Внезапный Мат Конём

Алексей Ратушный
Эта небольшая подборка из классики и собственных практик посвящена сорокалетию моей песни о коне «На могилу коня мне поставьте!»

Собственно из этой песни родилась и стратегическая идея моей аватарки.
Вот уже шестьдесят лет я делаю ходы конём на шахматной доске.

Понятно, что я и сам получил множество матов ходом именно этой фигуры, и поставил моим бесчисленным партнёрам тысячи матов в практической игре.

Они возникали в моих партиях и на улице, и в роскошных квартирах, и во дворцах, и в подвалах, и в лесу, у костра или у ручья или на полянке, и в поле.
И в горах, и в пещерах, и в поездах и в самолетах, на высоте десяти километров над поверхностью земли.

И каждый раз это был уникальный, неповторимый, чудесный, волшебный случай! В какие только комбинации пускался я иной раз ради призрачной возможности объявить внезапный мат конём!

Попробую представить мои любимые позиции.
Далее представлены девять финалов.
Читаем позиции, как текст, «слева направо» и «сверху вниз»!

1. В первую очередь мат Легаля!
Невероятно красивая комбинация игранная более двухсот лет назад!
1. e4 e5
2. Kf3 d6
3. Cc4 Cg4
4. Kc3 a6
5. K:e5 C:d1
6. C:f7+ Kpe7
7. Kd5 #

2. Вторую позицию моего личного рейтинга занимает мат Кереса.
Он был поставлен Паулем Петровичем Кересом в официальном турнире.
В  Защите Каро-Канн! Не успели другие мастера поправить фигуры и расположиться поудобнее за столиками, как в тишине зала повис шёпот: «Мат! В пять ходов! Керес!»
1. e4 c6
2. Kc3 d5
3. Фe2 de
4. K:e4 Kd7
5. Kd6 #

3. Третью позицию занимает мат Зарубина.
Павел Михайлович Зарубин поставил его сыну Евгения Евгеньевича Шевченко в легкой партии на ставочку в варианте Защиты Энглунда!
Просто невероятное «попадание» опытнейшего партнёра «на ровном месте»!
1. d4 e5
2. de Kc6
3. Kf3 Фe7
4. Kc3 K:e5
5. g3 K:f3#

4. Классический спёртый мат.
Только что чёрный конь стоял на е4, ферзь чёрных выдал шах с с5 королю белых, располагавшемуся на ж1. Ладья белых располагалась на д1. Остальное как на диаграмме. Далее было:
1. … Фc5+
2. Kph1 Kf2+
3. Kpg1 Kh3++
4. Kph1 Фg1+
5. Л:g1 Kf2#

5. Мат Динозаврику. В программе «Играем с Динозаврами» в разделе «Играть» мы выбираем пятого по силе Динозаврика» и при простых ходах на перевес, можем получить и такую финальную позицию!
Здесь последний ход белых Kg5-d6#

6. Обожаемый мною мат Хенкина. Название это такому мату я присвоил в знак бесконечного уважения великому мастеру и аналитику Виктору Львовичу Хенкину, автору книги «Последний шах»!
Этот мат мне частенько удавалось реализовать в лёгких партиях в парке Шевченко!
Обычно играющий чёрными «забывает» на миг о чернопольном фианкеттированном слоне  белых. И тогда внезапно мат!
Последний ход белых здесь Kg4-h6#

7. Далее мы перебираемся на третью «строку». Она открывается чудо-матом!
Мат конём и слоном одновременно! Вскрытый шах! Двойной шах и мат!
От двойного шаха ни закрыться, ни побить шахующую фигуру!
Только уходить! Но уходить некуда!
Последний ход чёрных здесь Kd7-f6#

8. День города Урая. Эффектный мат удалось поставить пешкой превращённой в коня!
Последний ход чёрных здесь f2-f1K#

9. И под занавес Мат Васюкова!
Впервые я увидел эту конструкцию в лёгкой партии именно в исполнении выдающегося советского и российского гроссмейстера Евгения Андреевича Васюкова!
Он ушёл от нас 10 мая этого года. Ему было 85 лет!
Именно он в 1978 году весной открывал «мой» Архангельский областной шахматно-шашечный клуб. Именно ему я лично поведал о Мерцающих шахматах летом 1981 года напротив памятника покорителям Космоса на ВДНХ в Москве, а он рассказал мне об «арифметических» шахматах Запада. В "арифметических" партнеры первым ходом делают ход одной фигурой, второй ход двумя фигурами, третий ход - тремя фигурами и так постепенно игра переходит в "мерцающую форму".
Понятно теперь, что именно Запад предпринял немыслимые попытки обесценить моё открытие, поскольку встал вопрос о «приоритете».
Но «арифметические» шахматы глупы, потому что в них нелепо сочетаются монофигурная и полифигурная формы, что связано с плохой проработкой аксиоматики шахматной игры и непонятостью её - шахматной игры - существа. А Мерцающие – изначально полноформатная полифигурная форма, полноценно включающая в себя ортодоксальные шахматы как свой частный случай!
Последний ход чёрных здесь Kd5-e7#