Н А «О Р Л Е» Н Е Л Ь З Я Н Е Б Ы Т Ь О Р Л О М.
С началом Первой мировой войны Сибирская флотилия получила ряд судов, переданных Доброфлотом, которые переоборудовались в военные. Одним из таких кораблей был экспрессный пароход «Орёл», ещё недавно совершавший международные рейсы из Владивостока. Построенный в 1909 году немецкой фирмой «Шихау», он мог принимать на борт свыше 200 пассажиров, имел вместительные трюмы и таранное отделение с водонепроницаемой переборкой.
В порту Владивостока царило оживление. В трюмы «Орла» грузилось вооружение, устанавливались орудия, а экипаж укомплектовывался лучшими офицерами и нижними чинами. 22 августа 1914 года «Орёл» был зачислен в состав Сибирской флотилии как вспомогательный крейсер.
Старший лейтенант Сергей Николаевич Петров, получивший назначение старшим офицером на «Орёл», сидел в каюте командира крейсера - капитана 2 ранга П. П. Винокурова, ожидая, пока тот отдавал распоряжения вахтенному начальнику мичману А. М. Булашевичу. Ему, боевому офицеру, прошедшему Русско – японскую войну на эсминцах, командовавшему подводными лодками, новое назначение на бывший пароход казалось какой – то ошибкой, однако, приказ оставался приказом, и он уже принимал это, как должное, понимая, что служить надо везде, куда бы не посылала его отчизна. Мысли Петрова прервал командир:
«Вот, что, Сергей Николаевич! Знаю, Вы закончили Кронштадскую водолазную школу и являетесь уже опытным Водолазным офицером. Сегодня принимаем на борт группу водолазов с оборудованием, разберитесь с ними, помогите с размещением. Мною получен приказ следовать в Пенанг, к северо – западному побережью полуострова Малакка, к месту гибели нашего крейсера «Жемчуг», потопленного «Эмденом». Там произведёте водолазную разведку и приступите к подъёму уцелевшей крейсерской артиллерии и всего ценного, что можно поднять на поверхность.»
«Есть принять водолазов, разместить и выполнять поставленную задачу. Это по – нашему, стоящее дело! А я уж было подумал, ходить нам транспортом до конца войны,» - чётко ответил Петров.
«Полноте Вам, Сергей Николаевич, мы ещё повоюем!» - улыбнулся командир.
Петров вернулся в свою каюту.
«Пенанг, Пенанг,» - сейчас посмотрим. «Вот. Название «Пулау Пинанг» в переводе с малайского языка означает «Остров арековой пальмы». До 1867 года известен, как «Остров принца Уэльского», так назвали его англичане в 1786 году в честь дня рождения этой особы. Климат там влажный экваториальный, круглый год – температура воздуха за 30 градусов по Цельсию, а воды, примерно такая же. Горячие, однако, воды. Ну, что же, посмотрим.»
Переход до Пенанга «Орёл» преодолел без проишествий, вошёл в бухту, бросил якоря так, чтобы иметь возможность развернуться и вовремя открыть огонь бортовой артиллерией по входу, в случае необходимости.
В первую водолазную разведку пошёл сам С. Н. Петров. Останки «Жемчуга» оказались сильно заилёнными и разбросанными. Преобладавшие сильные приливно – отливные течения мешали и без того трудной работе водолазов, часто донимали всюду снующие акулы. Работа по подъёму вооружения крейсера продвигалась медленно, удалось поднять лишь 120 - мм орудие, пулемёт и оптические прицелы, но и это было сильно повреждено водой, и вряд ли представляло какую – то ценность. В результате несчастного случая во время водолазных работ погиб унтер – офицер «Орла» А. Черепков.
Однако, водолазные работы у Пенанга пришлось прекратить. Неожиданные события в Сингапуре, о которых русское консульство информировало командира крейсера «Орёл», заставили корабль срочно следовать по вызову. В Сингапуре в феврале 1915 года восстал прибывший из Индии 5 – й мадрасский лёгкий полк сипаев, насчитывающий почти тысячу вооружённых индусов и малайцев мусульманской веры. Восстание против англичан спровоцировали немецкие разведывательные службы совместно с турками, пустившие слух, что весь полк отправляют воевать на турецкий фронт против единоверцев. Командующий объединённым флотом союзников на Тихом океане вице – адмирал Г. Джером обратился по телеграфу за помощью ко всем, кто находился в это время поблизости. Вместе с «Орлом» туда поспешили два японских и один французский корабли.
На прибывшем в Сингапур вспомогательном крейсере «Орёл» спешно сформировали десантный отряд. На шкафуте корабля перед выстроившимися отобранными добровольцами – мичманом Л. Е. Кованько, врачом Н. Н. Кузнецовым, 5 – ю унтер – офицерами и 38 – ю матросами выступил командир десанта старший лейтенант С. Н. Петров:
«Ну, что, орлы, вы ведь недаром с «Орла»! Покажем сипаям, как воюют русские моряки?!»
«Так точно, Ваше благородие! Не посрамим Отечество!» - раздался дружный хор голосов.
С 5 по 15 февраля 1915 года русский десант с «Орла» бесстрашно сражался с бунтовщиками и искоренял беспорядки в городе. Голодные и загнанные в джунгли сипаи, не имевшие руководства, стали сдаваться и позднее были нейтрализованы прибывшими из Бирмы колониальными войсками. На самом «Орле» нашли убежище женщины и дети, подвергшиеся нападениям на берегу. Не обошлось и здесь без урона: в ходе боёв были тяжело ранены три матроса.
За союзническую помощь в подавлении восстания все моряки – десантники удостоились наград. Старший лейтенант С. Н. Петров получил орден св. Анны 2 – й степени с мечами и бантом, мичман Л. Е. Кованько – орден св. Станислава 3 – й степени с мечами и бантом, Н. Н. Кузнецов – орден св. Анны 3 – й степени с мечами и бантом, все остальные – медаль «За усердие» на Станиславской ленте для ношения на груди.
Вскоре «Орёл» возвратился во Владивосток и стал кораблём практического плавания Отдельных Гардемаринских классов. Для С. Н. Петрова открылась возможность на практике передавать свой опыт и знания молодёжи. Этот опыт являлся поистине уникальным. Закончив Санкт – Петербургский Императорский университет, Сергей Николаевич на флот поступил юнкером, 3 – го сентября 1903 года произведён в мичманы и зачислен в 10 – й Флотский экипаж, в октябре того же года – переведён в Порт – Артур. Воюет на эм «Бдительный» и «Бойкий». За успешные боевые операции награждается орденом св. Анны 4 – й степени «За храбрость», потом – редкая для чина мичмана награда – орден св. Владимира 4 – й степени с мечами и бантом. В 1905 году получает звание лейтенанта за отличие. После окончания Водолазной школы назначается Водолазным офицером Отряда Подводного плавания и помощником командира подводной лодки «Налим». Командует последовательно малыми подводными лодками «Скат» и «Сом», помощник командира большой подводной лодки «Генерал – фельдмаршал Граф Шереметьев», командир эсминцев «Властный» и «Грозовой». Продолжается этот славный послужной список назначением в сентябре 1916 года командиром эсминца «Лейтенант Сергеев». Его миноноска совершает специальный поход в Архангельск в составе отряда эсминцев при посыльном судне «Печенга».
Сергей Николаевич берёт отпуск и пробирается во Владивосток, известные октябрьские революционные события застают его там, начинаются гонения на офицеров царской армии и флота. Петров ищет убежища за границей, уезжает в Гонконг. Устраивается капитаном китайского парохода, рулевым на американском корабле, затем вторым офицером на английском. Специальность водолаза позволяет ему служить в Гонконгском Департаменте общественных работ. Много сил и энергии отдаёт он прокладке строящегося подводного трубопровода между материком и островом Виктория. Со дна морского добывает редкие экспонаты для Гонконгского Морского музея. Тяжёлая работа водолаза сказалась на здоровье С. Н. Петрова, и в возрасте 53 лет он уходит из жизни.
Как тут не вспомнить четырёхстишье известного поэта К. Бальмонта:
«Я спросил у могучего моря
В чём великий завет бытия?
Мне ответило звучное море:
<Будь всегда полнозвучен, как я!>
Такой полнозвучностью жизненного пути и отличался капитан 2 ранга – СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЕТРОВ (1879 - 1932) – НАСТОЯЩИЙ МОРЯК, ПОДВОДНИК И ВОДОЛАЗ.
25 октября 2018 г. Вячеслав Прытков.