О тотальных институтах

Михаил Небрицкий
Тотальная институция – процесс пребывания индивида в местах скопления большого количества людей, при этом, как правило, лишённого свободы и личного имущества. Примерами таких институтов являются: тюрьма, армия, психиатрическая лечебница, интернат и т.д.
Цель, которую преследуют подобные заведения, согласно учению Ирвинга Гофмана – это получение полного контроля над разумом и телом человека, попавшего в их владение. Это объясняется заметным непропорциональным соотношением сотрудников учреждения и заключённых, потому для полноценного контроля малым количеством людей большого удобно, чтоб подход и метод воздействия был ко всем одинаковый. Таким образом, первое, чего стараются лишить узника – это собственное «я».
Избавив индивида от имущества, представители института лишают его основного мерила самореализации, а значит и стимула к достижению чего-либо. Заставляя принимать различные позы, такие как стойка «смирно», встать, когда вошёл надзиратель и других – берётся под контроль тело. Физическое и психологическое воздействие на лицо в местах, отрезанных от внешнего мира, бесспорно искажают личность, стирая грани индивидуализма.
Однако, исходя из того же учения американского социолога, психология человека рассчитана на то, чтоб в любых неблагоприятных условиях адаптироваться к окружающей среде, сохранив собственное «эго» на сколько это возможно. 

Так он выделил четыре типа адаптации в условиях лишения свободы

Первый тип, попадая в подобные места, купирует сознание, ограждаясь от всего окружающего. Поскольку его лишили почти всего, он сосредотачивается на единственном, что у него осталось – своём теле. Этим объясняется увлечение силовыми упражнениями среди заключённых и солдат.
В более острых формах наблюдается стремление максимально удовлетворить физиологические потребности, а в отдельных случаях доходит до психоза, или регрессии (среди пациентов психиатрических больниц).

Второй тип сознательно отказывается адаптироваться под перемену условий. Это, как правило, связано с чёткими внутренними убеждениями, неоднократным лишением свободы, стремлением максимально сохранить собственное «я» и другими причинами. Такие лица вызывают повышенное внимание у администрации лечебных и исправительных структур, потому к ним прилагается больше усилий, чтоб сломить их личность. Для них вводится особый режим и условия пребывания.

Третий тип «берёт от жизни всё», точнее, всё, что доступно в данной ситуации. Человек учится наслаждаться малым, при этом, со временем, воспринимает это как единственный способ удовлетворить досуг: дедовщина, наркомания, раздача кличек и др. Таким образом, людям, вышедшим на свободу после десятилетнего заключения, могут нравится песни, актуальные во времена, когда они в последний раз были на свободе. Остаются и вкусовые предпочтения: чефир, сигареты без фильтра и гомосексуализм.

Четвёртый тип – наиболее адаптивный к тяжёлым временам. Он способен притворяться, будто его устраивает положение дел. Выполнять порученные работы, ни с кем не конфликтовать и, как правило, находиться у всех на хорошем счету. Это помогает обмануть надзирателей, усыпляя их бдительность. Поэтому таким лицам уделяется минимум внимания и мероприятий по подавлению воли, кроме того, предоставляется ряд привилегий. Этот образец поведения позволяет максимально сохранить индивидуальность, а также, в отличие от предыдущих трёх, быстро адаптироваться к жизни после выхода на волю.

Способ адаптации напрямую зависит от характера и стиля жизни, который был у узника до заключения. Первый представитель, как правило, не отличается широтой мировоззрения. Подобные ситуации для него из ряда «вон выходящих», потому, как действовать в таких случаях, и как действовали до него, он просто не знает. Неведенье же, как известно – мать страха, чем и объясняется данная реакция.

Второй образец явно обладает лидерскими качествами. Его мало волнует чужое мнение и он привык добиваться своего, идя для этого напролом. С первым типом его объединяет узость взглядов и выраженный эгоцентризм, а также то, что он никогда не допускал версии оказаться в подобном заведении.

Третий индивид – типичный гуляка. Фанат развлечений, плывущий по течению и не думающий о завтрашнем дне. Как правило, он наделён определённой харизмой, что зачастую и превозносит его в ранг элиты: блатные и др. Безответственность позволяет ему идти на рискованные поступки, внушающие у некоторых уважение.

Четвёртый – человек, знающий своё место и «не прыгающий выше головы». Типичные представители – «мужики» на зоне. Люди, весьма неприхотливые, думающие на несколько шагов вперёд. Их основной козырь – терпение, наблюдательность и неконфликтность. При этом, те, кто не пренебрегает своими убеждениями и не «скрысились» также вызывают уважение у большинства таких же братьев по несчастью.