Святитель Тихон Задонский

Свет
Святитель Тихон Задонский чудотворец (1724–1783)
               
Святитель Тихон родился в 1724 году в семье дьячка Савелия Кириллова в селе Короцке Новгородской губернии. При Святом крещении -  получил  имя Тимофей. Его мать Домникия рано овдовела. Трудно ей было прокормить шестерых детей,  поэтому однажды она решилась отдать младшего сына Тимофея бездетному ямщику, который хотел его усыновить. 
Старший сын Пётр, узнав о её намерениях, догнал её с младшим братом, когда они уже шли к ямщику, и  сказал: «… Ямщику отдадите - ямщик и будет, я не хочу, чтобы брат ямщиком был. Я лучше с сумой по миру пойду, а брата ямщику не отдам. Постараемся обучить его грамоте, и тогда он может в какой-нибудь церкви в дьячки или пономаря определится». Услышав доводы сына, вдова передумала, решила положиться на волю Божию.
Будущий подвижник, в детстве познавший великую нужду и много скорбей, с великим смирением претерпевший насмешки сверстников в годы обучения, всю жизнь отличался милосердием и нестяжательством. А к концу жизни за свое незлобие, кротость и смирение удостоился от Господа  великих духовных дарований.
11 декабря 1738 года Тимофей, благодаря брату Петру, взявшему на себя его содержание в училище, поступил в духовное училище при Архиерейском Новгородском доме.   (Примечательно, что в училище Тимофею дали  фамилию Соколов.)
Когда  училище было преобразовано в семинарию, у Тимофея появилась возможность в числе лучших воспитанников продолжить обучение за казённый счет. Из воспоминаний святителя Тихона: «Так бывало, когда получу казенный хлеб, то из него половину оставлю себе, а другую половину продам и куплю свечку, и с той сяду за печку и читаю книгу. Дети богатых отцов играют или найдут отопки моих лаптей и начнут смеяться надо мной и махать ими на меня, говоря: «Величаем тя!»…» (Пройдут годы,  обидчики, став священниками будут просить уже у архиерея прощения за свои выходки.)
Будучи студентом, с 1750 года Тимофей за небольшое жалование преподавал греческий язык, а по окончании курса, получил должность преподавателя риторики и философии.
По ночам избранник Божий молился, читал духовную литературу. В 1753 году в одну из майских ночей в Задонске Тимофей удостоился чудесного видения. Из воспоминаний святителя Тихона: «Вдруг передо мной как бы разверзлись небеса. И увидел я такое сияние и свет, что бренным языком и ухом сказать невозможно. Это было только на короткое время, небо опять приняло естественный вид, я от этого видения возымел более горячее желание к уединенной жизни и долго после того чувствовал удовлетворение и восхищение умом. И ныне, когда вспоминаю об этом, то ощущаю в сердце моем некое веселие и радость».
Вскоре после этого Тимофей по приглашению архимандрита монастыря прп. Александра Свирского отправился на время каникул в святую обитель. Приехав  погостить в монастырь, пошел на  колокольню, чтобы лучше осмотреть окрестности. Когда по неосторожности он оперся на ветхие перила, они развалились и полетели вниз на землю, а Тимофея,  будто кто-то отбросил от края назад так, что он даже ударился о колокол затылком.  Господь чудесным образом сохранил жизнь Своему избраннику.
В апреле 1758 года он принял монашеский постриг с именем Тихон, позже в Петербурге его посвятили в иеродиакона, а затем в иеромонаха.
13 января 1759 года иеромонах Тихон был назначен префектом (духовным инспектором) семинарии. В августе 1759 году отец Тихон был направлен в Тверскую епархию в Жёлтиков  Успенский монастырь, где его возвели в архимандрита. Позднее он был направлен в Отрочь  Успенский  монастырь и назначен на должность ректора Тверской семинарии. В этот период он зарекомендовал себя и как преподаватель Богословия .
В 1761 году  во время Пасхальной Божественной Литургии, архимандрит Тихон сослужил епископу Афанасию в Тверском соборе. Во время Херувимской песни, когда архиерей, стоя у жертвенника, вынимал частицы о здравии, архимандрит Тихон  попросил помянуть и его. Преосвященный Афанасий,  вместо фразы «священноархимандритство твое...»,  неожиданно для себя произнёс «Епископство твое да помянет Господь во Царствии Своем!»...». Потом, осознав сказанное, добавил: «Дай вам Бог быть епископом!»
Все это произошло по Промыслу Божиему. Именно в этот день в Санкт- Петербурге избирали нового епископа посредством  жребия. Были написаны имена семи кандидатов. В последний момент была добавлена по просьбе Смоленского епископа записка с именем ректора Тихона. Первоначально первенствующий член Синода митрополит Димитрий (Сеченов)  возразил, что он слишком молод, но все же добавил его имя. А когда трижды выпал жребий архимандриту  Тихону стать епископом, митрополит Димитрий со смирением произнес: «Верно, Богу так угодно, чтобы он стал епископом».
В мае 1761 года архимандрит  Тихон в возрасте тридцати шести лет был посвящен в епископа Кексгольмского и Ладожского. А выпускники семинарии, которые подшучивали над ним, притворно воздавая  почести, стали к тому времени священниками и дьяконами. Они явились к новому архипастырю, когда он приехал в Новгород. Встретив их, владыка Тихон улыбнулся и  напомнил о событиях тех дней: «Вы на меня махали отопками, а теперь будете кадилами кадить». Смущенные посетители попросили прощения.
В 1763 году решением Святейшего Синода (по настоянию императрицы) епископ Тихон был назначен на Воронежскую кафедру. В то время в епархии по ведомости насчитывалось  семьсот сорок одна церковь и  двенадцать монастырей.
За время служения на кафедре он лично объезжал с проповедью села и деревни, боролся с языческими предрассудками, принимал и выслушивал посетителей, организовывал школы, занимался повышением нравственного и образовательного уровня вверенного ему духовенства.
Святитель Тихон воссоздал Воронежскую семинарию, лично присутствовал на занятиях, беседовал со студентами, разрабатывал правила поведения, способствовал приумножению библиотечного фонда. Так как в Воронеже не было теплой кафедральной церкви, святитель организовал сбор средств на её строительство. Благодаря собранным пожертвованиям удалось в 1765 году приступить к закладке собора, а концу 1768 года уже закончить строительство.

Владыка призывал верующих всем сердцем возлюбить Господа, при этом пояснял: «Если мы человека благодетеля, который нам какое малое добро сделал, любим, то тем более – Христа, Который столько нам дал, что ничем и никогда воздать Ему не сможем, – любить должны.  Усердное послушание Ему оказывать и святые заповеди Его соблюдать – да не оскорбим Его. Отсюда и любовь наша к Нему познается, как Сам говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин 14:21)» (4)

Заботясь о чистоте духовной жизни паствы, владыка Тихон, узнав, что верующие годами не причащаются, стал  требовать, чтобы священники принуждали всех прихожан ежегодно исповедоваться и причащаться.
Святитель издал краткое послание «О должности христианской», которое велел развесить в церковной трапезе,  чтобы все могли с ним ознакомиться. Его усилиями в соборе в воскресенье перед литургией читалось «Душеполезное учение».
В 1764 году была  разослана по приходам составленная им книга под названием: «Примечания некая из Священного Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая»
 К сожалению не все принимали деятельность владыки доброжелательно, ему приходилось терпеть и осуждение. Некоторые благочестивые люди увещевали тех, кто злословил и отказывался выполнять приказания преосвященного Тихона словами: «Он Богу пожалуется». И действительно были случаи, когда обидчики угодника Божьего были наказаны.
Однажды в 1764 году,  когда владыка Тихон ехал на погребение одного помещика по московскому тракту через село Хлебное, ему не удалось своевременно сменить лошадей. Жители села долго не давали лошадей, ссылаясь на мнимое их отсутствие.
После этого случая начался падеж скота – село, лишившись лучших лошадей, быстро обеднело. Люди стали поговаривать, что это Божья кара за коварный обман. Некоторые люди считали, что владыка Тихон «наложил  проклятие» на село, поэтому отправились  к нему просить его о снятии «проклятия». Святитель в тот момент был болен, поэтому не смог принять посетителей, но просил передать, что он их не проклинал, призвал к покаянию, пояснив, что это Бог так наказывает обидчиков за непочтение и оскорбление пастыря Своего.

 «Берегись пред Богом грешить, да не познаешь на себе мстительную руку Его. Стыдишься человека, тем более должно стыдиться Бога. Угождаешь человеку, тем более должно угождать Богу. Боишься человека, тем более должно бояться Бога, Которого вся тварь боится и трепещет. Бог наш огонь есть, поядающий нечествующих (Евр. 12:29; Втор. 4:24))».(5)

С годами здоровье владыки Тихона  ухудшилось настолько, что он боялся потерять сознание во время службы, поэтому он дважды направлял прошение в Синод об освобождении от управления епархией, каждый раз ему отказывали, и он вынужден послать прошение императрице.
В 1767 году его просьба была удовлетворена. Святитель Тихон был уволен на покой с назначением пенсионного содержания в размере 500 рублей. Первоначально владыка Тихон  отправился в Толшевскую Преображенскую обитель, но  из-за ухудшения здоровья в 1769 году перебрался в Задонский  монастырь. Он раздал свое имущество, оставив себе лишь самое необходимое. (Владыка был строгим постником, спал крайне мало  на  тюфяке набитом соломой, укрывался   шубой)
Благоприятный климат тех мест и чистая родниковая вода способствовали некоторому улучшению здоровья святителя. (Он недалеко от монастыря обнаружил два источника).
Он  регулярно участвовал в богослужении, ежедневно молился келейно, занимался хозяйственными делами: колол дрова, копал грядки. Подвижник много читал
По свидетельству келейника, митрополит спал очень мало, по ночам со слезами молился, ударяясь лбом об пол взывал: «Господи, пощади! Господи, помилуй! Кормилец,  помилуй! Потерпи, Благость наша. Грехам нашим! Услыши,  Господи, не погуби нас с беззакониями нашими!»
Владыка любил ночью ходить вокруг храма, молиться и размышлять о вечном. Однажды, остановившись перед алтарем, стал просить: «Господи! Покажи мне благая  уготованная любящим Тебя!» Внезапно пред его очами как бы отверзлось небо, воссиял свет ярче солнечного. Владыка упал от страха на землю и услышал глас: «Зри благая. Уготованная любящим Бога». После этого видения он с трудом на коленях добрался до своей кельи.
В 1778 году в тонком сне он видел Богородицу, сидящую на облаках, и стоящих около Нее двух апостолов Петра и Павла. В 1779 году он вновь во время молитвы удостоился чудесного видения, когда молился об одном человеке, чтобы  не разлучаться с ним и после смерти. Богоматерь изрекла:  «Будет то по молитве твоей».
Однажды, когда он лежал с нестерпимой головной болью и про себя молился, он вдруг услышал ангельское  пение, и сразу же почувствовал облегчение.
Большую часть своей пенсии он раздавал бедным людям. Чтобы  быть ближе к простому народу, знать их нужды,  в простой монашеской одежде появлялся около домов бедных крестьян, расспрашивал о жизни, помогал духовным советом и по мере возможности материально (сам или присылал келейника). Тайно посещал заключенных в тюрьмах. Расспрашивал их -  кто за какую провинность отбывает наказание. Призывал к покаянию, исповедовал. Давал выкуп за тех, кто отбывал срок за неуплату долгов.
В неурожайные годы призывал помещиков помогать бедствующим. Сам одалживал в случае необходимости деньги до получения пенсии, если кому-то срочно требовалась помощь. Он считал потерянным тот день, когда ему не удавалось кому-то чем-то помочь.
Однажды двое жителей Ельца, решили воспользоваться добротой владыки. Приехав в Загорск, они обманом  выпросили у него деньги, сказав, что лишились всего имущества из-за пожара. А когда, получив деньги, вернулись домой, то обнаружили, что их дома действительно охватил пожар. Раскаявшись, они пришли к святителю просить прощения.

«Вот он заболел неправдою, зачал злобу и родил беззаконие. Он вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, которую сделал: обратится злоба его на голову его, и на темя его неправда его сойдет»  (Пс. 7:15–17)

По молитвам святителя Господь совершал чудеса исцеления. Сохранились и свидетельства  прозорливости святителя. Он предсказал войну с  французами и победу. Однажды ему было открыто, что грядет  страшное наводнение, гибель людей в Санкт- Петербурге. Вскоре предсказание сбылось.
Благочестивый юноша Никандр, родные которого препятствовали его уходу  в монастырь, приставив охрану к дверям его комнаты, однажды ночью сумел выбраться  в окно и  под покровом тьмы поплыл на лодке к обители. Когда он причалил к берегу, его встретил сам владыка Тихон, которому было открыто, что нужно спрятать беглеца. (Позже, по молитвам подвижника отец отрока смирился с выбором сына, которого приняли в число братии.)
Инок Никандр однажды, глядя на владыку Тихона, помыслил следующее: «Вот Господь так возлюбил владыку,  наделил его умом, верой, благочестием, украсил его благообразное лицо красивой бородой, а меня лишил красоты и волос на лице». В это же миг он услышал: «Раб Божий, что так мыслишь? Хочешь, я назову тебе угодников Божиих безбородых?»
На вопрос изумленного инока: «Как вы, владыко, святый провидели мои мысли?»
Святитель ответил: «Нужно внутренние очи совершенствовать, тогда и внешние откроются».
Не все в обители относились к митрополиту с должным уважением, были насельники, которые посмеивались над ним и осуждали его. Он принимал все со смирением, жалел клеветников, не только прощал, но со слезами молился о их спасении. А когда обидчики болели, приходил навестить болящих с гостинцами. По молитве подвижника многие раскаивались, приходили просить прощения.
Владыка Тихон находил утешение в духовных беседах с семидесятилетним простосердечным рясофорным монахом Феодором, жившим при его келье, и мудрым схимонахом Митрофаном.
О кротости святителя свидетельствует следующий случай. Однажды он навестил одного богатого дворянина в соседнем селение. Во время беседы с подвижником дворянин, вспылил, когда владыка опровергал его суждения, и ударил его по лицу. Кроткий святитель, встав на колени,  стал  просить у него прощения: «Простите меня, Бога ради, что я ввел вас в искушение». Обидчик разрыдался, упав к ногам святителя, начал умолять его о прощении.
О последнем дне своей земной жизни, праведник знал заранее, об этом он известил келейника за три дня до своей блаженной кончины, успел отдать последние распоряжения и попрощаться с близкими по Духу людьми. За год  и три месяца до кончины владыка Тихон почувствовал онемение левой щеки, левой стороны языка, левой ноги, дрожание левой руки. Подвижник с великим смирением принял предсмертную болезнь.   
Рано утром 13 августа 1783 года на 59-м году жизни владыка Тихон  мирно отошел ко Господу.
Печальная весть быстро разлетелась по окрестным селам, люди устремились в обитель, чтобы проститься с благодетелем. Заказывали многочисленные панихиды. Все монастырские иеромонахи служили панихиды. Панихиды о упокоении святителя Тихона совершались и во всех церквях Воронежской епархии.
19 числа прибыл правящий Воронежской паствой епископ Тихон III. 20 августа состоялось отпевание и погребение. (Под алтарем Соборной церкви был устроен склеп.)

При жизни многочисленные труды святителя Тихона не были изданы. В духовном завещании он поручил своему келейнику Иоанну представить их на рассмотрение Священного Синода. Начиная с 1784 года стали выходить в свет одно за другим его сочинения .
Многие верующие люди, узнав о святителе, прочитав его сочинения, устремлялись в обитель, чтобы помолиться об упокоении его души.
Святитель Тихон оставил для потомков богатое духовное наставление, его высказывания, письма, прочитанные им лекции, наставления для монашествующих, священников и мирян вошли в многочисленные сборники. Вот названия некоторых из них:
 Об истинном христианстве. Книга 1   
Об истинном христианстве. Книга 2    
Сокровище духовное от мира собираемое   
Плоть и дух   
Наставление христианское 
Некие примечания, из Св. Писания выбранные, пробуждающие грешника от сна греховного и к покаянию призывающие, с последующими образами 
Наставления, писанные для монашествующих
Наставление о христианской обязанности родителей 
Об истине Евангельского учения 
Размышления на псалмы и замечания из текстов 
Размышления. Напутствия. Советы 
Об истинах православно-Христовой веры и Церкви 
Должность священническая 
Письма келейные

Через три года после кончины владыки его друг схимонах Митрофан удостоился чудесного видения. Он увидел святителя Тихона в небесной славе и услышал слова: «Отец Митрофан! Всемогущий Бог хочет прославить меня!»
Радостная весть быстро разнеслась по округе, увеличился поток людей в монастырь. Свидетельства о чудесах исцеления, совершенных по молитвенному предстательству святителя, стали записываться.
К 1845 году  от епархиального начальства поступило предписание начать  демонтаж старого Владимирского собора. Во  время демонтажа церкви в мае 1846 года были обретены нетленные мощи святителя Тихона, похороненного в алтарной его части.
Придание огласке факта нетления тела святителя,  могло привести к стечению богомольцев и стихийному собранию верующих. В то время,  любое несанкционированное сверху собрание в России было запрещено императором Николаем Первым, встревоженным выступлением декабристов. Поэтому мощи святителя Тихона  глубокой ночью были перенесены в теплую Рождества Богородицкую церковь. Там, по свидетельству отца Геронтия: «Отпели панихиду, приготовили новый гроб, переложили мощи, запечатали гроб и поставили в Рождество-Богородичном зимнем храме за колоннами, по левую сторону, близ стены». Сообщение об обретении нетленными мощей чтимого святителя было еще 20 мая 1846 года направлено в Святейший Синод
Но официальное освидетельствование мощей св. Тихона состоялось лишь  19 мая 1860 года. По результатам составлен был акт, в котором записано: «Тело святителя Тихона, не смотря на 76-летнее пребывание его во гробе, благодатию Божиею сохранилось нетленным...»
К этому акту митрополит Киевский Исидор приложил многочисленные свидетельства исцелений и результаты проверки   некоторых чудес «посредством опроса под присягою тех лиц, над которыми они совершались». Ознакомившись с предоставленными по результатам поездки в Задонск отчетами, члены  Святейшего Синода пришли к заключению, что «все изложенные в деле и обследованные надлежащим образом случаи исцелений не представляют никакого сомнения в своей достоверности, и по свойству принадлежат к событиям сверхъестественным». На основании принятого заключения был подготовлен доклад, представленный на утверждение императору Александру II.
Открытие мощей святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского было назначено императором на 13 августа (день преставления—объявлен  днем памяти святителя).
 К этому дню необходимо было приготовиться к приему многочисленных паломников. До 200 квартир было приготовлено в самой обители. Вблизи города были выстроены деревянные балаганы для размещения сотен людей. На площадях были разбиты палатки.
Жители города были также готовы принять и разместить у себя на ночлег приезжих. Но среди них нашлись люди, которые решили сговориться и установить высокие цены за ночлег, квас, и даже на  воду. На следующий день после сговора, их дома внезапно охватил пожар, и уничтожил все строения. При этом чудесным образом уцелел ветхий деревянный дом благочестивой женщины, находившийся среди сгоревших домов.
Эта женщина собиралась бесплатно кормить бедных паломников, которые приедут на открытие мощей святителя, сохранившимися соленьями: квашенной капустой и огурцами.
Не пострадали и деревянные  постройки монастыря, хотя ветер дул в сторону обители, и огонь мог переброситься на её постройки. Братия вышла с чудотворным образом Божией Матери «Владимирская», с молитвой обошли монастырь, а в церкви у мощей Святителя совершалось Богослужение.
В книге «Сокровище духовное от мира собираемое», в которую вошли труды святителя Тихона есть глава 154 – "Человек попадает в яму, которую сам выкопал". Здесь уместно привести цитату из этой главы:

«Бывает, что человек ископает яму ради некоей своей потребности, но сам случайно в ту яму попадает. Так коварных людей и злодеев зло, ближним их ими уготованное, часто постигает. Часто яд, который ближним своим уготовляют, сами испивают, и умерщвляются. Часто мечом, который на ближнего своего поднимают, себя самих ударяют и убивают. Часто в большее поношение впадают, когда замышляют ближних своих оклеветать и опорочить. Часто своей земли и прочего имения лишаются, когда чужим хотят и стараются завладеть, и так впадают в яму, которую для других искапывают.
Видим этого много в мире. Так праведный и дивный суд Божий беззаконников постигает… Слышите, коварные люди и злодеи! Впадают люди в яму, которую для ближних искапывают; и яд сами испивают, который для других приготовляют; и сами от того зла страдают, в которое других ввергнуть хотят. Ужаснитесь и берегитесь ближним зло делать, да прежде сами в то не впадете зло…»

В назначенный день радостное торжество при огромном стечении людей по милости Божией прошло без единого беспорядка. Господь ознаменовал открытие честных мощей святителя Тихона многочисленными исцелениями. По свидетельству очевидцев, люди приносили к раке святителя расслабленных, приводили бесноватых, после прикладывания  к святым мощам . Приведем лишь один пример:  68 летний старик с искривленной шеей, который страдал два с половиной года от паралича правой руки и ноги, после того, как приложился к мощам Святителя Тихона, получив исцеление, радостный отправился домой. Пройдя почти половину пути, начал испытывать по его словам  «сильное   побуждение» вернуться в монастырь и рассказать о произошедшем. Побуждение было столь сильным, что он не смог ему противится. Поэтому он отправился обратно в обитель, чтобы возблагодарить Бога, Который освободил его от недуга по молитвам святителя и рассказал братии монастыря о случившемся.


Дни памяти: 19 июля (1 августа) , 13(26) августа



Молитва святителю Тихону Задонскому

О великий святителю Христов и чудотворче Тихоне! Услыши нас, многогрешных, прибегающих к тебе с теплою верою и умиленною мольбою. Зане вемы ангелоподобное благое житие твое на земли, прославляем во всем твою милость, благоговеем пред высотою твоих христианских добродетелей, имиже во благовремении преуспевал еси к славе дивно прославившаго тя Господа. Ты воистинну был еси добрый пастырь словеснаго стада Христова, таин Божиих добльственный строитель, столпе и украшение Церкве Православный, российский Златоусте, языческих обычаев крепкий искоренителю, пре­искусный истолкователю евангельскаго учения, ревностный блюстителю священных отеческих преданий, любителю монашескаго безмолвия, богодухновенный собирателю сокровища духовныя мудрости от видимаго мира сего, премудро Богом сотвореннаго. Ты, яко избранный сосуд благодати, неленостно поучал еси всех жаждавших спасения словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Ты был еси милостивый защитник сирых, призрение вдовиц, убогих и всем сущим в бедах и напастех скорый утешитель, и ныне вемы, яко предстоиши пред лицем Господа славы и имееши велие к Нему дерзновение; сего ради к тебе, отче, прибегаем и усердно молим тя: буди о всех нас ходатай у Престола Всевышняго. Да простит Он беззакония и неправды наша; да просветит омраченный суетою ум наш и направит к истинному свету богопознания; да сохранит слабыя сердца наша от любострастных греховных увлечений и тлетворнаго мудрования века сего; да подаст земли благовременное орошение дождей и плодоношение и вся нам полезная, яже к животу временному и вечному, да вси притекающие к раце нетленных мощей твоих обретут мир, любовь и безмятежие. Церкви нашей испроси у Небеснаго Царя милость, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление. Отечество наше огради спокойствием и тишиною. Сохрани обитель твою святую от всяких соблазнов и научи всех нас благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да сподобимся и мы купно с тобою и со всеми святыми стати одесную Господа сил в день страшнаго всемирнаго суда Его. Помяни, угодниче Христов, святителю отче Тихоне, во святых своих молитвах и души отшедших отец и братий наших, да упокоит их Господь в Небесных селениих; не презри и наше воздыхание, да выну прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь

По материалам книги: «Святитель Митрофан Воронежский. Святитель Тихон Задонский». Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
«Сокровище духовное от мира собираемое». Изд-во Задонского Мужского Монастыря. 2006.