357 Шлюпочная гонка в День ВМФ 29 июля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

357. Шлюпочная гонка в День ВМФ. 29 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Воскресенье, 29 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 18.0°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:06, заход солнца – 20:41 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 85%, Давление 754 мм. рт. ст. Скорость ветра - 2 м/с.

В 14:00 в воскресенье 29 июля 1973 года знойная тишина и солнечное пекло над проливом Каттегат и мысом Скаген (Дания) сменились полупрозрачной дымкой, которая как парниковое одеяло накрыло гладь моря, но уже пришло в движение. С Северного моря, из-за песчаных дюн мыса Скаген повеяло если не прохладой, то движением воздушных масс. Мы, экипаж БПК "Свирепый", почувствовали изменение погоды по исчезновению вокруг выхлопных труб сизого смрадного облака газов от работающих дизельных генераторов.

Прекрасное, мощное и красивое выступление на перекладине наших корабельных гимнастов - лейтенанта Михаила Казаченко и матроса Владимира Баранова - подвигло моряков с азартом согласиться на участие в шлюпочных гонках. Шлюпка (шестивёсельный ял с пластмассовым корпусом) на БПК "Свирепый" была одна, поэтому было решено устроить гонки на время: кто скорее доплывёт до танкера СМТ "Шексна", стоящего на якоре на расстоянии 15-20 кабельтовых (2778 - 3704 м), тот будет победителем и получит главный приз - большой горячий свежеиспечённый праздничный яблочный пирог.

Немедленно в среде офицеров, мичманов и матросов (старшин) началось формирование гребных команд: кто будет загребным, кто на вёслах, кто у руля и т.д. Также мгновенно возникли команды болельщиков, а также команды, тренеров, массажистов, помощников, которые начали готовить и обхаживать гребцов. Естественно, каждой команде хотелось иметь таких мощных гребцов, которые гарантировали бы победу в шлюпочной гонке. Матросов и старшин большого роста и физически сильных начали переманивать, завлекать, уговаривать, но как-то сразу наметились две тенденции в формировании шлюпочных команды - команда годков, команда молодых матросов и смешанная команда молодых офицеров и мичманов. Это уже становилось интереснее...

На подготовку шлюпочных команд пришли посмотреть старшие офицеры БПК "Свирепый": отдохнувший и благодушный после праздничного обеда командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, второй командир корабля капитан 2 ранга М.В. Суханов, офицеры флагманские специалисты, командиры боевых частей, которые тут же включились в процесс формирования шлюпочных команд, обещая своим подчинённым морякам всякие блага за победу. Общее руководство шлюпочными гонками осуществлял старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Н.В. Протопопов.

Ещё в севастопольской Морской школе ДОСААФ в 1971 году я участвовал в шлюпочных гонках на настоящих деревянных шестивёсельных ялах и хорошо помнил, что такое напрягаться изо всех сил, ворочая тяжёлым вальком длинного весла, что такое "нормальные 25-30 гребков" и как натираются кровавые мозоли на попе, от усиленного ёрзания на шлюпочной банке (сиденье). Тогда я был загребным, то есть исполнял обязанности "задатчика" темпа, ритма и мощности гребли, теперь, по сравнению с нашими "зубрами" и "лосями" (так сразу же начали называть тех моряков, которые должны были грести), я был из-за совей худобы и немощи, никем, только зрителем.

Мне очень хотелось попасть в команду гребцов, но замполит запретил мне даже думать о том, чтобы попасть в шлюпку. Зато он приказал мне опять войти в состав команды нашего корабельного рабочего катера РБК-30 пр.337, чтобы вместе с "судьями" сопровождать шлюпку до танкера СМТ "Шексна" и обратно, сфотографировать гонки, особенно, лица и старания гребцов. Эти фотографии я должен был использовать для оформления второй корабельной стенгазеты, посвящённой празднованию Дня Военно-Морского Флота Советского Союза. Я с энтузиазмом воспринял новое поручение-приказ заместителя командира корабля по политической части капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина, сбегал в ленкаюту, быстренько зарядил в кассеты новые отрезки фотоплёнки, вооружился зеркальным фотоаппаратом "Зенит-ЕМ" (им удобно видеть через объектив реально происходящие события) и вклинился в толпу готовящихся к гонкам моряков.

Ажиотаж вокруг шлюпочных гонок был невероятный: все шумели, говорили, спорили, восклицали, кого-то звали, чего-то решали, о чём-то договаривались и все наперебой советовали, инструктировали, наставляли, рассказывали, как надо грести, как надо действовать во время гребли, как распределить силы на дистанции и вообще, как победить в гонке. Говорили о шлюпочных гонках и в среде старших офицеров и флагманских специалистов. Каждый и всякий, кто хотел, вспоминал своё курсантское время учёбы в высших военно-морских училищах и участие в шлюпочных гонках и у каждого были свои воспоминания и секреты успеха и побед. Мне было очень интересно послушать командиров и очень интересно быть в гуще подготовки к гонкам. Я "разрывался на части"... Судите сами.

- Физической подготовке матросов на флоте уделялось самое пристальное внимание, - сказал капитан 2 ранга Михаил Владимирович Суханов. - Ещё в 1858 году по инициативе контр-адмирала Г.И. Бутакова в Николаеве на Чёрном море были проведены шлюпочные гонки под парусом и на вёслах. Тогда шлюпки разделили по категориям, чтобы уравнять шансы на победу, а при гонке на вёслах уравняли число гребцов. Правила шлюпочных гонок были простыми - на равных условиях пройти дистанцию 10 кабельтовых (1 морская миля - 1852 м) с одним поворотом, туда и обратно, на время. Кто быстрее пройдёт дистанцию, тот и победил.
- Потом правила шлюпочных гонок улучшили, - продолжал Суханов. - В 1875 году была издана "шлюпочная книжка", в которой были правила гонок на шлюпках.
- Нам в училище говорили, - сказал командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров, - что адмирал Степан Осипович Макаров, ученик Григория Ивановича Бутакова, тоже считал шлюпочные гонки обязательными для обучения моряков на флоте. Проводились даже гонки под парусом, но без использования руля, только за счёт умения маневрировать парусом и дифферентом...
- В 1860 году контр-адмирала Бутакова перевели служить на Балтийский флот, - вставил своё слово замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин. - и в первый же месяц его службы на Балтике были проведены шлюпочные гонки. Причём Григорий Иванович Бутаков, знаток шлюпки, старался научить офицеров, мичманов и матросов "щёгольскому" управлению шлюпкой под парусом.

- Это как же? - заинтересовался капитан 2 ранга В.М. Суханов.
- Мастерски, элегантно, точно и гибко, - ответил за замполита командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров. - Бутаков одним из первых показал как на полном ходу шлюпки под парусом "давить морского клопа на бочке"...
- Пройти шлюпкой впритирку к корпусу бочки на рейде, и чиркнуть боротом шлюпки по морской тине на боку бочки, - пояснил замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин и все присутствующие офицеры засмеялись.

Я вспомнил, как в севастопольской Морской школе ДОСААФ наш учитель по морской практике и командир шестивёсельного яла по прозвищу "морской волчара" (Боцман) показал нам этот рискованный приём вождения шлюпки под парусом и вспомнил, как наш вперёдсмотрящий кричал "Прямо по курсу бочка!"...

Во времена русского парусного флота были разные по величине и количеству гребцов шлюпки:
- 7-ми вёсельные вельботы и гички;
- 3-5-ти вёсельные вельботы;
- 16 и 14 вёсельные катера;
- 12 и 10 вёсельные катера;
- шестёрки;
- баркасы и полубаркасы.

Вельботы – это лёгкие и узкие шлюпки, имеющие 6 вёсел, предназначены для переездов командиров кораблей. Гички – это тот же вельбот, только с транцевой кормой. Катера – это шлюпки, имеющие от 10 до 16 весел, служат для высадки десанта, выполняют функции посыльного судна и для выполнения судовых работ. Шестёрки или "ял-6" – предназначены для перевозок и судовых работ. Баркасы и полубаркасы – это большие, тяжёлые шлюпки, с количеством вёсел от 14 до 22 и предназначены для перевозки больших грузов, высадки десанта и завоза якорей (здесь и далее цитатное изложение данных статьи ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛ ШЛЮПОЧНЫХ ГОНОК. Зуб И.В. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург, 2017).

Корабельная спасательная шестивёсельная шлюпка-ял на БПК "Свирепый" была с корпусом из стеклопластика и все вёсла были одинаковой длины и конструкции, поэтому условия для всех шлюпочных команд были одинаковые. Теперь успех в шлюпочной гонке на вёслах зависел только от усилий и умения гребцов.

По согласию всех участвующих в подготовке к шлюпочным гонкам договорились о следующем:
- команды стартуют с палубы корабля;
- по сигналу главного судьи (старпом) команда шлюпки спускается по сходням в шлюпку и занимает свои места;
- разбирают вёсла, отходят от трапа и начинают грести так, как считают нужным;
- шлюпку сопровождает катер, не обгоняя и не мешая шлюпке;
- достигают танкера СМТ "Шексна", касаются веслом борта танкера и поворачивают обратно;
- пришвартовываются к сходням БПК "Свирепый", убирают вёсла, поднимаются по трапу, выстраиваются и докладывают о прибытии;
- всё, на этом гонка заканчивается, подсчитывается время гонки и количество штрафных баллов;
- штрафы (1 минута за одно нарушение) даются судьями (три человека) за нарушение правил обращения с шлюпкой (посадка, управление вёслами, швартовка и т.д.).

Матросы и старшины экипажа корабля дружно и громко возмутились штрафами, правилами, требованиями и т.д. Я тоже их поддержал и в присутствии командиров корабля и старших офицеров сказал, что сегодня праздник День ВМФ, а не состязания и тренировка по шлюпочному делу. Пусть победит то, кто просто быстрее всех сходит до танкера, коснётся его веслом и вернётся обратно к трапу, ткнётся в него...

- Ну, - сказал командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, - в трап тыкать носом шлюпки не надо, а вот подойти на расстояние 2-3 метров до трапа - это и будет финишем. Согласен! Действуйте!
- Но отпускать шлюпку со старта надо так, - азартно заявил второй командир корабля капитан 2 ранга В.М. Суханов. - Пусть кто-то из судей придерживает шлюпку у трапа за корму и по сигналу отпускает, а гребцы с места начинают грести. Согласны?

Все одобрительно зашумели и начались гонки. Первая команда в составе: судья (мичман), старшина шлюпки (годок) и шесть гребцов спустилась в шлюпку. Перед посадкой в шлюпку гребцы распределились по банкам. На загребную банку сели наиболее сильные и опытные гребцы, на баковую - наиболее ловкие и проворные. "Левши" сели на левый борт, "правши" - на правый. Всё эти хитрости и тонкости шёпотом говорились во время подготовки к гонкам и команды "болельщиков" и "тренеров" ревниво поглядывали друг на друга.

Посадка в шлюпку производилась по команде старпома: «Гребцы в шлюпку!». Всё же из строя на юте, гребцы бегом спускались по трапу к шлюпке, стоящей на воде кормой к трапу и занимали места в таком порядке: первым входил шестой номер, затем пятый и т.д., старшина входил после гребцов, а крайним был судья (мичман). Гребцы отводили шлюпку точно в положение перпендикулярное борту корабля, разбирали вёсла, готовились и по команде старпома "Старт!" судья (тоже мичман) отпускал кранец шлюпки. Шлюпка бурно рывком стартовала...

При движении на вёслах старшина шлюпки сидел на книце правого борта, держа ноги между заспинной и транцевой досками. Судья (мичман) , он же командир шлюпки, сидел на кормовом сиденье с левого борта. Выходила команда шлюпки тоже по команде старпома: «Гребцам выйти из шлюпки», но в обратном порядке. Единственное, на чём настоял старпом, это выполнение всех обязательных ритуалов вооружения шлюпки, то есть, чтобы старшина шлюпки вставил изогнутый румпель, ставил кормовой военно-морской флаг, проверял наличие на штатных местах предметов снабжения шлюпки, а при входе на шлюпку судьи (мичмана) подавал команду «Смирно» и отдавал честь, прикладывая руку к головному убору. При этом гребцы по команде «Смирно» должны были сидеть на своих местах лицом в корму, корпус прямой, ноги согнуты в коленях, руки на коленях... Это самое старпомовское "руки на коленях" настолько всех рассмешили, что бедный Николай Валерианович Протопопов надолго прекратил свои "выступления" и праздник День ВМФ на БПК "Свирепый" продолжался без этих "коленопреклонений"...

Все гребцы начинали гонку одинаково - по команде старшины шлюпки "И-и-и, раз!" загребали максимально резко, рывком и сильно, разгоняли шлюпку до заранее установленной скорости (скорость движения шлюпки считали по количеству гребков в минуту - автор), а затем размеренно, по избранной тактике, гребли. Не всем удавалось сохранить темп гребли до конца пути от танкера СМТ "Шексна" до корабля. К концу пути гребцы, как правило, выбивались из сил. Поэтому крайняя команда гребцов (офицеры и мичманы) уже знали, видели и понимали, как надо было правильно распределять свои силы на дистанции.

Все три раза гонки шлюпки сопровождал наш корабельный рабочий катер, на котором, кроме штатной команды катера, были ещё третий судья (офицер) и матрос-спасатель в спасательном жилете и со спасательным кругом в руках. Во время первой гонки (команда молодых матросов и подгодков) в катере был и я, чтобы всё сфотографировать. Я сделал массу снимков во время этих состязаний, но в мой ДМБовский альбом попала только одна первая фотография гонок, остальные были использованы для фотогазеты, фотолетописи, розданы командиру корабля, замполиту, старшим офицерам и участникам гонок.

Должен сказать, что дистанция 15-20 кабельтовых оказалась "большеватой" для всех команд-участников гонок, ребята быстро уставали грести... Команда молодых матросов и подгодков вернулась полностью без сил, они даже не смогли все вместе, как положено, собрать вёсла и подняться по трапу. Вторая команда годков лучше и быстрее прошла дистанцию, но тоже выдохлась на обратном полпути и тоже с трудом преодолела трап. Третья команда офицеров и мичманов в чём-то нарушила свой ритм гребли, немного рассорилась во время гонки, но вернулась эффектно, красиво и мощно пришвартовавшись к сходням-трапу БПК "Свирепый".

Гребцам на шлюпке было некогда скучать, поэтому им неведомо было, что после азартного и весёлого старта на палубе БПК "Свирепый" начиналось томительное ожидание. Шлюпка и сопровождавший её катер удалялись, наступала тишина, которая ничем не заполнялась, кроме ожидания возвращения шлюпки и разговорами. Опять моряки пошли загорать, пытаться ловить рыбу, заниматься своими делами и только старпом ревниво следил за действиями судей и вахтенных у трапа. Однако к возвращению шлюпок и катера все опять собирались на юте, чтобы посмотреть на мучения гребцов и приветствовать победителей.

Самое лучшее праздничное удовольствие получили и испытывали те, кто в качестве зрителей и болельщиков оставался на корабле. Они бурно приветствовали измученные команды гребцов, хвалили их, восторгались, считали минут гонки, спорили с судьями, поздравляли участников гонок с победой и вообще, - выражали бурную радость и веселье. Особенно радовался мой друг-годок Славка Евдокимов, который благодарил морского бога и меня за то, что я отговорил его от участия в шлюпочных гонках.

В итоге победу в шлюпочных гонках одержала команда моряков-годков. Старпом и судейская бригада объявила итоги подсчёта времени и штрафных очков (старпом всё же настоял соблюсти все правила) и победителям торжественно вручили большой противень с большим пышным яблочным пирогом. Два других пирога (поменьше) были вручены коками в белоснежных фартуках и колпаках остальным двум командам шлюпок. Так что 29 июля 1973 года в День ВМФ СССР победил сильнейший и настоящая флотская дружба.

А далее было настоящее приключение, которое сильно обеспокоило старшего помощника командира корабля, но сильно подзадорило и сплотило экипаж и командира корабля... Купание в море!

Фотоиллюстрация. 29 июля 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Якорная стоянка у мыса Скаген. БПК "Свирепый". День ВМФ СССР. Праздничная шлюпочная гонка. Три команды: годков, подгодков и молодых матросов, офицеров и мичманов, соревновались на скорость прохождения дистанции от БПК "Свирепый" до танкера СМТ "Шексна" и обратно (дистанция 15-20 кабельтовых). Победила команда шлюпки годков. Первый приз - большой горячий и пышный пирог с начинкой из яблочного повидла, абрикосов, изюма. Дав пирога поменьше - призы за второе и третье места. Победил праздник День ВМФ и флотская дружба. Шлюпку сопровождал наш корабельный рабочий катер, с которого я и сделал эту фотографию. Обратите внимание на мглу на небе за танкером СМТ "Шексна". Знойная солнечная жара, неподвижный воздух, штиль, душное марево начало меняться на все признаки приближающейся грозы.

Источники:
Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 3. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., 'Физкультура и спорт', 1963. 423 с.
Андреев В. В. и Карташев Р. Д. Шлюпка. Устройство, обращение, использование. М., 1957. Орлов Е. С. Морская практика для матросов. М., 1958.