где удача и везение являются наградой  за  насилие и бесчеловечность,  талантливой, пытливой  молодёжи жить становится невыносимо трудно. Одни, столкнувшись с невозможностью БЫТЬ,  убивают  только  себя, другие одарённые неудачники-бунтари, жертвы социального неравенства и жалких стартовых возможностей  начинают сеять вокруг себя смерть, мстят системе и всему миру и только потом убивают себя. Такое состояние, не знавшей доброго воспитания, мстящей всему миру юной  души  можно назвать  безумием на почве жгучей невыносимости бытия.  Здесь между  русским  юным убийцей-смертником и японским летчиком-камикадзе огромная разница, за исключением одного –  осознанной готовности к смерти. Но если японскими лётчиками руководил воинский долг и твердая уверенность в том, что государство позаботится о  семьях, даст детям, братьям и сёстрам  образование и обеспечит  им сносную жизнь, то убийцей-смертником  Росляковым двигала только лютая ненависть к своим землякам и однокашникам. Не корысть и выгода и даже  не  ярость  благородная, а   неодолимая жажда мести за все причинённые явные и мнимые обиды и унижения. (Анатолий Апостолов. Гносеология терроризма и молодёжная политика -WORLDCRISIS.RU  announce@worldcrisis.ru ) 
      Пока правящая элита и её стражи и сторожа ищут  для себя легкую дорогу к Соловьиному  саду "Залотого миллиарда",  Россия продолжает стагнировать, а её народ разлагаться, "плясать и плакать у забора",  у обречённого на снос  Княж-погоста,  близ Дома разбитых  зеркал и судеб. Здесь всё –  то же, то же, что и прежде, как двадцать, сорок и сто  лет назад: хруст костей, зубовный скрежет и  томление духа.
           Здесь все то же, то же, что и прежде,
           Здесь напрасным кажется мечтать.
           В доме у дороги непроезжей
           Надо рано ставни запирать.

           Тихий дом мой пуст и неприветлив,
           Он на лес глядит одним окном,
           В нем кого-то вынули из петли
           И бранили мертвого потом.

            Был он грустен или тайно  весел,
            Только смерть –  большое торжество.
            На истертом красном плюше кресел
            Изредка мелькает тень его.

           И часы с кукушкой ночи рады,
           Все слышней их четкий разговор.
           В щелочку смотрю я: конокрады
           Зажигают под холмом костер.

           И, пророча близкое ненастье,
           Низко, низко стелется дымок.
           Мне не страшно. Я ношу на счастье
           Темно-синий шелковый шнурок.
                Анна Ахматова, 1912 г.

Тревога нарастает. Агрессия  внутри Дома разбитых зеркал и судеб уплотняется, густеет, сжимается и готова в нужный момент взорваться.  Конокрады и их верные агенты из продажных   стражей и сторожей   не дремлют. Назревает новый грабеж, новая  война, а  с ней открытое мародёрство, дезертирство голод и каннибализм. Нужно постепенно отучаться ненавидеть  своих сограждан, братьев и сестёр по вере, «крови и почве».  В противном случае вероятность  неожиданной, роковой встречи  с разного рода «ворошиловскими» и керченскими стрелками, юными  убийцами-смертниками   будет  непрерывно возрастать в геометрической прогрессии. Пора укрощать накопленную в избытке все отравляющую  ненависть и агрессию, пора кончать  с инфантильными обидами и  припадками  безумной мстительности, а иначе мы потеряем свою страну и самих себя.
 Авторские примечания и источники.
1. «Российская газета» www.rg.ru  23 октября 2018,вторник, №237 (7700),с.3; «Российская газета» www.rg.ru  24 октября 2018, среда, №238 (7701), с.12, «Сумасшедший»,  с.14 –«Ружьё – после 18 лет»
2. Канетти Элиас Монстр власти. – М.: Алгоритм, 2009. С.6-9,212. Автор книги  попытался  опытный образец  общественной модели превратить  в  действующую систему, где утверждается  однотипная  система власти, где могущество вождей  строится на могуществе слепого социального  животного, нуждающегося в вожде – толпы. Здесь культ личности и сверхчеловека настоящего времени  приобретает иррациональные черты и находит себе подражателей, например, в лице керченского стрелка-смертника. Соответственно, политика в эпоху глобализации, становится массовой, плодит «героев на миг» и сама приобретает  иррациональные черты.
3.Ильенков Э.В. Свобода воли (К разговору о Фихте и о «свободе воли»)  // Вопросы философии. 1990, №2.
4.Лебедева Н.М.  Базовые ценности русских на рубеже XXI  в.// Психологический журнал. –М., 2000. Т.21 -№3, с.73-81.
5.Лебон Г. Психология народов и масс. СПб, 1995.
6.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992
7.Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия.   М., 2000.
8.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы  и эмоции.// Психология эмоций. Автор-сост. В.Вилюнас. СПб.,2004.
9.Лимнатис Н. Манипулирование:сущность, проявление, пути снятия (философский  и социально-политический анализ). М.,2000.

2018-10-26