Отзыв на роман А. Кердана Берег отдаленнй

Алевтина Цукор
Сюжет, созданный жизнью


Мало кто в России не видел или не слышал рок-оперу «Юнона и Авось» композитора Алек-сея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского, идущую с 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола. Сюжет оперы таков. «Юнона» и «Авось»  - два парусных корабля, на которых в 1806 году экспедиция во главе с графом Резановым отправилась в далекую Калифорнию для налаживания торговых связей между Русско-Американской  компанией (базирующейся на Аляске) и испанскими колонистами. Русским поселениям катастрофически не хватало продовольствия, свирепствовала цинга, и усилия по освоению Аляски сводились на нет. Миссия в Японию сорвалась, Оставалась надежда на испанцев. Встретили русских приветливо, на балу у испанского губернатора Сан-Франциско Резанов знакомится с его дочерью Кончитой Аргуэльо. Трагедия двух влюбленных известна. Красивая история, в духе Шеспира. Но полная история жизни Николая Петровича Резанова далека от сказки.
В екатеринбургском издательском доме «Сократ» вышло прекрасно изданное сочинение в трех томах уральского поэта и прозаика Александра Кердана. В третьем томе напечатан исторический роман-дилогия  «Берег отдаленный».               
Как настоящий художник Александр Кердан раскрывает в романе какую-то часть правды, которая ему открывается о цивилизации, о человечестве. Сами искания (роман писался более десяти лет) – это усилия, а открытие, нахождение – это свидетельства о действительности. Что-то поддавалось художественному переосмыслению, пропускалось сквозь   авторский взгляд, с позиции как это могло быть. Без философского размышления писатель не может обобщать большие пласты истории. Пока он работает как биограф, собирая источники, письма, дневники, воспоминания, он осмысливает сюжетные линии, которые впоследствии оживит. Романист работает как реконструктор, воссоздавая время, атмосферу, своеобразие героев, язык. И все же произведение, особенно художественное, всегда несет в себе субъективизм автора.
Исторический материал, изложенный в художественной форме, стимулирует познаватель-ный процесс у читателя. Это так. Читая «Берег отдаленный», я перелопатила гору материала, потому что спорила с автором с самых первых страниц (ведь в справочниках написано обратное!), но, в конечном счете (окунувшись в документы тех лет) многажды убеждалась в его правоте. Мне, как читателю, идущему вслед за мыслью автора, очень жаль, что автор не указал  список использованной литературы, может быть, я прогулялась бы дальше.
Роман «Берег отдаленный» о русских первопроходцах, открывателях Русской Америки на территории Аляски и прилегающих к ней островах. Словно в гигантскую спираль скручивались нити-судьбы людей, и эта спираль оформляла их в единство интересов, целей и задач. От верха до самого основания. Спираль вобрала в себя царей и сановников, военачальников и мореходов, коммерсантов и промысловиков, ученых и священнослужителей и всех объединила одной идеей – служения Отечеству. У подножья спирали вплетались аборигены Аляски – колоши, алеуты, камчадалы, индейцы… У каждого из них свои интересы, но спираль единства сливала всех и выбор другого вектора, другого направления сделать было не возможно. Цель одна: распространение владений компании по северо-западному берегу Нового Альбиона от Нучека до Нутки и усиление там промысла дорогих бобровых шкур. А если сформулировать цели государственные, то это расширение границ Государства Российского, новые торговые связи, хорошие прибыли в казну государства от русских промысловиков Аляски. Недаром сам Государь стал акционером компании. Что касается аборигенов, то в русских колониях они находят надежную защиту от  американских и испанских колонистов.
Известный ученый А.Е. Ферсман писал, что настоящее можно хорошо понять, только зная его прошлое, а бороться за будущее можно лишь учитывая ошибки и успехи прошлых путей. Кердан пытается распознать ошибки прошлого и ставит вопросы: кто же истинный герой? И кому отданы лавры истории? Почему Николай Петрович Резанов блестящий сановник высокого ранга, волею Государя Императора назначенный руководителем кругосветного путешествия к берегам Аляски, так высоко поставленный судьбою в своей миссии, так бесславно завершил земной путь? В словаре Брокгауза-Эфрона Резанов значится не руководителем, лишь инициатором путешествия.   
Не касаясь других сюжетных линий, не менее, а может быть более интересных и спорных, поговорим о Резанове подробней. Как раскрывает нам образ героя Александр Кердан? Судя по всему, Резанов был подвержен року. Стечениям обстоятельств, дающих обратный результат.
В энциклопедии "Британика" имеются такие строки: "Резанов - первый русский, обогнувший весь земной шар... Красавец с волевыми чертами лица, умный, высоко интеллигентный, светский, очаровательный, мужественный, смелый - Резанов представлял собой идеальный тип русского аристократа духа и тела - творителя России. Ни один русский государственный деятель не приобрел за границей, несмотря на вековую неприязнь к России, такой трогательной симпатии, как Резанов…»
  Резанов выходец из обедневшей дворянской семьи, воспитанник  светских аристократиче-ских салонов и  отставник лейб-гвардии Измайловского полка. Может быть, в излишней светскости была заложена та бомба замедленного действия, которая сработала в конце его карьеры? Все за что он ни брался, во что ни вкладывал все силы, знания и волю, в конечном счете, работало против него. Не  потому, что не получалось от незнания или недостатка усердия. Может, беда Резанова наоборот, в излишнем усердии и невнимании к коварным мелочам? 
В биографии Резанова говорится, что еще в 1794 году Николай Петрович был направлен в Иркутск, где познакомился с основателем первых русских поселений на Аляске – Григорием Ивановичем Шелиховым. Там он встретил дочь Шелихова, свою будущую жену  Анну, помогал тестю в делах становления и развития Российско-Американской компании. Именно Шелихов заложив в нем страсть к Аляске, желание продолжить дело основательно.
Автор рисует портрет Николая Петровича Резанова, как натуру деятельную и увлекающую-ся. Его стараниями торгово-промышленное предприятие Шелихова было преобразовано в компанию под покровительством Его Императорского Величества. Можно только представить эмоциональный напор камергера Резанова!
Когда Резанов овдовел, Александр I, чтобы облегчить страдания камергера и наполнить его жизнь былым энтузиазмом,  пригласил на личную аудиенцию и предложил осуществить заветную мечту – принять участие в кругосветном плаванье к Аляске. Воодушевленный встречей, обласканный Государем, Резанов был готов просто ринуться в пучину неизведанного. В  дневнике он записал, что Государь   «объявил волю свою, чтобы я принял на себя посольство в Японии…» А Российско-Американская компания, видя милость и покровительство Государя, поручила ему быть «полным хозяйским лицом не только во время вояжа, но и в Америке».
Начало путешествия сразу же осложнилось конфликтом с капитаном корабля Иваном Федо-ровичем Крузенштерном. Капитан-лейтенант Крузенштерн задолго до путешествия самолично написал письмо морскому  министру Мордвинову с просьбой о снаряжении в кругосветное путешествие. Цель: вояж избавит государство Российское от платежей англичанам за ост-индийские товары, соединит нашу державу с американскими колониями, подобное путешествие – хороший способ воспитать молодое поколение мореходов, возвысит флот российский до уровня иностранных.
«Иван Федорович все еще не мог смириться. Как круто повернулось колесо фортуны! Будто все складывалось отлично. Он был назначен начальником, и это давало ему неограниченную власть и над кораблями и над людьми. Но черт возьми этого Резанова! Он смешал карты. Камергер Резанов - действительный статский советник, его превосходительство, по чину равен контр-адмиралу…»
Да, виною тому конфликту предварительные назначения руководителем экспедиции в двух разных министерствах. Морского – Крузенштерна, коммерции - Резанова. Потом министерства и дирекция компании между собой договорились, но прецедент остался.  Тут как говориться – «нашла коса на камень». После выяснения «кто есть кто», конфликт вырос до бунта и разре-шился только в Нижне-Камчатске в доме губернатора генерал-майора Павла Ивановича Калошина в пользу Н.П.Резанова. Крузенштерн – полная противоположность Резанову. Он – военный, собранный, дальновидный.  И провалы Резанова становились в Санкт-Петербурге победами Крузенштерна.
Для Резанова все было все не в масть. Миссия в Японии не удалась стараниями конкурентов-голландцев. Руководителю голландской фактории, через своего агента-переводчика «удалось уничтожить все виды русского водворения на острова и что именно по его указке японцы отослали наше посольство назад». И все узнается задним числом, когда Резанова уже нет в живых.
После Японии Резанов решил проинспектировать все русские колонии на Аляске. Русская Америка привела посланника в удрученное состояние: поселения бедствовали, свирепствовала цинга, не было продовольствия и хлеба. Два корабля «Юнона» и «Авось» отправляются под руководством Резанова в торгово-продовольственную экспедицию к берегам Сан-Франциско, испанскую колонию в Калифорнии…  Провиант для русских был получен, Резанов срочно возвращается в Россию.
 Когда Николай Петрович Резанов уже в России, будучи смертельно больным, пишет письмо в Санкт-Петербург другу и директору Российско-американской компании Михаилу Матвеевичу  Булдакову, он все еще надеется вернуться к испанцам: «Не знаю, как у вас будет принят план мой, я не щадил для него жизни. Горжусь им столько, что ничего, кроме признательности потомства не желаю. Патриотизм заставил меня изнурить все силы мои…» И постскриптум: «Из калифорнийского донесения моего не сочти, мой друг, меня ветреницей. Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора, а здесь – следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству…» Так  Мария Конча Аргуэлья, тридцать лет ждавшая возлюбленного и после заточившая  себя в монастыре, оказалась всего лишь  «следствием энтузиазма».
Не знаю, насколько прав автор, развенчивая этим письмом красивую легенду... И  можно ли верить тому, что Резанов умер вследствие падения с коня, когда другие письменные источники  говорят о том, что Николай Петрович умер от простуды по дороге в Санкт-Петербург, в городе Красноярске 1 марта 1807 года, о чем сделана запись в метрической книге. 
Вникая в это сложное многоплановое сочинение, мысль наполняется пульсом, происходит перестройка, обретается смысл истории, переоценка усилий тех, кто трудился на благо страны. Рождается благодарность, и герои становятся твоими друзьями. Конечно, роман художественно переосмыслен писателем. Юрий Лотман писал, что роман-реконструкция максимально приближает читателя к реальности, к подлинной личности того, на ком сосредоточено внимание. Что он призван  воссоздать с максимально доступной полнотой ушедшие и растворившиеся в небытии звенья истории. А потому реконструктор не измышляет, он ищет и сопоставляет. Он похож на кропотливого расшифровщика.
Роман поднимает вопросы, поставленные историей, но ответов не получившие до сей поры. Читателю раскрываются страницы прошлого со всеми ошибками и уроками, с характерами героев, характерами определенных групп героев, с развитием событий, которые свивают единство судеб. И все же, целостным делают произведение,  три сюжетные линии, судьбы трех героев: Николая Петровича Резанова, проходящая красной нитью Кириллы Тимофеевича Хлебникова, о котором написал прекрасный отзыв Альберт Лиханов, и русского морского офицера лейтенанта Завалишина. Вокруг них строится вся широта охвата событий, раскрыты страницы прошлого и показаны важнейшие стороны социального и духовного состояния общества. Конфликты и черты героев, делающих историю. Как делаются героями, и почему история теряет своих  героев. Как добросовестный труд или блестящая карьера и не менее блестящие начинания завершаются почти полным забвением, или шекспировскими сюжетами.
Повествование начинается с пролога, с Пушкина. С вьюжной северной зимы Санкт-Петербурга 1837 года, когда жизнь поэта была невыносимой, душной. С того, что судьба напоследок побаловала поэта, послала рукопись незнакомца Кириллы Тимофеевича Хлебнико-ва, в которой за яркими картинами, за сочными строками вставала Камчатка и Русская Америка. Эта рукопись «протянула связующую нить на Камчатку», о которой Пушкин «сам недавно задумал написать статью, делая выписки из Крашенинникова…», русского путешест-венника, участника экспедиции 1733 года Гмелина и Миллера по Сибири, и 1736 года по Камчатке и Курильским островам. Рукопись комиссионера Хлебникова для Пушкина стала   волной вдохновения, когда «уединение, чистый лист и перо – все, что нужно ему, когда так захватила история Петра, когда наконец получено высочайшее соизволение о допуске в архивы…» 
Пролог завязан с финалом романа, и надо полагать, что роман «Берег отдаленный» это дань тем, кто не щадя живота своего, творил историю государства Российского. 
Автор книги пишет легко, видно, что он чувствует себя в этом пространстве свободно. И в чем загадка: он, человек цивилизации 20-21 века, взял на вооружение язык 19 века, язык разночинный, не новый, не особый, но интересный, который позволяет рисовать и  схватывать жизнь как реальность.
Можно было бы коснуться героев более подробно, проследить за движением персонажей, но (а это редко бывает) не хочется «следить», то есть влиять на читательский интерес. Читайте роман, это искренняя и истинная летопись нашего прошлого. У Кердана, как сказал Юрий Лотман, сюжет создается жизнью и только жизнью.

Алла ЦУКОР