Просто Питер... Ч. 6

Светлана Иларионова
О моих посещениях Эрмитажа можно было бы слагать баллады или уж юмористические рассказы с элементами триллера. Хотя внешне все происходило вполне обыкновенно. Наиболее интересным было первое посещение.
Надо мной до сих пор смеются, когда я говорю, что чуть не сдохла в Питере от жары. Но это правда, все десять дней в городе стояла аномальная жара. Ночные дожди освежали слабо. Из метро несло нагретой резиной. Жить можно было только в парках и садах, в тени деревьев. Собственно, многие под деревьями и валялись. В Эрмитаж я в этот день не собиралась, а хотела пойти в Русский музей. Поскольку музеи работают не с девяти утра (а жаль), я немного погуляла по городу. В двенадцатом часу, уже изрядно утомленная жарою и ходьбой, я обнаружила, что в Русском музее выходной. Поинтересоваться этим раньше мне в голову не пришло. Рассудив, что Эрмитаж недалеко, направилась туда.
Когда добралась до цели, попутно любуясь Зимним дворцом, коваными решетками и т.д., очередь через двор уже подбиралась к воротам. На всякий случай я заняла ее. Двигалась она довольно быстро, хоть и пришлось простоять почти час. Впрочем, во дворе довольно красиво и приятно, если, конечно, не выползать на солнце. Внутри я быстро купила билет, попутно возгордившись российским гражданством (билет дешевле), сдала сумку и отправилась через просторный зал навстречу неизвестности. Взять схему я не догадалась.
Поколебавшись, решила начать со второго этажа. Вместе с другими людьми бодро поднялась по лестнице, частично закрытой сетками (это была Иорданская лестница, но я тогда об этом не знала), и оказалась вдруг в каком-то коридоре одна-одинешенька. Куда делись остальные, не знаю. Коридор был увешан гобеленами, красивыми, но изрядно потускневшими. Когда гобелены кончились, стало повеселее, в коридоре там и сям стояли различные столики, комодики, бюро и т.п., очень красивые и интересные. Я догнала экскурсию из двух человек с экскурсоводом, говорившим по-французски. Некоторое время я тащилась за ними, пытаясь слушать. Потом набрела на зал французской живописи 17–18 веков, закрытый на обед.
В целом в Зимнем дворце мне нравилось, великолепие убранства впечатляло. Незаметно добралась до зала с часами-павлином. Признаться, я могла бы провести там гораздо больше времени, но народу там было… многовато. Я пристроилась к какой-то экскурсии и тащилась за ней с полчаса (пока не кончилось). С удовольствием посмотрела итальянскую живопись, галереи Да Винчи (там тоже можно бродить долго), неожиданно на бегу опознала картину Веласкеса и страшно обрадовалась, словно встретила знакомого. Несмотря на то, что экскурсоводы все время обращали внимание на живопись, до моего сознания это как-то не доходило. Поэтому я была поражена, увидев полотна Леонардо. Тем более что народу возле них не оказалось и можно было, что называется, носом по картинам поводить. Что я и сделала. Какая-то девчушка с упоением фотографировала как картины, так и подписи к ним.
Когда же нас довели до Рембрандта, я была шокирована совершенно. Ну напрочь забыла, что его картины в Эрмитаже есть! Но ошеломление все же было чрезвычайно приятным.
Вспомнив таким образом о живописи, я отправилась осваивать музей самостоятельно. Сразу скажу, что вернуться к закрытому на обед залу французской живописи не получилось. Я непрестанно натыкалась на немецкое искусство и выставку Пабло Пикассо, который не интересовал меня в тот момент совершенно.
Я решила, что уж импрессионистов-то посмотрю, и выбралась на третий этаж. Там было намного жарче, хотя кондиционеры работали и окна были открыты. Ноги уже болели ужасно, и голова кружилась, но как же мне было хорошо! Почему я улыбаюсь, как шальная, когда вижу их картины? Впрочем, кондиционер под одной из них тоже несколько прибавил бодрости.
Выход я искала уже в полуобморочном состоянии. Передо мной смутно мелькали залы с фресками Пенджикента, античным и первобытным искусством. На нагретой, как сковорода, Дворцовой площади я купила и выпила полбутылки довольно теплой воды, но легче не стало. Осознав, что грохнуться в обморок на улице или в метро было бы печально, я зашла на Невском в кафе (понятия не имею какое) и охладилась там мороженым.
Мое внезапное и очень хаотичное и бестолковое посещение Эрмитажа закончилось тепловым ударом и сильными болями в ногах. Что не помешало мне наутро продолжить освоение города. Было ясно, что неплохо бы при случае посетить Эрмитаж снова. Кстати, из всех зданий Эрмитажа больше всего понравился Новый Эрмитаж: там было прохладнее.