4 Плоский мир

Лариса Болотова
       Из книги «Око Духа» Кена Уилбера:

«Все мы знаем о вульгарном редукционизме – это сведение всех сложных сущностей к материальным атомам, что действительно грубо. … Уточнённый редукционизм просто сводит каждое событие на Левой стороне (внутреннее индивидуальное и внутреннее коллективное) к  соответствующему аспекту Правой стороны (внешнее индивидуальное и внешнее коллективное). То есть уточнённый редукционизм сводит все «я»  и все «мы» к соответствующим им коррелятам, к множеству «оно». Разум сводится к мозгу, практика – к технике, внутреннее состояние – к битам цифровых «оно», глубина сводится к бесконечным поверхностям, пересекающим плоскую и безжизненную систему; уровни качества сводятся к уровням количества, диалогическая интерпретация – к монологическому взгляду – короче говоря, многомерная Вселенная примитивно сводится к плоскому миру.

Однако проблема заключается не в существовании этих объективистских, эмпирических, системных подходов. Эти подходы дают точную и важную информацию о внешних аспектах различных явлений, и в этом они незаменимы! В этом отношении я их полностью поддерживаю. Трудности возникают в том случае, когда они пытаются монополизировать рынок истины и заявляют, что эмпирическая сфера «оно» - это единственная значимая сфера на свете. Именно этому агрессивному империализму и колонизации сфер «я» и «мы» монологическим «оно»-подходами мы должны противостоять повсюду, противостоять во имя других и в равной степени почитаемых истин.

Суть в том, что каждое человеческое существо, имеет субъективный аспект (искренность, правдивость), объективный аспект (истина, соответствие), интерсубъективный аспект (культурно конструируемый смысл, справедливость, уместность) и интеробъективный аспект (системность и функциональное соответствие), и наши различные критерии познания основываются на этих в высшей степени реальных сферах».