ещё чуть-чуть! и всё равно недостаточно

Алина Лахти
и снова здравствуйте!
последние несколько дней я размышляла о значении слова "достаточно". что это вообще такое - достаточно - и когда это слово можно употребить?

впервые я серьёзно задумалась над этим понятием, когда разговаривала со своими свёкрами летом. свёкор рассказывал мне о пенсионной системе финляндии. в отличие от россии, в финляндии нельзя работать, будучи на пенсии, но есть возможность продолжать работать и выйти на пенсию несколько позже положенного срока. естественно, работая можно получить больше денег, чем находясь на пенсии. а свёкор тем временем продолжал рассказывать о прелестях свободного времени, которое у него теперь появилось, когда он наконец вышел на пенсию. и тут я спросила его - неужели ему не хотелось бы поработать чуть дольше и заработать чуть больше? он посмотрел на меня глазами, полными недоумения и ответил вопросом: а зачем? я достаточно работал и достаточно заработал. теперь я хочу заниматься другими делами: играть в теннис, бегать, смотреть телевизор и просто ничего не делать.

и тут я задумалась - если человеку чего-то достаточно, значит, он доволен. или наоборот, если человек доволен, значит, ему достаточно, он как бы сыт. а ведь есть люди, которым всё время мало, всё время недостаточно. они всё время недовольны, им нужно больше и больше. и неважно, сколько у них уже есть, им всё равно мало. нет какой-то границы или лимита, а чем больше, тем лучше. и у меня вопрос такой - а где эту границу взять? кто-то должен показать её? или мы должны сами её чувствовать, чтобы сказать "достаточно, мне хватит". то есть понимаете, для того, чтобы прочувствовать насыщение, мы изначально должны быть довольны. а как часто мы бываем довольны? замкнутый круг, правда? кстати, вы когда читали этот абзац, о чём думали?

а теперь поговорим о понятии "достаточно" с другой стороны. я - стопроцентный перфекционист - и мне всегда казалось, что это хорошо, что это правильно и таким образом я достигну всех поставленных целей. но это самообман. у совершенства нет предела и поэтому в тот момент, когда я максимально приближа(ла/ю)сь к цели или, лучше сказать, к кому-нибудь результату - мне начинает казаться, что он недостаточно хорош - понимаете, о чём я? то есть, в принципе, цель достигнута и есть результат, но мой перфекционизм говорит мне, что можно ещё лучше, дальше, выше и сильнее - цель становится дальше, планка выше - знакомо? и я сама разочаровываюсь в проделанной работе. и думаю про себя - я недотягиваю, я недостаточно хороша, я не могу, у меня не получается. а что такое - быть достаточно хорошим? есть ли шкала, по которой можно это определить?

мне думается, что немножко сомневаться и хотеть сделать что-то лучше - это здорово от слова "здоровье". или знаете, иногда что-то легче понять через противоположность - так вот, излишне самоуверенные люди, уверенные в своей абсолютной правоте - это всё же нездорОво да и нездОрово тоже. и это уже другая тема.

я давно уже поняла, что довольные никому нужны. если мы все довольны - мы сыты, а значит, мы будем есть столько, сколько нам нужно, чтобы утолить чувство голода. если мы довольны своим внешним видом - мы не будем тратиться на дорогие шмотки, косметику и спа-процедуры. если мы довольны своим положением в обществе и статусом, то нам не нужны никакие дорогие машины для подтверждения этого. если мы довольны собой - мы довольны своими детьми - они тоже станут взрослыми, умеющими прислушиваться к себе, а не проекцией наших собственных желаний и неудовлетворённостей.

мне кажется, что причина всему этому одна - наша заниженная самооценка. и как только мы приобретаем что-нибудь, что в нашем сознании как бы позволяет нам приблизиться на шаг ближе к заветному идеальному, совершенному (!) образу самого себя, созданному нами самими по рекламе, фильмам и уже сложившемуся общественному мнению, наша самооценка немного повышается, мы как бы на шаг ближе к идеалу, но спустя какое-то время мы снова чувствуем или каким-то образом замечаем, что чего-то не хватает (=что всё-таки несовершенны) и нам нужно снова подтвердить себе (!), что всё хорошо - это как успокоительное. мы идём и удовлетворяем эту тревогу.

нередко замечала, как люди соревнуются, у кого что больше и лучше. тоже как вариант для людей с низкой самооценкой почувствовать себя хорошо, узнав, что у оппонента дела идут хуже. а если вдруг лучше, то нужно его утопить или хотя бы унизить. иногда человек с больной самооценкой пытается самоутвердиться за счёт другого, а бывает, что у того другого с самооценкой всё в порядке и он не понимает, что происходит. с ним соревнуются, а ему не до этого. настоящее соревнование может получиться, только если у обоих проблемы с самооценкой.

идеальных не бывает и почти в каждом из нас есть немного надломленная самооценка, которую мы зализываем, как можем. мы хотим почувствовать себя хорошими, хотим признания и чтобы нам наконец сказали - ты молодец. ты хороший. ты просто хороший - такой, как есть. но так не происходит, а скорее, наоборот, ... и это просто порочный круг - а мы просто хотим признания.. признания общества, а там о нас судят.

и главный вопрос - а судьи-то, собственно, кто?

Австрия,
27 октября 2018г.