Базилика Св. Антония в Падуе. Часовня ковчега

Алина Алексеева-Маркезин
         
      Базилика Святого Антония является самым важным религиозным центром города, куда устремляются тысячи паломников со всех концов Италии.Строительство церкви началось через год после смерти святого, в 1232 году, и продолжалось 78 лет. Некоторые изменения и реконструкции производились также в XIV и XV веках.

            В своём нынешнем состоянии базилика соединила в себе наследие нескольких строительных этапов, от готического интерьера первоначального храма до барочной капеллы реликвий, построенной одним из учеников Бернини.

    По образцу венецианского Сан-Марко собор увенчан пятью широкими куполами, позаимствованными итальянцами из репертуара византийской архитектуры. К куполам пристроены звоннички, напоминающие минареты.

         В одной из капелл базилики находится гробница падуанского правителя Гаттамелаты, а перед входом в церковь стоит знаменитая конная статуя Гаттамелаты работы Донателло.

        Росписью храма занимались многие художники, среди которых Альтикьеро да Дзевио, Джакопо д’Аванцо, Стефано да Феррара (Stefano da Ferrara), Джироламо Тессари (Girolamo Tessari) и др. Над скульптурными композициями храма работал Никколо Пиццоло.

СВЯТОЙ АНТОНИЙ.(1195-1231гг)

                Падуя (Padova) неразрывно связана с именем святого Антония, францисканского монаха тринадцатого века, почитаемого во всем мире и являющегося покровителем города. Пламенный защитник католической веры, он яростно воевал против катарской ереси, особенно во Франции.

          Святой Антоний считается покровителем Лиссабона и Падуи. В его честь назван город Сан-Антонио в США. Также он считается покровителем бедных и путешествующих. К святому Антонию обращаются как к помощнику в обретении утраченных ценностей. С конца XIX века распространился обычай называть пожертвования на бедных, собранные в церкви — «хлеб святого Антония».

            Святой Антоний переехал в Падую, где умер в возрасте 36 лет, и за совершенные чудеса был канонизирован папой Григорием IX через год после смерти. Мощи святого хранятся в маленькой церкви Санта-Мария-Матер-Домини (Santa Maria Mater Domini) рядом с монастырем, основанным Антонием в 1229 году.

           Именно эта церковь стала первоначальным ядром, из которого выросла базилика Святого Антония (Basilica di Sant'Antonio). Церковь стала одной из часовен собора и известна как Капелла Черной Мадонны (Cappella della Madonna Mora). Строительство базилики началось в XIII веке, но работы по реставрации и изменению ее облика и в интерьера продолжались и на протяжении всего ХХ в.

ЧАСОВНЯ КОВЧЕГА.

          Особенное внимание следует обратить на  Капеллу гробницы святого Антония (Cappella della Tomba di Sant'Antonio), называемая также «Ковчег» (Arca), создана Тицианом Аспетти (Tiziano Aspetti).Это великолепная работа эпохи Возрождения , начатая в 1500 году и завершенная в конце того же века.


    На алтаре установлены три статуи: в центре находится изображение святого Антония, по бокам – святого Бонавентуры и святого Людовика Тулузского.
За алтарем, на стенах часовни, окружая гробницу святого, расположены девять мраморных барельефов.Именно барельефы привлекли моё пристальное внимание,так как были выполнены лучшими скульпторами своего времени.

 Вдоль стен расположены девять мраморных рельефов, со сценами жизни и чудесами s. Антонио . Слева:

  Одевание с. Антонио (A. Minello, 1512);
Ревнивый муж, который убивает свою жену (Г. Рубино и С. Козини, 1529);
Св. Антоний возрождает молодого человека (Д. Каттанео и Г. Кампанья, 1577);
Воскрешение молодой утопленной женщины (Iacopo Sansovino, 1563);
Святой Антоний воспитывает утопленного ребенка (А. Минелло и И. Сансовино, 1534);
Чудо сердца ростовщика (Т. Ломбардо, 1525);
Чудо отрезанной и приподнятой ноги (Т. Ломбардо, 1525);

   Стекло бросили в землю ,но оно осталось неповреждённым (Г. Моска и П. Стелла, 1520-29);
         Новорожденный свидетельствует о честности матери (А. Ломбардо, 1505).

               Из дневника стольника П. А. Толстого за 1697 год

    "В Падве церковь западная великая во имя католицкаго святаго Антония Падовскаго, в котором костеле, сказывают, и тело ево лежит под престолом. Та церковь зделана изрядным основанием и зело длинна и широка, имеет на себе семь глав великих. В том костеле около престолов изрядное строение из алебастру и из розных цветов аспидных камений, и помост в том костеле зделан из розных цветов мраморов предивною работою.

          Показывали нам в той церкве многие мощи святых апостол и святых мучеников и иные многие святыни, между которыми показали нам язык и сказывали, что тот язык святаго Антония Падовскаго. А где лежит тело святаго Антония, около гробу ево висит множество лампад серебреных, великих и малых, которых я мог счесть сто тритцать, а иных, которые есть по всей церкве, не мог за величеством церкви исчислить. У тое церкви живут католицкие законники, которые называются францишкане. В средине того костела по стенам знать стенное писмо по многим местам древней греческой работы."

          Картины, посвященные святому Антонию, как правило, отражают события его жизни, главным образом, совершённые им чудеса: проповедь рыбам (Веронезе), явление младенца Иисуса (Мурильо и Ван Дейк), чудо с ослом, вставшим на колени перед Святыми Дарами («Чудо св. Антония», неизвестный фламандский художник XVI века), Джотто изобразил св. Антония во время проповеди. Картины о святом Антонии есть также у Сурбарана, Тициана и других великих художников.