1. Евгений Вишневский. Городок в лучах заката

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ:


 Из интернет-журнала "Сибирь". https://hiddensiberia.ru/read/articles/gorodok-v-luchax-zakata/

                Евгений Вишневский. Городок в лучах заката

Мне посчастливилось жить в новосибирском Академгородке почти с самого его основания и до сегодняшних дней, то есть более пятидесяти лет.

Здесь, в Сибири, на берегу рукотворного Обского моря, прошла, в сущности, вся моя сознательная жизнь. И я считаю, что мне очень крупно повезло…

                Новосибирский Академгородок

Решение о создании Академгородка было принято Правительством СССР в мае 1957 года, строительство началось в 1958, а уже на следующий год тут появились первые здания научно-исследовательских институтов и жилых домов (первым был сдан институт гидродинамики).

В последующие годы были построены ещё свыше 20 институтов, жилые районы и Новосибирский государственный университет.

В советский период (1959–1991) Академгородок считался престижным местом для проживания.

                Сибирское отделение Российской Академии Наук

Сибирское отделение Российской академии наук (СО РАН) было образовано в 1957 году академиками М. А. Лаврентьевым, С. Л. Соболевым, С. А. Христиановичем.

Научные центры СО РАН находятся в Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске, Якутске, Улан-Удэ, Кемерово, Тюмени, Омске, отдельные институты работают в Барнауле, Чите, Кызыле.

СО РАН – это 77 научно-исследовательских учреждений.

Примерно половина научного потенциала сосредоточена в Новосибирске.

Общая численность научных работников СО РАН составляет около 9 000 чел., из них 125 членов Академии, 1926 докторов наук и 4988 кандидатов наук, 1952 сотрудника без ученой степени.

                Чекисты или ученые?

С чего все начиналось? Тут есть разные версии.

Одно лишь несомненно: идея создания в Сибири «шарашки без колючей проволоки» (как иной раз называли Академгородок раньше) была для советских времён столь нетипичной, что на первый взгляд выглядела грандиозной авантюрой. Но только на первый взгляд.

Дело в том, что практически вся научная жизнь СССР конца пятидесятых годов была сосредоточена в Москве и Ленинграде.

А ведь тогда уже существовало ядерное оружие, и эти города на военных картах американцев были обозначены как стратегические цели, которые в случае войны они собирались стереть с лица земли в первую очередь.

Это, конечно же, хорошо понимали члены Политбюро ЦК КПСС и наш генералитет.

Поэтому остро встал вопрос: как уберечь хотя бы часть научных центров, работающих на ВПК, при ядерном ударе?

Говорят, мысль «спрятать» науку в глухую сибирскую тайгу возникла ещё у Лаврентия Берии.

Но даже если это так, вряд ли стоит его считать автором идеи Академгородка. Больно хорошо известны методы Лаврентия Палыча. Уж он бы нашёл способы отправить ученых в Сибирь без особых затрат и усилий. Но, видимо, не успел.

К 1958 году политический ландшафт в СССР сильно изменился, репрессивные методы были заклеймены на партийном съезде, да и самого Берии уже не было в живых.

Сталинские времена безвозвратно миновали, но проблема ядерного удара осталась. И стало очевидно, что закладывать основы сибирского научного центра должны не чекисты, а ученые. А как? Ведь ничего подобного в стране тогда не существовало.

К счастью для Академгородка, среди известных ученых того времени нашелся человек, который стал его отцом-основателем – Михаил Алексеевич Лаврентьев.

Поверьте, это не громкие слова, не дежурный пафос. Любой житель Академгородка скажет вам то же самое. Лаврентьева здесь любили и любят до сих пор.

Продолжение следует: