Ваад-байт

Саблина Марина
ходила поутру к управдому(ваад-байт).У нас с ним назначено было.Должна ж я понимать диспозицию?кто кому кто и что? и кто против кого?

Разговор вышел на два с половиной часа.Планировалось-то полчасика максимум.Но хорошо так языками зацепились. Он на 4 месяца в Америку уезжает.А я,типа,за старшую.

История у него на хорошую теленовеллу.Три жены,шестеро детей.Не одновременно жёны,конечно.Но к 72 годам багажа поднакопил,да. Пять дочерей и один сын.Тот,что с ним живёт.
Я думала,что мальчик-аутист. Оказалось-шизофрения.

Парень добрый,интересный. Огромный. Любит стариков и детей. А люди боятся. Когда жили в Америке,даже пожаловались на него,и он целый день в тюрьме сидел.Там строго с этими делами.Я бы,наверное,и сама испугалась, если бы такой человек проявил интерес к близким мне людям. Никто же не знает,что он из добрых чувств. Время жестокое,никто никому не верит.

Мать отказалась,не смогла.Ну,официально-то не отказалась,но сказала,что не справляется. Так и живёт с папой. Но папа стареет и боится,что когда-то сын останется один.Никому в семье он больше не нужен.

-Послушай, я просил тебя находиться в своей комнате.Мы разговариваем о серьёзных вещах,-говорит он сыну

-Чего ты его отсылаешь? Он не мешает.

-Мне неудобно..

-Чего это?

-Ну,он стоит тут..нависает..

-Фигня вопрос.Пусть сделает нам кофе тогда.

-Мы не пьём кофе..

-Ну, чай.

Просит, ребёнок(ему лет 20,но поведение детское) с радостью бежит на кухню..торжественно приносит чашки

-Хорошо,что использовал эти. А то там стоят мамины, я храню здесь всё,как было при ней.Это-квартира моего детства,я хочу сохранить её в таком же виде,как было при маме. Прошу его не брать эти чашки,но он будто не слышит..

-Послушай.Это-твои воспоминания. Твоя система ценностей.Он не может чувствовать то,что чувствуешь ты.Он-другое поколение.Оставь сейчас его болезнь. Хочешь сохранить - сделай полочку со стеклянными дверцами. И он не будет трогать,и ты будешь это видеть. Это я тебе как прагматик говорю.

-Но я же его прошу.Двадцать раз нужно сказать,чтобы он запомнил..

-Скажи двадцать раз.Он запомнит.

..рассказывает мне про банковский счёт,про проблемы с людьми,про проблемы дома.Задаю вопросы.Разговор сосредоточен на важных моментах

-А у тебя два сына,да?- вдруг спрашивает "ребёнок"

-Да.Молодец,что запомнил.

Я знаю,как важны подробности для таких людей.Я не знаю,за время моего наблюдения за ним,я бы всё-таки сказала, что это-аутизм.Прекрасно запоминает числа,оперирует с ними.

- Ты хорош в математике,правда? - спрашиваю я его

-Да.По математике у меня всегда были самые высокие оценки.

-Молодец! Он пишет на иврите? - спрашиваю я папу-управдома.

-Да..но..

-Он может помогать тебе печатать объявления.Писать, во всяком случае. А потом ты перешлёшь их мне по электронке, и я переведу их и на русский, и распечатаю. Годится?

-Отлично.Так и сделаем.Мы..

- А ты любишь пользоваться губной помадой и тушью для ресниц? - снова и вдруг спрашивает меня "ребёнок"

Папа готов провалиться сквозь землю:

-Дорогой,ну мы же разговариваем о важных вещах..ведь я просил тебя..

-Люблю и пользуюсь,-говорю я,-но иногда.Не всегда.

-У тебя скоро будут внуки? - спрашивает меня "ребёнок"

-Я не знаю.Пока не планировала.Я вообще не планирую дальше,чем на день.Но если будут когда-нибудь, я буду им очень рада.

-Ты молодая. Но у тебя будут внуки.Потому что у тебя есть два сына. И они взрослые.

-Точно.Ты молодец.

Мы ещё долго разговариваем. Оказывается,каждому человеку так важно быть услышанным. В этом маленьком случае,и папе - который очень неудобный человек,и сыну,который нужен только неудобному папе.

Тоже своя маленькая вселенная. Там ,где мама сбежала с негром, а потом вернулась на родину - и после этого триггера болезнь у ребёнка и расцвела.Там,где социальные работники вместо положенного времени тратили на "этот случай" от силы 5-10 минут за встречу,что должна была быть в рамках академического часа - и были депортированы папой вообще,через заявления и разбирательства.Там,где старшая дочка не хочет долгого общения деда с внуками-потому что почти всё его время занято больным сыном,который на его плечах "зачем он тебе?Зачем он с тобой живёт? у тебя есть и другие дети!"

Не моё дело,но он рассказывает,рассказывает.. накопилось.За этой бронью,за этой неудобоваримостью,в моих глазах вырастает Человек.

..уже уходя,я говорю "ребёнку":

-Ты молодец. И ты очень классный.

-Ты тоже,-говорит он.
И улыбается.

..уже дома Сашка спрашивает меня:

-С ребёнком всё ясно. А сам-то папа,нормальный?

-Нет,-говорю,-нет. Но он оказался живым и настоящим. При всех этих отягчающих обстоятельствах,которые ещё предстоит разгребать.

И я попробую.

Казалось бы,ваад-байт..нда.
А вы говорите.