На Орле нельзя не быть орлом

Вячеслав Прытков
Н А     «О  Р  Л  Е»      Н  Е  Л  Ь  З  Я      Н  Е       Б  Ы  Т  Ь     О  Р  Л  О  М.


С  началом  Первой  мировой  войны  Сибирская  флотилия  получила  ряд  судов, переданных  Доброфлотом, которые  переоборудовались  в  военные. Одним  из  таких  кораблей  был  экспрессный  пароход  «Орёл», ещё  недавно  совершавший  международные  рейсы  из  Владивостока. Построенный  в  1909  году  немецкой  фирмой  «Шихау», он  мог  принимать  на  борт  свыше  200  пассажиров, имел  вместительные  трюмы  и  таранное  отделение  с  водонепроницаемой  переборкой.

В  порту  Владивостока  царило  оживление. В  трюмы  «Орла»  грузилось  вооружение, устанавливались  орудия, а  экипаж  укомплектовывался  лучшими  офицерами  и  нижними  чинами. 22  августа  1914  года  «Орёл»  был  зачислен  в  состав  Сибирской  флотилии  как  вспомогательный  крейсер.

Старший  лейтенант  Сергей  Николаевич  Петров, получивший  назначение  старшим  офицером  на  «Орёл», сидел  в  каюте  командира  крейсера  - капитана  2  ранга  П. П. Винокурова, ожидая, пока  тот  отдавал  распоряжения  вахтенному  начальнику  мичману  А. М. Булашевичу. Ему, боевому  офицеру, прошедшему  Русско – японскую  войну  на  эсминцах, командовавшему  подводными  лодками, новое  назначение  на  бывший  пароход  казалось  какой – то  ошибкой, однако, приказ  оставался  приказом, и  он  уже  принимал  это, как  должное, понимая, что  служить  надо  везде, куда  бы  не  посылала  его  отчизна. Мысли  Петрова  прервал  командир:

«Вот, что, Сергей  Николаевич! Знаю, Вы  закончили  Кронштадскую  водолазную  школу  и  являетесь  уже  опытным  Водолазным  офицером. Сегодня  принимаем  на  борт  группу  водолазов  с  оборудованием, разберитесь  с  ними, помогите  с  размещением. Мною  получен  приказ  следовать  в  Пенанг, к  северо – западному  побережью  полуострова  Малакка, к  месту  гибели  нашего  крейсера  «Жемчуг», потопленного  «Эмденом». Там  произведёте  водолазную  разведку  и  приступите  к  подъёму  уцелевшей  крейсерской  артиллерии  и  всего  ценного, что  можно  поднять  на  поверхность.»
«Есть  принять  водолазов, разместить  и  выполнять  поставленную  задачу. Это  по – нашему, стоящее  дело! А  я  уж  было  подумал, ходить  нам  транспортом  до  конца  войны,» - чётко  ответил  Петров.
«Полноте  Вам, Сергей  Николаевич, мы  ещё  повоюем!» -  улыбнулся  командир.

Петров  вернулся  в  свою  каюту.
«Пенанг, Пенанг,» - сейчас  посмотрим. «Вот. Название  «Пулау  Пинанг»  в  переводе  с  малайского  языка  означает  «Остров  арековой  пальмы». До  1867  года  известен, как  «Остров  принца  Уэльского», так  назвали  его  англичане  в  1786  году  в  честь  дня  рождения  этой  особы. Климат  там  влажный  экваториальный, круглый  год – температура  воздуха  за  30  градусов  по  Цельсию, а  воды, примерно  такая  же. Горячие, однако, воды. Ну, что  же, посмотрим.»

Переход  до  Пенанга  «Орёл»  преодолел  без  проишествий, вошёл  в  бухту, бросил  якоря  так, чтобы  иметь  возможность  развернуться  и  вовремя  открыть  огонь  бортовой  артиллерией  по  входу, в  случае  необходимости.

В  первую  водолазную  разведку  пошёл  сам  С. Н. Петров. Останки  «Жемчуга»  оказались  сильно  заилёнными  и  разбросанными. Преобладавшие  сильные  приливно – отливные  течения  мешали  и  без  того  трудной  работе  водолазов, часто  донимали  всюду  снующие  акулы. Работа  по  подъёму  вооружения  крейсера  продвигалась  медленно, удалось  поднять  лишь  120 -  мм  орудие, пулемёт  и  оптические  прицелы, но  и  это  было  сильно  повреждено  водой, и  вряд  ли  представляло  какую – то  ценность. В  результате  несчастного  случая  во  время  водолазных  работ  погиб  унтер – офицер  «Орла»  А. Черепков.
Однако, водолазные  работы  у  Пенанга  пришлось  прекратить. Неожиданные  события  в  Сингапуре, о  которых  русское  консульство  информировало  командира  крейсера  «Орёл», заставили  корабль  срочно  следовать  по  вызову. В  Сингапуре  в  феврале  1915  года  восстал  прибывший  из  Индии  5 – й  мадрасский  лёгкий  полк  сипаев, насчитывающий  почти  тысячу  вооружённых  индусов  и  малайцев  мусульманской  веры. Восстание  против  англичан  спровоцировали  немецкие  разведывательные  службы  совместно  с  турками, пустившие  слух, что  весь  полк  отправляют  воевать  на  турецкий  фронт  против  единоверцев. Командующий  объединённым  флотом  союзников  на  Тихом  океане  вице – адмирал  Г. Джером  обратился  по  телеграфу  за  помощью  ко  всем, кто  находился  в  это  время  поблизости. Вместе  с  «Орлом»  туда  поспешили  два  японских  и  один  французский  корабли.

На  прибывшем  в  Сингапур  вспомогательном  крейсере  «Орёл»  спешно  сформировали  десантный  отряд. На  шкафуте  корабля  перед  выстроившимися  отобранными  добровольцами – мичманом  Л. Е. Кованько, врачом  Н. Н. Кузнецовым, 5 – ю  унтер – офицерами  и  38 – ю  матросами  выступил  командир  десанта  старший  лейтенант  С. Н. Петров:

«Ну, что, орлы, вы  ведь  недаром  с  «Орла»! Покажем  сипаям, как  воюют  русские  моряки?!»

«Так  точно, Ваше  благородие! Не  посрамим  Отечество!» - раздался  дружный  хор  голосов.

С  5  по  15  февраля  1915  года  русский  десант  с  «Орла»  бесстрашно  сражался  с  бунтовщиками  и  искоренял  беспорядки  в  городе. Голодные  и  загнанные  в  джунгли  сипаи, не  имевшие  руководства, стали  сдаваться  и  позднее  были  нейтрализованы  прибывшими  из  Бирмы  колониальными  войсками. На  самом  «Орле»  нашли  убежище  женщины  и  дети, подвергшиеся  нападениям  на  берегу. Не  обошлось  и  здесь  без  урона: в  ходе  боёв  были  тяжело  ранены  три  матроса.
За  союзническую  помощь  в  подавлении  восстания  все  моряки – десантники  удостоились  наград. Старший  лейтенант  С. Н. Петров  получил  орден  св. Анны  2 – й  степени  с  мечами  и  бантом, мичман  Л. Е. Кованько – орден  св. Станислава  3 – й  степени  с  мечами  и  бантом, Н. Н. Кузнецов – орден  св. Анны  3 – й  степени  с  мечами  и  бантом, все  остальные – медаль  «За  усердие»  на  Станиславской  ленте  для  ношения  на  груди.

Вскоре  «Орёл»  возвратился  во  Владивосток  и  стал  кораблём  практического  плавания  Отдельных  Гардемаринских  классов. Для  С. Н. Петрова  открылась  возможность  на  практике  передавать  свой  опыт  и  знания  молодёжи. Этот  опыт  являлся  поистине  уникальным. Закончив  Санкт – Петербургский  Императорский  университет, Сергей  Николаевич  на  флот  поступил  юнкером, 3 – го  сентября  1903  года  произведён  в  мичманы  и  зачислен  в  10 – й  Флотский  экипаж, в  октябре  того  же  года – переведён  в  Порт – Артур. Воюет  на  эм  «Бдительный»  и  «Бойкий». За  успешные  боевые  операции  награждается  орденом  св. Анны  4 – й  степени  «За  храбрость», потом – редкая  для  чина  мичмана  награда – орден  св. Владимира  4 – й  степени  с  мечами  и  бантом. В  1905  году  получает  звание  лейтенанта  за  отличие. После  окончания  Водолазной  школы  назначается  Водолазным  офицером  Отряда  Подводного  плавания  и  помощником  командира  подводной  лодки  «Налим». Командует  последовательно  малыми  подводными  лодками  «Скат» и «Сом», помощник  командира  большой  подводной  лодки  «Генерал – фельдмаршал  Граф  Шереметьев», командир  эсминцев  «Властный»  и  «Грозовой». Продолжается  этот  славный  послужной  список  назначением  в  сентябре  1916  года  командиром  эсминца  «Лейтенант  Сергеев». Его  миноноска  совершает  специальный  поход  в  Архангельск  в  составе  отряда  эсминцев  при  посыльном  судне  «Печенга».
Сергей  Николаевич  берёт  отпуск  и  пробирается  во  Владивосток, известные  октябрьские  революционные  события  застают  его  там, начинаются  гонения  на  офицеров  царской  армии  и  флота. Петров  ищет  убежища  за  границей, уезжает  в  Гонконг. Устраивается  капитаном  китайского  парохода, рулевым  на  американском  корабле, затем  вторым  офицером  на  английском. Специальность  водолаза  позволяет  ему  служить  в  Гонконгском  Департаменте  общественных  работ. Много  сил  и  энергии  отдаёт  он  прокладке  строящегося  подводного  трубопровода  между  материком  и  островом  Виктория. Со  дна  морского  добывает  редкие  экспонаты  для  Гонконгского  Морского  музея. Тяжёлая  работа  водолаза  сказалась на  здоровье  С. Н. Петрова, и  в  возрасте  53  лет  он  уходит  из  жизни.

Как  тут  не  вспомнить  четырёхстишье  известного  поэта  К. Бальмонта:

«Я  спросил  у  могучего  моря
  В  чём  великий  завет  бытия?
  Мне  ответило  звучное  море:
<Будь  всегда  полнозвучен, как  я!>

Такой  полнозвучностью  жизненного  пути  и  отличался  капитан  2  ранга – СЕРГЕЙ  НИКОЛАЕВИЧ  ПЕТРОВ  (1879  -  1932) – НАСТОЯЩИЙ  МОРЯК, ПОДВОДНИК  И  ВОДОЛАЗ.

25  октября  2018  г.                Вячеслав  Прытков.