Словесные игры. Часть 1

Элла Лякишева
               
               СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ  Часть 1.
               
                Одна из бед наших школ состоит в том, что обучение
                происходит катастрофически серьёзно, чтобы не сказать
                занудливо.  А не забываете ли вы, родитель, играть с               
                собственным ребёнком?.. Если угодно, для взрослого
                человека – это проверка на то, сумел ли он сохранить в
                себе Божественные качества, данные Природой: умение
                фантазировать, азарт, умение сосредоточиться и так
                далее.
                Андрей Максимов. Из книги «Дети как зеркало»

      Дети – особая нация. Работая всю жизнь с детьми разного возраста, я не могла не прийти к выводу, что даже в преподавании такого  серьёзного предмета, как русский язык, очень нужны (и важны!) игровые приёмы. Они могут спасти сухую теорию и заинтересовать  как малышей, так и подростков.
 
    И в чём я ещё абсолютно уверена:  эти игры заинтересуют и многих взрослых, ибо в глубине души умного человека всегда остаётся жив ребёнок, его  любопытство и любознательность.
 
   К тому же, если у вас в семье есть дети, эти игры - полезнейшее совместное времяпрепровождение. И работа здесь не только для пап и мам, но ОБЯЗАТЕЛЬНО для бабушек и дедушек! Когда-то в русских семьях, именно старшее поколение было главным воспитателем. Не зря на Прозе в мемуарах так много слов благодарности именно им, СТАРШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ.
 
 Вообще хочу подчеркнуть (или выделить маркером, или напечатать жирным шрифтом), а на Прозе использую заглавные буквы: ВСЁ ЛУЧШЕЕ (и ХУДШЕЕ, увы, тоже) НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ! Чтобы худшего всё же избежать, прочитайте для начала три замечательные книги наверняка знакомых вам и (обратите внимание!)  УМНЕЙШИХ авторов.

                1.Симон Соловейчик «ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ВСЕХ».  Даже разделы глав, уверена, привлекут внимание: «ВОСПИТАНИЕ  СЕРДЦА»               
                «ВОСПИТАНИЕ ДУХА»,
                «ВОСПИТАНИЕ УМА».

              2.Андрей Максимов «ДЕТИ КАК ЗЕРКАЛО» с подзаголовком
                «Как подружиться с собственным ребёнком,  меняясь самому»
 
      Потрясающе  мудрая, скажу я вам, друзья, книга!  Её бы надо КАЖДОМУ  родителю иметь не просто на полке, а всегда под рукой.   И перечитывать  по несколько раз в день, а лучше – ВЫУЧИТЬ, как в прошлые века истинно верующие учили Катехизис!
 
    Самое главное достоинство книги – она учит ПРАВИЛЬНО ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ!  Ибо  без любви нет никакого воспитания!

     Она учит УВАЖАТЬ детей, какими бы они ни казались непонятными, упрямыми или невоспитуемыми!

      Она учит ЗАЩИЩАТЬ ДЕТЕЙ – и особенно от школы, как бы странно это ни звучало (особенно для меня, педагога)! Но, внимательно прочитав, я СОГЛАСИЛАСЬ  с автором!
     Помните, друзья, слова Андрея Максимова:
                «ДЕТИ ДАНЫ, ЧТОБЫ ВЗРОСЛЫЕ НЕ ПОЗАБЫЛИ В СЕБЕ БОГА».
               
     Ещё об одной замечательной книге не могу не сказать. Уверена, что  любознательным и ищущим знания читателям она неминуемо понравится!

            3.Лев Васильевич Успенский  «СЛОВО О СЛОВАХ»
                Вот заголовки некоторых глав:
                «Слово, которому 2000 лет»
                «Самая дорогая буква в мире»
                «В погоне за живым словом»…
    Конечно, эти названия - лишь малая толика из статей уникального произведения, которое с полным правом можно назвать «авантюрно-приключенческим романом», главные герои которого СЛОВА нашей речи!

        Посоветую читателям и авторов сайта  «Проза.ру», пишущих на эту тему.

1.ЕЛЕНА ГВОЗДЕНКО, автор книги «Гениальный дошкольник». Книгу можно найти на Ридеро.  А на странице Елены прочитать  интересные статьи в сборнике «КЛУБ МУДРЫХ МАМ».

2.ЕЛЕНА ПЛЮСНИНА, профессиональный педагог-психолог. Интересны её статьи в сборниках  «Педагогика и психология», а также
                «О РОДНОМ ЯЗЫКЕ».
  Интересующиеся могут на Ридеро скачать или купить её книгу:
         «ЗАКОН ВЗАИМОРАЗВИТИЯ. ДЕТИ СПАСУТ МИР?»

    Есть и на телевидении полезные передачи. Вот недавно на канале "Культура" возродили интеллектуально-развлекательную программу "ГРАМОТЕЙ", где свои знания в русском языке могут показать школьники, а зрители могут проверить СВОИ ЗНАНИЯ и заодно что-то почерпнуть новое. А это всегда полезно!!! Не пренебрегайте этой передачей! Надеюсь, вам будет приятно посмотреть на умных детей.
 
         А теперь пора переходить к практике! Для начала несколько
МЕТАГРАММ.
           Со звуком «С» я невкусна,
           Но в пище каждому нужна.
           С «М» берегись меня, не то
           Я съем и платье, и пальто.
                ***
          Хоть и мала я, но взгляни:
          Весь мир в себе я отражаю.
          Но К на Ц перемени –
          Я по болоту зашагаю.
               ***
          Я цвет одинаковый  часто имею,
          Но с Г зеленею, и с  К зеленею.
          Но с К  вам со мною рискованно быть:
          Могу и до слёз довести, и убить.
                ***
          С П я в доме, с В  я в поле,
          С М я в море, с Г в футболе,
          С К вбивают, с Т взрывают,
          С Д долину называют.
                ***
                ЛОГОГРИФЫ  (Из заданного слова, добавляя, отбрасывая или вставляя новый звук или слог, получаем новое слово)

              Я смерть и разрушенье сею,
              Несу я гибель в дни войны.
              Но О прибавь – и я повею
              Покоем мирной тишины.
                ***
             Несёт меня с трудом старик,
             Но если Ю прибавить -  вмиг
             К нему придёт на помощь тот,
             Кто без труда меня несёт!
                ***

            Припишу игре предлог -
            Превращу игру в цветок.
            Превращу в любой момент
            И в столярный инструмент:
            Впереди подставлю ноту -
            И бери его, работай!    (А.Тараскин)
   
                АНАГРАММЫ (из одного и того же слова можно, переставляя слоги или буквы, а также при обратном чтении (справа налево)  получить совершенно новые слова).
                ***
Меня найдёшь на корабле,
Я слово издавна знакомое.
Но буквы переставь во мне –
И ты получишь насекомое.      (Корма – комар)
            ***
В дождливый час и в летний зной
Спастись ты можешь подо мной.
Когда с конца меня прочтёшь,
То озером в горах Армении найдёшь.
          ***
Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но если ты прочтёшь меня с конца –
Во мне увидеть можно что угодно.
              ***
         Уверена, что вы всё  уже отгадали!

  А другие виды игр и словесных загадок  – в следующей части главы.

             Продолжение на   http://www.proza.ru/2018/10/27/1876