столетие влксм эссэ

Людмила Самойленко
      29 октября 1918 года в Москве открылся 1й Всероссийский съезд союзов молодёжи. Он объединил существующие в России союзы в единую организацию с программой и уставом и постановил именовать её Российский Коммунистический
Союз Молодёжи (РКСМ). В 1924 году ему было присвоено имя Ленинский, в 1926 году стал именоваться Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи -ВЛКСМ.               
      
      Сколько ни говорим о скоротечности  времени, не перестаём удивляться: вот и день пролетел; вот и год пробежал! А вот и более 50ти лет прошло, как меня приняли на работу в Свердловский городской Дворец пионеров и школьников!!! Я училась в пединституте на факультете русского языка и литературы и сожалела, что с этого факультета убрали специализацию истории. Делила свои интересы и  любовь между историей и литературой. Хотелось соединить их в работе. Часто замечаю, что мои желания каким - либо достойным образом осуществляются. Последние два курса обучалась заочно, работая в школе пионервожатой. Проявила себя в комсомольских делах и вскоре получила предложение перейти на работу в Свердловский городской  Дворец пионеров и школьников заведующей Музеем  Истории комсомола.  Не скрою - это предложение я получила не без помощи мужа-Бориса Самойленко. Он в 60е годы  работал в ГК комсомола.  Меня пригласил на собеседование 1й секретарь ГК Юрий Шкребнев. Встреча запомнилась мне почти детально: Юрий расспросил меня о моих интересах, что я знаю об истории комсомола, как провожу не рабочее время, каких современных поэтов и писателей читаю. Без длительных проволочек меня утвердили на должность.         
       Музея  ещё не было.  Было множество материалов  по истории молодёжного движения на Урале. Собирали их  кружковцы отдела краеведения Дворца под руководством Павла Игнатьевича  Истомина. Они встречались  с организаторами молодёжного движения, предшествовавшего комсомолу.  В 1917 году в Екатеринбурге был создан Социалистический Союз рабочей молодёжи. Одной из его организаторов была Римма Юровская-дочь руководителя расстрела царской семьи Якова Михайловича Юровского. Ребята знакомились с ветеранами  комсомола, проводили с ними встречи, записывали их воспоминания. Материалы на эти темы были систематизированы лишь частично. Нашла применение моя любовь к истории: нужно было кропотливо знакомиться с документами  и выстраивать из них исторически и логически последовательную цепочку. Я работала не одна. Пётр Георгиевич Варов,  ветеран комсомола, участник Великой Отечественно войны, 65 летний пенсионер был лаборантом.  Благодаря ему я научилась бережно относиться к документам, фактам и датам указанных в них. Мне нужно было литературно обработать материалы, отобранные для описания разделов  экспозиции музея, подготовить подписи под фотографиями, дать название и принадлежность экспонатов.
      Заглянула в свою трудовую книжку. Запись в ней напомнила мне, что я была принята  на работу во Дворец пионеров 11.10. 67. С начала 1968 года работа над экспозицией музея приняла ударные темпы.  Проходили встречи с ветеранами, уточнялись, сверялись с  документами даты, записывались воспоминания, в том числе и на магнитофон. Запись встречи с Риммой Яковлевной Юровской хранится у меня на бобине до сих пор.  Воспроизвести её можно на магнитофоне класса «Комета».  Ветераны принимали участие в создании книги «Так нам сердце велело» - летопись истории комсомольского движения на Урале.  Но  надо уточнить: в основном в Свердловской области. Книга была издана Средне-Уральским книжным издательством и пришла в руки читателям накануне празднования 50летия комсомола.      
      Около 10 лет я работала в Городском Дворце пионеров, проводила экскурсии для школьников, гостей города, выезжала с выступлениями в область, участвовала в  комсомольских слётах. На моей памяти встречи пионеров и школьников с космонавтом  Лазаревым В.Г., с уральцами - Героями Советского Союза, Социалистического труда. Запомнилась встреча с композитором Е.П.Родыгиным. Совместно с ребятами-членами исторического кружка при музее, которым я руководила,  совершала  поездки в города и сёла области для сбора  материалов и встреч с ветеранами комсомола и пионерского движения 20х-30х-40х годов, к 50летию пионерской организации. Годы работы во Дворце                пионеров я вспоминаю с ностальгией и благодарностью  людям, с которыми  работала, встречалась в походах, на слётах, на организованных в музее тематических встречах.
        Полвека прошло с той поры,  как в СССР отмечалось 50 лет  создания комсомола. Я могу с учётом своего жизненного опыта и знаний оценить, как продуманно и многопланово проводилась работа с подростками  и молодёжью по воспитанию любви к Отечеству, почитанию традиций, уважению к человеку труда. Кто найдёт время познакомиться с моим очерком, может привести в противовес массу минусов допускавшихся в работе - иногда формализма, славословия, погони за итоговыми цифрами. Но накануне празднования 100летия ВЛКСМ хочется вспомнить о лучших сторонах тех лет, в течение  которых  я  была тесно связана с комсомолом  и  комсомольцами - ровесниками и  ветеранами. Я не вдаюсь в исторические подробности, потому что об том  времени, людях и делах сняты фильмы,  написаны  книги.
      Одно воспоминание врезалось мне в память. Обычно приём в комсомол проходил накануне или в дни памятных дат: 7гоноября-день Октябрьской революции, 23 февраля - день  рождения Красной армии. Напомню, приём в комсомол  шёл в 2 этапа, в первичной комсомольской организации, далее в районных комитетах комсомола. При приёме  в комсомол нужно было иметь рекомендации от комсомольцев или коммунистов, фотографии для комсомольского билета. При приёме на школьном комитете  задавались вопросы личного характера, об успехах  в учёбе, спорте, о политике в мировом масштабе и в стране, К этому готовились не один день.
       Это было в 1962 году в небольшом старинном уральском городке Верхнем Тагиле. Подростки 14ти-15ти лет после приёма в ряды ВЛКСМ в школе, ноябрьским  утром  собрались для выезда в районный центр Кировград, находившийся в 8 – 10км. Всю ночь шёл снег. Дороги занесло, было прохладно, хотя настоящие морозы ещё не наступили. Ребята под руководством секретаря школьного комитета комсомола   пришли на автобусную остановку. Рейсовый автобус из-за непогоды не пришёл. Тогда секретарь Галя Острова - девушка  старше  собравшихся для поездки ребят года на два, предложила идти пешком. Никто не отказался. В составе этой группы была моя одноклассница Лена Воронцова. Они шли более двух часов. В РК ВЛКСМ их  уже не ждали: причина уважительная – непогода. Когда около десятка уставших, озябших ребятишек зашли в  здание, где размещался РК комсомола, то молодые, но всё-таки взрослые работники райкома, оторопели! Вместо расспросов и вопросов напоили ребят чаем и без обычной строгой процедуры, после беседы, приняли их в комсомол.               
      Я вспомнила эту историю, как показательный пример высокой степени патриотического воспитания детей и молодёжи в те времена, которым дают разную, иногда только негативную оценку. И всё-таки в те годы в СССР жил сплочённый, любящий страну народ.
      Глубоко сожалею, что нет той страны, нет организации ВЛКСМ. Нет и музея. Огромный, широкий коридор, в котором размещался музей стоит пустой. Но природа не терпит Пустоты...    
       
      Поздравляю комсомольцев всех лет со Столетием организации ВЛКСМ! Вспомним о самом лучшем, что сохранилось в памяти у нас, прошедших школу октябрятско-пионерско-комсомольской жизни!
                Комсомолка 60х – 70х годов Людмила Латынина (Самойленко)
               
27.10.2018