В Исаакиевском соборе Петербурга

Виктор Некрасов

На фото: Исаакиевский собор (сентябрь2018 года)

                Несколько дней пребывания в Петербурге, конечно, не позволили нам объять необъятное, детально ознакомиться даже с самыми известными достопримечательностями города, но посещение Исаакиевского собора входило в первую пятёрку нашего плана.

                Среди купольных храмов по своим размерам он стоит на четвёртом месте в мире, уступая только  соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фьоре во  Флоренции. Его высота 101,5 метра, длина (с портиками)111,3 метра, ширина 97,6 метра. Здание окружают112 монолитных колонн, причём каждая из них имеет высоту 17 метров и весит114 тонн. Купол собора украшает роспись «Богоматерь во славе», одним из авторов был Карл Брюллов. А в центре - чудо. Там парит серебряный голубь - символ святого духа. Одновременно
храм может вместить около 14 тысяч человек.


               Исаакиевский собор - это не просто архитектурный шедевр, это чудо света, это памятник  гениальным зодчим и трудолюбивым работникам-крестьянам, это гимн технической мысли и символ православия.  Исаакиевский собор - это и музей, и действующий храм. В соборе проводятся экскурсии. А в  выходные и праздничные дни здесь проходят церковные службы. Собор освящен в память святого преподобного Исаакия  Далматского, небесного покровителя  императора Петра Первого. Дело в том, что царь Петр родился в день памяти этого святого - 30 мая.

                До глубины души меня восхитило внутреннее убранство собора. Такого скопления цветного камня я не встречал больше нигде. Потом уже узнал, что это единственный в мире памятник  архитектуры, где так масштабно применялись разные виды цветных камней. Переступаешь порог  собора и попадаешь просто в удивительную атмосферу величия, красоты и даже изящества. Каких только украшений из разных камней здесь не встретишь! Это и бадахшанский лазурит, и порфир, и разноцветный мрамор, малахит. Исаакиевский собор - это один из символов города. Детище Огюста Монферрана известно во всем мире и не затерялось бы по своей красоте и величественности среди архитектуры Барселоны, Милана или Парижа.


            При строительстве Исаакиевского собора использовался особый способ огневого золочения.  На золочение собора ушло более 100 кг червонного золота. Одним из первых нас встретил бюст  самого Монферрана. Как же иначе? Именно этим великим архитектором были созданы  выдающиеся произведения архитектуры в Петербурге. Причём бюст сделан из камня, который использовался при строительстве этого архитектурного шедевра. Отдельных слов заслуживают двери собора. То, что они величественные, можно даже и не говорить. Каждый сантиметр этих  дверей - настоящее произведение искусства. Каждый фрагмент - это отдельное событие в истории нашего государства. Здесь же есть и библейские сюжеты. Чтобы изучить все эти  изображения, пожалуй, одного дня будет мало. Кроме того, в таком богатом и красивом соборе трудно надолго задержаться у ворот. Он  настолько велик, что в нем расположилось сразу три алтаря. Один из них посвящен Екатерине Великомученице, другой - Александру Невскому, ну а третий - святому, давшему имя собору, Исаакию Далматскому.

                Что сказать об убранстве? Оно великолепно! Множество мозаик отреставрировано, что-то ещё в процессе работы. Это не краской все замазать, это кропотливый дорогостоящий труд, требующий   огромного мастерства и немалых финансов. Больше всего, несомненно, меня поразили колонны внутри собора. Все из малахита! Они такие огромные, просто трудно представить, сколько камня ушло на их изготовление. Существующий собор не всегда был таким. Это уже четвертый собор на этом месте. Макеты всех предшественников нынешнего Исаакиевского собора представлены здесь.

                Среди святынь собора наиболее чтима чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Она  чудесным образом обнаружилась на одной из окраин города в год открытия храма. В 1859 году  образ торжественно перенесён туда, а вскоре на подношения прихожан для него заказали  драгоценную ризу весом более 12 килограммов.  Она находилась в соборе до 1928 года, пока ее не изъяли власти. А вернулась обратно в храм лишь в наши дни.

               Стены храма украшают панно и картины, выложенные в стиле мозаики из особого материала - смальты. Невозможно представить, что для изображений использовалось 12 тысяч оттенков  красок. И, безусловно, это тоже шедевры! Над созданием картин, мозаик, скульптур, витражей   работали известнейшие в то время и талантливейшие мастера. Это Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Фролов, Пименов, Клодт и мн. другие.

                До 1922 года собор был действующим кафедральным. Все мы знаем, что после революции  большевики начали повсеместно закрывать церкви. Не минула эта участь и Исаакия. Он был  закрыт, из храма большая часть золота и серебра была изъята. И как бы это кощунственно ни звучало для храма такого величия, открыли в нём музей. Какой бы вы думали? Конечно, антирелигиозный. 

              Новая эпоха для собора началась в 90-годах. Разглядывая великолепие этого чуда рук человеческих и восхищаясь всем, я понял всю значимость этого места. Недаром Исаакиевский собор - один из самых значимых в России. Он  пользуется мировой известностью. Многочисленные иностранные туристические группы тому  подтверждение. Это уникальный памятник архитектуры и выдающийся образец русского  церковного творчества. Неспроста после торжественного открытия 30 мая 1858 года Исаакиевский  собор был провозглашен кафедральным собором Русской Православной Церкви. Отстроенный в  четвертый раз, этот храм стал центром празднеств, в нем стали проводить главные церковные  службы, в нем крестили членов царской семьи. А еще Исаакиевский собор имеет свои легенды, куда же без них в таком легендарном месте…

            Хотите верьте, хотите нет…
Одна легенда гласит, что главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жить до тех пор, пока строится собор. Так и произошло: через  месяц после окончания строительства храма, ставшего делом всей его жизни, Огюст   Монферран скончался.

По другой легенде ясновидящие предсказывали падение дома Романовых, как только с  Исаакиевского собора будут сняты леса. Работы по его усовершенствованию продолжались еще десятилетия, несмотря на то, что собор был освящен и открыт в 1858 году. В 1916 году, незадолго до отречения Николая II и падения самодержавия, с собора были сняты последние леса.
 А если  у легенды случится продолжение? Не лучше ли на всякий случай где-нибудь с тыльной стороны оставить небольшой участок лесов. На всякий случай!